ПРОКНАПРОКОПОВИЧ Феофан

Прокопович

Найдено 3 определения термина Прокопович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Прокопович

Феофан (1681-1736) - русский государственный и церковный деятель, глава “Ученой дружины” при Петре I, идеолог росвещенного абсолитизма. Автор сногочисленных трудов социально-политических и богословско-философских трактатов. Его труды объективно способствовали отделению отечественной философии от теологии, оказали влияние на М.В. Ломоносова и русских просветителей 18 века.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Прокопович

один из вождей либеральной интеллигенции. В 90-х г.г. Прокопович проходил школу легального марксизма, в конце десятилетия выступил, как наиболее крайний представитель "экономистов". Вместе со своей женой, Кусковой, он является автором знаменитого "Credo", в котором русскому пролетариату рекомендовался путь английского тред-юнионизма. Одновременно Прокопович пишет книги о европейском рабочем движении, долженствующие подкрепить эту основную его идею. В начале 900-х г.г. Прокопович входит в либеральную группу "Союза Освобождения", позже даже выбирается членом ЦК партии кадетов, но через некоторое время опять отходит влево и с тех пор занимает позицию кадетствующего почти-социал-демократа. В 1917 г. Прокопович, как "деловая" фигура и почти-с.-д., входит в правительство Керенского первых составов, в качестве министра торговли и промышленности, а затем как министр продовольствия, но уходит с поста незадолго до Октября, ввиду хаоса в правительственном аппарате. В годы гражданской войны Прокопович платонически сочувствует контр-революции. Свое лицо демократического контр-революционера Прокопович показывает в 1921 г., когда, войдя в ЦК Помгола (не советского, а так называемого "общественного"), вместе с Кусковой и Кишкиным (отсюда знаменитое прозвище "Прокукиш"), начинает заниматься организацией антисоветских сил вместо помощи Советской власти в борьбе с голодом. Высланный за границу, Прокопович проповедует демократию в бело-эсеровских "Днях". /Т. 3/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ПРОКОПОВИЧ

Феофан [1681 – 8(19) сент. 1736] – рус. и укр. обществ. и церк. деятель, ученый, поэт. Род. в купеч. семье в Киеве. Окончил филос. курс в Киевской духовной академии, продолжал образование в Польше и Ватикане. По возвращении на родину (ок. 1704) принял монашество, преподавал в Киево-Могилянской академии. В 1716 был назначен псковским епископом, в 1721 – вице-президентом Синода; с 1724 – архиепископ новгородский. Возглавлял "ученую дружину" Петра I, к которой принадлежали Татищев, А. Кантемир, А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой. П.– автор ряда уч. пособий и историч. трудов, первой светской трагикомедии "Владимир" (1705). По поручению Петра I П. написал "Духовный регламент" (1720), к-рый представлял собой политич. и сатирич. памфлет, направленный против претензий "князей церкви" и злоупотреблений духовенства; в памфлете нашло выражение требование о превращении духовенства в "государевых богомольцев" и распространителей просвещения. В филос.-юридич. трактате "Правда воли монаршей" (1722), а также в своих речах и проповедях П. выдвигал идеи просвещенного абсолютизма. В философии П. стремился согласовать веру со знанием и приспособить науку к религии. Он критиковал материалистич. тенденцию в философии Аристотеля, выступал против атеизма Эпикура и Спинозы. Критикуя схоластич. умствования, П. стремился распространять естеств.-науч. открытия, вел астрономич. наблюдения, занимался математикой. Отходя порой от традиц. религ. объяснения истории, П. высказывал идеи, созвучные концепциям естественного права и общественного договора. "И замечательно, что наиболее выдающийся публицист эпохи Петра ссылается на естественное право раньше, нежели на Писание; недаром ревнители православия считали его малонадежным богословом" (Плеханов Г. В., Соч., 21, 1925, с. 47). Соч.: Соч., М.–Л., 1961; Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные, ч. 1–3, СПБ, 1760–65; Богословские сочинения, СПБ, 1774; Рассуждение о безбожии..., М., 1774; История императора Петра Великого, СПБ, 1773. Лит.: Чистович И., Ф. П. и его время, СПБ, 1868; Mорозов П., Ф. П. как писатель, СПБ, 1880; История философии, т. 1, М., 1957, с. 479–80; ?етров Л. ?., Филос. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1957; его же, Антирелиг. тенденции в филос. мысли России первой половины XVIII в., в сб.: Материализм и религия, М., 1958; его же, Социологич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1958; его же, Общественно-политич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1959; Бетяев Я. Д., Общественно-политич. и филос. мысль в России в первой половине XVIII в., Саранск, 1959; Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960, с. 71–80; Гудзiй ?. ?., ?. Прокопович, в кн.: Матерiали до вивчення iстopi? укра?нсько? лiтератури, т. 1, К., 1959; ?еtznеr J., Theophan Prokopovi? und die russische Fr?haufkl?rung, "?. Slawistik" 1958, Bd 3, ?. 2–4, S. 351–68. Л. Петров. Иркутск.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме Прокопович — 0

Найдено научныех статей по теме Прокопович — 0

Найдено книг по теме Прокопович — 0

Найдено презентаций по теме Прокопович — 0

Найдено рефератов по теме Прокопович — 0