ПРОСТИТУЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПРОСТИТУЦИЯ
1. (Общее значение) практика, предполагающая сексуальные услуги за плату или другое вознаграждение. 2. (Правовое значение) специфически сексуальное преступление; 3. Экономические и др. услуги за вознаграждение: экономическая, политическая и иная проститутка (не юридическое словоупотребление).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ПРОСТИТУЦИЯ
(лат. prostitutio prostituerc - выставлять, предлагать на продажу) — предоставление за плату сексуальных услуг. Характер услуг, предполагаемых П., дискутируется: при широком взгляде имеются в виду любые услуги сексуального характера; при подходе, стремящемся к строгости, под сексуальными услугами понимаются относящиеся к сексу как таковому и не принимаются во внимание услуги (также платные), направленные лишь на зрительное (стриптиз) или слуховое (секс по телефону) возбуждение клиента.
В более широком и метафорическом смысле «П.» обозначает продажность, в особенности по отношению к тому, что является выражением свободы человека как личности или его свобод как гражданина, — что не подлежит продаже и не отчуждаемо от личности без потери ее достоинства: так воспринимается использование интеллектуальных и творческих сил или политического положения исключительно ради денег. Но таково и негативное ценностное значение П. в собственном смысле слова: коммерциализация сексуальности воспринимается как окончательное лишение ее человечности и персональной уникальности. Осознание феномена П. как таковой обусловлено утверждением принципов целомудрия, чистоты интимных отношений, непременной включенности секса в любовь и брак. Предоставление сексуальных услуг, тем более в форме продажи собственного тела, знаменует попрание этих принципов. Исторически первые формы П. - П. гостеприимства (постепенно трансформировавшаяся в т.н. семейную П.) и ритуальная (религиозная) П. стали основой для П. в собственном смысле слова - организованной (в публичные дома и явной) или свободной (индивидуальной, нередко тайной) — как предоставлении, как правило женщинами, своего тела для сексуального удовлетворения каждого желающего за плату. Обычаи ритуальной и гостеприимной П. известны почти у всех народов, и они сохраняются относительно долго параллельно П. в собственном смысле слова. Организатором и своеобразным идеологом первых публичных домов был Солон, видевший в П. средство защиты добропорядочности семейных дам. Благодаря Ульпиану в римском праве сформировалось представление о П. именно как о публичном (т.е. всем и каждому, без разбора) предоставлении услуг; а факт их платности не считался существенным: так, не рассматривались в качестве П. отношения женщины с одним или несколькими определенными мужчинами, к-рые ее содержали; не назывались проститутками те, кого в Греции называли «гетерами» (греч. компаньон, друг); но проститутками считались и блудницы, т.е. те, к-рые могли отдаваться без разбора и не за деньги, а лишь из похоти (впрочем, неясно, как это оформлялось юридически). К проституткам иногда относили и тех женщин, к-рые, не отдаваясь сами, принуждали к этому насилием или соблазном других. Но неизвестно, чтобы за такие же действия относили к категории проституток мужчин; хотя по крайней мере уже в поздней античности встречаются факты П. мужчин.
В истории мысли высказывались и существенно иные мнения о П., относящие к ней любые внебрачные сексуальные отношения (Ч.Ломброзо). Но такой подход, по-видимому, осложняет не только этическое, но и юридическое определение П.; точность последнего важна как с т.з. сохранения общественных нравов, так и в фискальных целях — там, где легализованная П. облагается специальным налогом (как это было уже в Римской империи, где П. стала одним из источников дохода в казну). И в Греции, и в Риме различались по категориям женщины, к-рые по европейским понятиям все могли бы быть названы проститутками; соответственно их социальный и правовой статус был различным. Осуждение П. в христианстве вытекало из общей проповеди целомудрия и борьбы с сексуальной распущенностью и внебрачными половыми отношениями. Однако действительный успех был достигнут в искоренении ритуально-культовой П., поскольку последняя сохранялась в позднеримской империи при храмах языческих богов, поклонение к-рым с распространением христианства и упрочением его в качестве государственной религии оказалось вытесненным «в подполье». Однако в средние века П. возрождается и получает широкое распространение. Росту П. способствовал ряд социальных факторов: постоянные войны и длительные военные походы, множество не имеющих права жениться мужчин (подмастерья, клирики), большое количество незамужних и необеспеченных женщин, рост городов. П. получает оправдание как необходимая защита брака и семьи; а развитие лагерно-полковой П. рассматривалось и как возможная превентивная мера против роста насилия по отношению к женщинам со стороны солдат. Хотя в перв. столетия христианства Церковь активно обличала П. У Фомы Аквинского можно встретить замечания о социально-оздоравливающей роли П. К 15-16 вв. во многих государствах Европы П. институционализируется, нередко под королевским патронажем. Однако с распространением венерических заболеваний в это же время предпринимаются государственные усилия по контролю, ограничению и запрету П. Суровая борьба с П., сопровождавшаяся ужесточением карательных мер, усиливается в 17 в. Однако столетие спустя малоэффективность карательных мер стала очевидной, и постепенно в европейских странах складывается регламентационный порядок контроля за П., согласно к-рому занимающиеся П. женщины должны были регистрироваться в полиции, проходить медицинский осмотр и при необходимости — принудительное лечение. Особыми законами регламентировалось существование и функционирование публичных домов.
В ответ на это получила развитие замаскированная П.: многие проститутки скрывают свою деятельность под вывеской внешне добропорядочных профессий. Многовековой исторический опыт показывает, что никогда и нигде, даже при самых репрессивных режимах, П. не поддавалась искоренению, — она могла лишь подавляться, загоняться в подполье и тем самым еще сильнее криминализироваться.
В 60-е гг. 19 в. в Англии зарождается и постепенно распространяется по Европе общественное аболиционистское движение — за искоренение П. путем предоставления возможностей для образования девушкам из бедных семей и создания специальных рабочих мест для малообеспеченных женщин. Резко выступая против П., аболиционисты в то же время требовали отмены законов о регламентации П. как не способствующих действительному оздоровлению общества и утверждающих двойной моральный стандарт в отношении к мужчинам и женщинам и призывали признать право женщины, как и каждого человека, свободно располагать собою. Художественная лит-ра 19 в. создала целую галерею образов жен щи н-проституток, способствуя тем самым общественному признанию драматизма жизненных обстоятельств и личной трагедии женщины, вынужденной заниматься П. (Ф.М.Достоевский, Г. де Мопассан, О.Бальзак, А.И.Куприн и др.).
С развитием во втор. пол. 20 в. сексуальной революции (выразившейся в либерализации сексуальных нравов и в массовом выведении сексуальных отношений за рамки брака), а также с ростом коммерциализации сексуальной сферы П. практически легитимизируется в общественном мнении (брезгливое осуждение вызывает лишь уличная П.). П. становится одним из компонентов широкой индустрии сексуальных услуг (ср. Порнография), открыто предлагается в т.н. секс-турах или скрывается под ширмой агентств эскорт-услуг, массажных кабинетов, бюро брачных знакомств, в т.ч. международных. Уже в социалистической общественной мысли 19 в. П. рассматривалась в контексте комплекса других социальных проблем.
В марксизме П. описывалась широко — как форма эксплуатации, как частное выражение общей проституированности наемного работника и человеческих отношений вообще. Любые отношения между полами, в т.ч. между супругами, опосредованные материальной зависимостью, относились к П. Если не рассматривать (подобно Ломброзо) занимающихся П. как патологических личностей с врожденной нравственной неполноценностью, то П. предстает по преимуществу как социальное явление. Это подтверждается и резким скачком П., наблюдающимся во всех странах переходного типа, стабильно высоким уровнем занимающихся П. в слаборазвитых странах, социальным происхождением тех, кто занимается П. в экономически развитых странах. П. действительно является наиболее доступным видом заработка, фактически не требующим специального образования и особых профессиональных навыков. Согласно либеральной т.з., П. должна быть выведена из компетенции уголовного права. Как отмечалось в Докладе Комиссии Уолфендена (Wolfenden Committee, США) о гомосексуализме и проституции (1963), аморализм в частной сфере не может быть предметом уголовного законодательства; закон должен регулировать те формы П., к-рые опасны для общественного порядка и оскорбительны для обычных граждан. Согласно Американскому союзу гражданских прав (1973), запрещение П. является антиконституционным. Из этого не следует, что П. должна поддерживаться, но индивидуальная П. вполне может рассматриваться как разновидность предпринимательства (что, напр., предполагается шведским законодательством). Этот подход обосновывается данными массовых исследований, показывающих, что экономические мотивы, как правило, являются определяющими для занятий П. Как таковая П. должна быть предметом обычного в таких случаях законодательного регулирования, устанавливающего, помимо прочего, гигиенические и санитарно-медицинские нормативы деятельности в этой сфере. Вместе с тем развиваемая некоторыми либералами и либертаристами контракторная теория П. подвергается критике с кантианских позиций. К тому же она не соответствует действительности: нередко девушки, в особенности совсем юные, проституируются обманным путем или посредством прямого насилия.
В связи с этим особенно актуальна проблема декриминализации П. — не столько в вышеназванном смысле выведения ее из уголовной юрисдикции, но в смысле возможно максимального ее отсечения от контроля со стороны криминала. Радикальный феминизм рассматривает П. как архетип женского отношения к мужчине: все разновидности этих отношений предполагают продажу женщины одному или многим мужчинам (жена, секретарша, любовница), а плата может выражаться как в материальной, так и в нематериальной (одобрение и поддержка) форме. П. соответствует желанию мужчины унизить и разложить женщину и является средством контроля над всеми женщинами.
В рационалистической культуре Запада мужчина имеет, а женщина принадлежит; в отличие от мужчины женщина определена гл.о. в сексуальных понятиях, поэтому, продавая сексуальность, она продает себя. Радикальный феминизм отличается в трактовке П. от марксизма своим отказом рассматривать П. как разновидность наемного труда и от либерализма — более широким пониманием природы отношений между полами. П. трактуется как институционализированная форма господства мужчины над женщиной, так что уничтожение П. возможно лишь с ликвидацией экономической монополии мужчин и разрушением взгляда на женщину как на преимущественно сексуальный объект. Лит.: Блох И. История проституции. СПб.: Аст-Пресс; РИД, 1994; Реньо Ф. Проституция. Историческое развитие и современное состояние проституции. М: Л.О.Крумбюгель и Н.Н.Худяков, 1907; Шашков С.С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. История русской женщины // Шашков С.С. Собр. соч. Т. 1 СПб.: Изд-'во О.Ы. Попова, 1898; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961. С. 83-86; Hoshii 1. The World of Sex. \Ы. IV. Sex in Ethics and Law. Woodchurch: Paul Norbury Publications Ltd, 1987. P. 177-209; Jaggar A.M. Prostitution // Philosophy of Sex: Contemporary Readings/ Ed. A.Soble. Totowa, NJ: Littlcfield, Adams and Co., 1980. P. Г.Апресян, О.П. Зубец

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001