Пробабилизм

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пробабилизм
позиция, настаивающая на гипотетичности, предположительности любого знания.

Источник: Аналитическая философия (глоссарий)

ПРОБАБИЛИЗМ
учение, промежуточное между догматизмом и скептицизмом, развивавшееся в античности Аркесилаем и Карнеадом. Оно отрицает возможность познания абсолютной истины, но различает более и менее вероятные истины.

Источник: Философский словарь

ПРОБАБИЛИЗМ
от лат. probabilis – вероятный, возможный) – 1) В неопозитивистской социологии – понятие, характеризующее вероятностную природу обществ. явлений. Ссылаясь на статистич. характер обществ. процессов, неопозитивисты выдвигают П. как замену или ограничение принципов детерминизма и причинности. 2) В схоластич. и более поздней зап.-европ. христ. этике – моральная система, исследующая условия принятия решений о возможных поступках в спорных случаях. В П. были различные течения, оправдывавшие или сужавшие свободу выбора (см. А. Schmitt, Zur Geschichte des Probabilismus, Innsbruck, 1904). Пробабилистами наз. также скептиков т.н. Новой Академии платоновской. И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПРОБАБИЛИЗМ
(от лат. probabilis — вероятный, приблизительный, правдоподобный) — 1) В философии науки: совокупность взглядов и концепций, утверждающих достижимость лишь вероятностных и приблизительных знаний. Основанием этих воззрений, как правило, явл. скептические и агностические модели гносеологии. 2) В этике и юриспруденции: принцип интерпретации законов и др. нормативных установлений наиболее благоприятным образом для свободы действующего субъекта. Условием применения принципа П. явл. уверенность в том, что нормы права и морали, представленные как естественное право, не противоречат разумным проявлениям чел. свободы. Одна из распространенных формул П. гласит: «Дозволено все, что не запрещено з-ном». Противоположностью П. явл. этич. ригоризм и юрид. формализм. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Пробабилизм
(Probabilism).
Учение, составляющее часть моральной теологии. Согласно концепции пробабилизма, если существует веское мнение, допускающее выбор некоей линии поведения, то можно ей следовать, даже если еще более веское мнение ее отрицает. Появившись в XIVв., пробабилизм впервые получил развитие у доминиканца Медины в XVI в. Признанная иезуитами (особенно Суаресом) концепция породила неопределенное положение, когда малейшая вероятность стала рассматриваться как достаточная. В XVII в. последовала ответная реакция во Франции, в лице Паскаля и доминиканцев,  последние отстаивали концепцию пробабилиоризма, согласно крой следовать нужно только более вероятному мнению. Однако Лигуори вновь поднял на щит пробабилизм; с некрыми ограничениями последний утвердился в 1814 г. в возрожденном ордене иезуитов и до сих пор преобладает в Католической церкви.
G.W. BROMILEY(nep. Ю.Т.)
См. также: Казуистика.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПРОБАБИЛИЗМ
лат. ргоbаblis - вероятный) - способ суждения, обосйояывакицздй моральную беспринципность доведенными до крайяости идеями скептицизма. Противоположен ригоризму. В этику был введен иезуитами (Иезуитизм),, полагавшими, что при принятии практического решения, объяснении оценке) к.-л. события или поступка за незнанием полной истины следует руководствоваться той интерпретацией, к-рая представляется наиболее вероятной и приемлемой, в пользу к-рой говорят хотя бы нек-рые основания, даже предполагаемые «благие» намерения. П. как способ морального суждения выдвигается всякий раз в тех случаях, когда те или иные действия не обнаруживают надежного нравственного основания. В этом смысле П, является выражением оппортунистически-бесприяцгатной системы морали, приспосабливающейся к господствующим условиям бытия, Чаще всего П. выступает как способ оправдания нравственно недопустимых и даже преступных действий под тем предлогом, что об их подлинном смысле и последствиях не знали или не могли знать-В целом П. является существенным моментом антигуманистической морали господствуюицих классов антагонистического об-ва.

