ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
от лат. движение вперед и движение в обратную сторону) - понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс - тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Регресс - переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

Источник: Тематический философский словарь

Прогресс и регресс
от лат. progressus – движение вперед и regressus – движение назад) – Сама этимология этих терминов толкает на их обыденно-субъективистское истолкование: П. как движение от «от низшего к высшему, простого к сложному, худшего или несоверешенного к лучшему или соверешенному» и Р. – в прямопротивоположном направлении. Если при этом не дается строгого и объективного определения употребляемых понятий, то, естественно, критерии задаются нашими ценностями, и субъективная трактовка оказывается неизбежной. При мировоззренческой трактовке П. и Р. это необходимо., ибо мировоззрение есть выражение жизненной позиции определенного субъекта. Но не достаточно. Требуется еще онтологическое обоснование мировоззрения, а здесь уже не обойтись без строгих понятий и объективных критериев. Так в философии развивающейся гармонии как основе ноосферного мировоззрения П. понимается как развитие в направлении возрастания развивающейся гармонии. Но это не просто выбор субъекта – он получает обоснование в коррелятивной онтологии. Существовать в соотношении  с чем-то можно лишь в качестве чего-то. Применим это исходное положение к пониманию П. и Р. как онтологических категорий. Развитие есть смена качеств, но оно имеет определенную направленность. В бесконечном мире не существует какой-то единой и абсолютно доминирующей направленности. Однако имеют место всеобщие типы направленности, которые именуются добром и злом, космосом (порядком) и хаосом и воспринимаются как нечто положительное и отрицательное. В обыденном представлении, как правило, П. свзывается с первым, а Р. – со вторым. Но в той же обыденной практике говорят о прогрессирующей болезни или преступности. В мировоззренческом плане нам хотелось бы, чтобы П. связывался с добром, но всеобщие атрибуты не ведут себя столь однозначно. Любая направленность, независимо от ее положительного или отрицательного значения, в процессе развития предстает как объективная тенденция или субъективная целеустремленность к определенной смене качеств. И потому П. есть изменение, способствующее появлению определенных качеств (реализации тенденции или целенаправленности), а Р. – изменение в обратном направлении. Простое и сложное могут служить и П. и Р.: усложнение бюрократических процедур – П. для благосостояния чиновников и Р. для пользующихся их услугами. Низшее и высшее, худшее и лучшее также могут определяться только относительно тех или иных качеств. Надо понимать, что в бесконечном мире не может быть единой направленности развития. Есть и эволюция (развертывание, усложнение) и инволюция (слияние в простое единство), но нельзя ни то, ни другое (ни любые другие линии развития) объявлять «подлинной» и «абсолютно преобладающей» (подобно тому, как неправомерно трактовать зло лишь как отсутствие добра). Но можно ли среди многообразия качеств, на которые направлено развитие все же не только выделить мировоззренчески предпочтительные , но и обосновать определенное предпочтение (иными словами, не ведет ли всеобщая относительность к полной нивелировке происходящего, к абсолютному релятивизму)? Можно и нужно. См.: Развивающаяся гармония. - Сагатовский В.Н. Основы систематизации всобщих категорий. Томск. 1973. С.382-404; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 250-251.

Источник: Философские категории авторский словарь

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
лат. progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.— тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Первоначально понятия П. и р. применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия П. и р. постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. О П. и р. можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении к.-л. подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.— диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии об-ва сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в об-ве не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. “...Каждый прогресс в органическом развитии,— отмечал Энгельс,— является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях” (Т. 20. С. 621). Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие — лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия П. и р.— интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни об-ва и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
371.03 кб

Прогресс или регресс общества?

Гобозов Иван Аршакович
Статья посвящена актуальным и важнейшим проблемам социального прогресса. Отмечается, что общество имеет свою имманентную логику развития по восходящей линии.
Читать PDF
238.66 кб

Прогресс как развитие разума и регресс как форма варварства в представлении французских философов эп

Гаязова С.Р.
Статья полемизирует с взглядами французских философов эпохи Просвещения по проблеме прогресса и регресса и роли в них разума, различных в нем элементов.

Похожие термины: