ПРОШЛОЕ - БУДУЩЕЕПРОЭРЕСИЙ

ПРОЩЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ПРОЩЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Прощение

(Forgiveness).

В Св. Писании идею прощения выражают семь слов  три евр. и четыре греч. В ВЗ употребляютея евр. слова: kipper  "покрывать", nasa  "нести" ("забирать вину"),salah  "прощать".Словоnasa может означать Божье и человеческое прощение, остальные два  только Божье прощение.

В греческом языке НЗ это понятие выражают слова apolyein, charizesthai aphesis и paresis. Apolyein встречается несколько раз и переводится как "отпускать", "разводиться" (вМф5:31 "разводиться с женой ") и лишь один раз означает "прощать" (Лк 6:37). Paresis ветречается тоже только один раз (Рим 3:25) и означает "откладывать в сторону", "отбрасывать" или "невменять", "необращать внимания". Чтобы праведный Бог мог простить грехи, "соделанные прежде", "Бог предложил в жертву умилостивления" Христа (Рим 3:25). Слово charizesthai встречается только у Луки (Лк 3:25; Деян 3:14) и у ап. Павла, и только у ап. Павла  в значении "прощать грехи" (2 Кор 2:7; Еф 4:32; Кол 2:13; 3:13). Это слово подчеркивает милость Божью, поэтому оно использовано в рассказе об исцелении слепых (Лк 7:21) и в размышлении ап. Павла о том, что Бог не может не даровать " нам... всего" (Рим 8:32).

В НЗ слову "прощение" соответствует существительное aphesis. Оно употребляется пятнадцать раз (напр., Мф 26:28). Глагол с тем же значением  "отправлять" или "отпускать"  ветречается в НЗ около сорока раз.

Ни одно религиозное учение, к-ром е библейского, не говорит о всепрощении Божьем. В Библии эта мысль звучит неоднократно,напр.: "Уврачуюотпадение их, возлюблю их по благоволению..." (Ос 14:5); "...прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф4:32); "И грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр 10:17). Во 2 Кор 12:13 и Кол 2:13 ап. Павел употребляет слово charizesthai, подчеркивая, что прощение установлено самим Богом. Готовность Божья к прощению явствует из притчи о блудном сыне, или о "милосердном отце"(Лк 15:1132).

Бог не прощает только один грех  хулу на Духа Святого (Мк 3:29; Мф 12:32). Из контекста видно, что, когда человек приписывает нечистым духам дела Духа Святого, он хулит Духа. Однако многие толкователи (включая Августина) считали, что хула на Духа включает в себя упорство в этом виде зла. Некрые предполагают, что это дух непрощения (Мф 18:3435). Возможно, это то же самое, что "грех ксмерти" (1 Ин 5:16).

Прощение беспредельно. В Лк 17:4 сказано, что прощать нужно до "семи раз в день", в Мф 18:22  "до седмижды семидесяти раз". Вероятно, эти цифры означают беспредельность. Из слов Иисуса "...если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешенийего" (Мф 18:35)следует, чтонужно научиться прощать прежде, чем обидчик попросил прощения.

Нам, чтобы получить прощение, необходимо покаяться (Лк 17:34). Богу необходимо пролитие крови, поскольку "без пролития крови не бывает прощения " (Евр 9:22), ибо "душа тела в крови " (Лев 17:11). В конечном счете речь идет о пролитии крови Христовой (Евр 9:26) и Его воскресении (Рим 4:25).

J. К. grider (пер. а.К.)

Библиография: P. Lehmann, Forgiveness; ?. R.

Mackintosh, The Christian Experience of Forgiveness; E.B. Redlich, The Forgiveness of Sins; V. Taylor, Forgiveness and Reconciliation.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПРОЩЕНИЕ

отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: «Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром» («Даоде цзин», § 49, 63), «Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика» («Дхаммапада», 389). В христианской этике прощение является важным моментом добродетели милосердия; этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (см.: Лк. 17:3—4), так и всякого согрешающего против тебя (см.: Мф. 18:21). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зяо или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство: напротив, благословляйте» (I Петр. 3:9, см. также Мф. 18:21). Прощение — это забвение обиды и согласие на мир (ср. Деян. 7:60), в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Примирение фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовном очищении и воссоединении с Богом. Требованием прощения предполагается и отказ от намерения судить других и навязывать им свое мнение (см. Рим. 2:1). Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгусовершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование прощения приходит в противоречие с заповедью любви: прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.

В отличие от этики милосердия и совершенства в контракторной концепции морали прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т. Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При утилитарно-пруденциальном подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр).

В конце 20 в. понятие Прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.). Решение этой задачи проясняется, процедурно дифференцируется и инструментализируется в отношении возможных ситуаций, различных по обстоятельствам и включенным в них лицам.

Р. Г. Апресян

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ПРОЩЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПРОЩЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПРОЩЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПРОЩЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПРОЩЕНИЕ — 0