ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Происхождение человека
учения о возникновении человека в эволюционной истории природы. Полагают, что генетический род Человек возник в Юго-Восточной Африке (Кения) 6-5 миллионов лет назад. Цепочка преобразований, приведшая к возникновению человека примерно такова: австралопитеки (человек умелый), архантропы (человек умелый и прямоходячий), палеотропы (неандертальцы — человек разумный) и, наконец, неоантропы (кроманьонцы — человек разумный).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
После выхода трудов Ч. Дарвина и Т. Гексли, посвященных П. ч., в науке прочно утверждается представление о родстве человека с высш. обезьянами. Родство это доказывается сравнительно-анато-мич., эмбриологич. и физиологич. исследованиями, изучением высш. нервной деятельности человека и обезьян, а также данными палеонтологии и палеоантропологии. Решив проблему предков человека, Дарвин и Гексли Вместе с тем не смогли правильно ответить на вопрос об осн. движ. силах превращения др. высш. обезьян в человека. Ответ на этот вопрос дал Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Согласно трудовой теории антропогенеза, именно трудовая деятельность была гл. движ. силой в процессе очеловечения высш. приматов. В ходе этого процесса соц. факторы развития постепенно устраняли действие факторов биологических. Место П. ч. до сих пор точно не определено. В свете имеющегося в наст. вр. археологич. и палеоантропологич. материала наиболее вероятной родиной человека представляется Вост. Африка, где найдены самые др. остатки людей и следы их труд. деятельности. Тем не менее нек-рые ученые окончательно не сбрасывают со счетов в качестве возможных мест становления человека Юго-Вост. Азию и ряд др. регионов. Непосредств. предками человека были австралопитековые обезьяны, обитавшие во мн. районах земного шара. Они передвигались на двух ногах, охотились на мелких животных, имели сравнительно развитый мозг. В процессе эволюции из числа австрало-питековых выделились наиболее высокоразвитые формы, начавшие изготовлять орудия. Речь идет о Homo habffis («человеке умелом»), остатки к-рого были найдены в 1960 англ. археологом Л. Лики в Оддувайском ущелье в Танзании. Возраст этого существа был определен калий-аргоновым методом в 1750-1850 тыс. лет. Еще древнее найденные Л. Лики в 1970 в районе Кооби-Форы в Кении примитивные каменные орудия - их возраст 2,6 млн. лет. Мн. ученые считают Homo habilis древнейшим человеком, однако нек-рые исследователи полагают, что это существо было еще не настоящим человеком, а «предчеловеком», и утверждают, что его труд носил несистематич., полуинстинкт, характер. Более развитыми древнейшими людьми являлись яванские питекантропы (большинство их жило 0,5-1 млн. лет назад, однако возраст наиболее др. особей, по-видимому, достигает 1,5-1,9 млн. лет), чадант-роп (1 млн. лет) в Центр. Африке, атлантроп (600 тыс. лет) в Сев. Африке, гейдельбергский человек и человек из Вертешселлеша (приблизительно 500 тыс. лет) в Центр. Европе, олдувайский питекантроп (около 500 тыс. лет) в Вост. Африке, синантроп (300 тыс. лет или несколько ранее) в Вост. Азии и т. д. Следующей стадией в развитии человека были др. люди - неандертальцы, впервые появившиеся 200-150 тыс. лет назад и заметно эволюционно продвинувшиеся в сравнении с древнейшими людьми. По объему мозга неандертальцы мало отличались от совр. людей, однако строение мозга было у них более примитивное. И все же у неандертальцев, по-видимому, значительно повысилась способность к абстракции, о чем, в части., свидетельствует появление у них религ. представлений. Нек-рые исследователи даже допускают возможность возникновения у неандертальцев зачаточных форм родовой организации. Наиболее высокоразвитые формы неандертальцев были предками возникшего ок. 40 тыс. лет назад человека совр. вида - Homo sapiens («человека разумного»), к-рого по месту первой его находки (пещера Кро-Маньон во Франции, 1868) назвали кроманьонцем. С появлением совр. людей естеств. отбор окончательно перестал действовать как фактор развития, и биологич. эволюция человека завершилась.

Источник: Атеистический словарь

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение, рождение). Вопрос о П. ч. давно является ареной ожесточ. борьбы между религией и наукой. Согласно Библии, человек был сотворен сразу, «по образу и подобию божию» и в сравнительно недавнее время - примерно 7500 л. назад. Ч. Дарвин и его последователи (Т. Гексли, Э. Геккель и др.) доказали, а до них эту идею высказывал Ж. Ламарк, что человек возник естеств. путем - - от высших обезьян, живших миллионы лет назад и являвшихся предками также совр. высших обезьян. Этот научный вывод был подтвержден многочисл. данными антропологии, археологии, этнографии и биологии. С биол. стороны о П. ч. от животных предков свидетельствуют принципиальное сходство строения тела людей и совр. антропоидов (шимпанзе и др.), их физиол. общность (состав крови, болезни и пр.), наличие у человека рудиментарных органов и атавизмов, повторение зародышем человека за время утробного развития осн. этапов эволюции животного мира. Однако в теоретич. положениях Дарвина имелись свои слабости и ошибки, выражавшиеся гл. о. в недооценке им качеств, отличия человека от животного, в непонимании скачкообр. характера перехода от обезьяны к человеку и т. д. Это использовалось церковью в ее борьбе против дарвинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на достижения Ч. Дарвина и его последователей, создали принципиально новое учение о П. ч., свободное от дарвиновских ошибок. Основываясь на материалистич. понимании истории, они показали, что антропогенез неотделим от появления нового - общественного - качества. Обществ, труд, подчеркивал Ф. Энгельс, - это «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 486). К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что переход от обезьяны к человеку проходил в течение длит. «переходного состояния» (его принято называть первобытным стадом). Сущность этого перехода заключалась в зарождении и формировании обществ, отношений, сознания, речи, а также в складывании совр. физ. строения человека.
Церковь в лице своих ученых представителей (Брейль, Обермайер, Копперс, Шмидт и др.), фальсифицируя факты разл. наук, пытается доказать «несостоятельность», «устарелость» не только дарвиновской, но и марксистской теории П. ч. Однако развитие науки все более доказывает ее истинность. Жившие много миллионов лет назад дриопитеки («лесные обезьяны») развивались в разл. направлениях. Расхождение их стало особенно сильным в конце третичного периода, связанном с уменьшением лесов на значит. части земной поверхности. В этих условиях одни виды дриопитеков превратились в гигантских обезьян, остатки к-рых найдены на Яве, в Китае, Африке, и в совр. горилл. Другие сравнительно мало изменились - их потомками являются шимпанзе. Третьи дали начало человеч. линии развития. Одним из представителей этой третьей линии является австралопитек, живший ок. миллиона лет назад в полупустынях Южн. и Вост. Африки. Сохраняя еще обезьяньи черты (сравнительно малый объем мозга, массивный череп, мощные челюсти и др.), австралопитеки приближались к человеку по строению своих конечностей, что свидетельствует об их двуногом хождении и возможности использовать естеств. орудия для обороны и добывания пищи. Анализ «кухонных куч» австралопитеков показал, что они охотились с помощью палок и камней и притом коллективно, разделывали естеств. орудиями приносимую на стоянку добычу.
Постоянное употребление естеств. орудий постепенно должно было приводить ко все более частым случаям намеренного их изготовления, а затем совершился переход к систематич. изготовлению орудий труда, что означало уже возникновение особой обществ, деятельности в первобытном стаде, а вместе с ней и начало превращения австралопитеков в людей. В результате стихийная стадная деятельность австралопитеков начала постепенно превращаться в организованное обществ, производство, труд. Развитие его, в свою очередь, помимо совершенствования физ. строения формировавшихся людей, все больше углубляло обществ, характер их деятельности и отношений и порождало у них зачатки сознания и речи. Доказательство наукой естественного и общественного, а не божественного, как это утверждает Библия, происхождения сознания и речи лишает богословов возможности возместить свое поражение в вопросе о происхождении человеч. тела сведением проблемы антропогенеза к божеств, акту наделения тела человека «бессмертной душой». В течение сотен тысяч лет формировавшиеся люди, начиная с питекантропа и кончая неандертальцем, постепенно превращались в совр. человека. Наука считает, что этот процесс происходил не на маленькой территории Бл. Востока, где, по Библии, располагался мифический рай, а на огромных пространствах Африки и южной части Азии и Европы. Археологи детально прослеживают процесс развития орудий труда от грубооббитых по краю камней до многообр. и весьма сложных орудий верхнего палеолита, причем этапы этого развития оказались в основном одинаковыми в разл. областях антропогенеза.
Вместе с прогрессом первобытной техники развивались и обществ. отношения формировавшихся людей. Ко времени перехода к первобытному обществу их телесная организация достигла совр. состояния, что сильно расширило возможности для развития людей в социальном и культурном отношении. Научная теория П. ч., направленная против одного из важнейших положений религ. учения, встречала в своем развитии и распространении, как уже было отмечено, бешеное противодействие церковников. Они клеветали на нее, как на бездоказательную, бесчеловечную и даже аморальную. Однако ее убедительность такова, что, вопреки всем попыткам реакции, пускающей в дело ради укрепления позиций религии разл. идеалистич. теории и даже законодательство (см., напр., «Обезьяний процесс»), научная теория П. ч. нанесла и продолжает наносить религии громадный ущерб, способствуя освобождению масс людей из-под ее влияния.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
386.29 кб

Происхождение человека и половой отбор

Марков Александр Владимирович
Теория полового отбора, важный вклад в разработку которой внесли Ч. Дарвин и Р. Фишер, опередила свое время и поначалу не была поддержана научным сообществом.
Читать PDF
4.24 мб

Педагогическая теория происхождения человека

Сайфуллин Ф.А.
Читать PDF
227.25 кб

Происхождение человека: новые горизонты понимания

Читать PDF
309.44 кб

Учение Бёме о происхождении и назначении человека

Фокин Иван Леонидович
В статье рассматриваются антропологические воззрения Беме, исходящего в своих построениях из трансцендентного духовного существа прачеловека.
Читать PDF
215.58 кб

Происхождение человека в контексте рациональнойтеологии

Магомедов К. М.
В статье раскрываются некоторые библейские, коранические и мифологические концепции происхождения человека, дается их рациональное обоснование.
Читать PDF
39.99 мб

Происхождение, расселение человека и воронежские Костёнки

Шутилин Юрий Федорович
Рассмотрены современные и альтернативные представления о начале человеческой истории, об открытиях палеоархеологии, палеоантропологии и становлении человека из обезьян.
Читать PDF
483.53 кб

Происхождение человека: историческая и неомифологическая модели

Лохов С. А.
Читать PDF
246.71 кб

Проблема происхождения и становления человека в философии Аристотеля

Саидов Н.С.
В статье рассматривается проблема человека, его происхождения в философии Аристотеля, которая решается с точки зрения натурфилософии.
Читать PDF
166.94 кб

МАКС ВЕБЕР И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИННОВАЦИИ

Йоас Ханс
Ханс Йоас известный немецкий социолог. На русском языке вышла его монография «Креативность действия» (2005 [1992]).
Читать PDF
1.09 мб

Происхождение речевого языка в свете эволюции человека: культурологический аспект

Уметалиева-Баялиева Чынар
Мир культуры являет из себя сложную целостность взаимосвязанных компонентов. Представляя собой эмпирическое знание о конкретной области, культурология изучает культуру в реальных фактах её существования.
Читать PDF
473.99 кб

Концепция космической эволюции человека: новый взгляд на происхождение и развитие жизни

Даньшин А.А., Валишина И.И.
Рассматриваются основные положения концепции космической эволюции человека как новой точки зрения на происхождение и развитие жизни, а так же выявляются законы космической эволюции.
Читать PDF
360.41 кб

Эволюция философско-антропологической мысли: к проблеме происхождения и сущности человека

Травников Г. Н.
Автор обращается к проблеме происхождения и сущности человека. В статье делается попытка доказать необходимость введения и обоснования «антропного принципа».
Читать PDF
135.86 кб

"Я НЕ ЗНАЮ, КАКОЙ ЧЕЛОВЕК АХУН..." (В.С. СОЛОВЬЕВ И А. БАЯЗИТОВ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОДНОГО МИФА)

Беккин Ренат Ирикович
Статья посвящена изучению контактов видного религиозного деятеля ахуна Атауллы Баязитова (1846-1911) с известными деятелями русской науки и культуры, в частности с философом В.С. Соловьевым.
Читать PDF
585.11 кб

Эстетическое восприятие как биологическое свойство человека разумного (к вопросу о происхождении иск

Шпак Лариса Юрьевна
Искусство как часть человеческой культуры формирует общечеловеческие ценности, а вклад каждой личности в культуротворчество и развитие общества ценностно и неповторимо. Об этом говорил в своих работах Я.Я.
Читать PDF
114.90 кб

2007. 03. 010. Габора Л. Что археология может рассказать нам о происхождении у человека способности

Семирухин Л. В.