Источник: Словарь по этике

ПРОБАБИЛИЗМ
(Probabilísimas; лаг.) — точка зрения вероятности: 1) взгляд, согласно которому знание является только вероятным, так как истина недостижима; 2) моральный принцип, по которому закон может быть интерпретирован так, как это наиболее благоприятно для действительного обретения человеческой свободы, если веские и серьезные доводы говорят о том, что законодатель не стремился возложить на этот закон никаких обязанностей, противоречащих проявлению свободы. Противоположность —ригоризм. Борьба Паскаля с иезуитами направлялась против учения, согласно которому христианин может считать «вероятным» (приемлемым) любое мнение серьезного доктора теологии и ссылаться на него при своих действиях, даже если оно противоречит заповедям Евангелия, пап, отцов церкви или церковных соборов; если же имеются по одному и тому же вопросу отличающиеся друг от друга вероятные мнения, то христианину следует выбрать наиболее приемлемое и благоприятное; при одинаковости вероятных мнений говорят об эквипробабилизме.
А. Schmitt. Zur Gesch. des R, 1904; В. Pascal. Briefe gegen die Jesuiten, dt. 1907; R. Camap. Logical Foundation of Probability. London, 1950; L. J. Cohen. An Introduction to the Philosophy of Induction and Probability. Oxford, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРОБАБИЛИЗМ
(лат. probabilis - вероятный, возможный) — моральная позиция и тактика принятия решений, ведущие к оправданию любого поступка, относительно совершения к-рого можно найти какой-либо положительный аргумент, тем более поддержанный каким-либо авторитетом, даже противоречащим другому авторитету. Принято считать, что П. исповедовался в иезуитизме; иезуиты прибегали к П. для обоснования допустимости любых своих поступков путем стирания граней между добрым, подобающим и злым, недопустимым. Г.В.Ф.Гегель обратил внимание на два положительных момента в П.: вопервых, П. склоняет в некоторой степени к объективности, поскольку требует в любом случае искать положительное основание поступку, во-вторых, в П. косвенно признается, что положительное основание вероятностно, и наряду с ним могут существовать иные положительные основания. Однако при допущении множественности положительных оснований того или иного решения оказывается, что вопрос о том, как следует поступить, решается не на основе нравственности и религиозности, а на основе субъективного желания и произвола. Поскольку П. не признает очевидно предполагаемую им субъективность решений, а, наоборот, делает акцент на поиске объективных оснований, он представляет собой еще и форму лицемерия.
В более широком плане П. указывает на теоретические проблемы обоснования мотива, оценки поступка и, в конечном счете, определения добра. При поисках хоть каких-то положительных доводов в пользу некоего поступка происходит содержательное размывание понятия добра: под него оказывается подведенным любое содержание, непосредственно воспринимаемое эмпирическим сознанием как положительное в каком-либо отношении. Соответственно неопределенным оказывается и зло, и, т.о., пропадает различие между добром и злом, исчезают обязанности как определенные нравственные задачи, решение к-рых постоянно требуется от человека. Т.о., П. сопряжен с произволом и релятивизмом. Ср. «Цель оправдывает средства». Лит.: Гегыь Г.В.Ф. Философия права [§ 140]. М.: Мысль, 1990.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

ПРОБАБИЛИЗМ
от лат. probable — вероятный) — вероятностный стиль мышления, характерный для развития современного научного познания и проникающий во многие отрасли интеллектуальной жизни. Еще античные мыслители проводили различие между «эпистемой (истиной) и «доксой» (мнением), но считали достойным науки исследование именно истины. До сер. 19 в., когда вероятностные методы стали проникать в точное естествознание (кинетическая теория вещества, статистическая механика, популяционная биология и др.), четкое различие и даже оппозиция доказанного вероятному продолжали сохранять свое значение в науке. Считалось, что вероятностно-статистические методы являются вспомогательными средствами исследования. Положение коренным образом изменилось после возникновения квантовой механики, фундаментальные законы которой имеют вероятностный характер. Т. к. последние описывают движение микрочастиц, то некоторые ученые заявили, что в основе здания природы лежат не необходимые, детерминистские, а вероятностные, индетерминистские законы. Их оппоненты, к числу которых принадлежал и А. Эйнштейн, напротив, утверждали, что глобальные законы природы имеют детерминистский характер. Эту дискуссию нельзя считать законченной, хотя радикальные пробабилисты настаивают на индетерминизме законов мира, а более умеренные сторонники пробабилизма допускают существование детерминизма как дополнения к индетерминизму При этом детерминизм рассматривается как приверженность к универсальным законам и точным предсказаниям, а индетерминизм — к статистическим законам и вероятностным прогнозам. Пробабилизм противопоставляется традиционным представлениям об абсолютном и необходимом характере научного познания. Такая оппозиция выразилась в признании конструктивной роли случая в мире и статистической трактовке многих законов природы и общества, а в познании — в широком использовании в процессе аргументации вероятностных посылок и правдоподобных заключений. Пробабилистский подход позволяет более адекватно объяснить процессы эволюции путем обращения к идеям самоорганизации в синергетике, а также по-новому поставить проблему анализа теологических, или финалистских, объяснений.
Лит.: Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Сачков Ю. В. Конструктивная роль случая.— «ВФ», 1988, № 5; Probability in the Sciences. Dordrecht, 1988.
Г. И. Рузавин

Источник: Новая философская энциклопедия

пробабилизм
ПРОБАБИЛИЗМ — распространенный в англо-американской научной литературе термин, обозначающий вероятностный (от англ. probability — вероятность) взгляд на мир. Его основой служит количественная, вероятностная оценка возможности случайных событий, правдоподобных суждений, гипотез и прогнозов.         Исходные идеи и принципы математической теории вероятности были выдвинуты еще в 17 в., когда выдающиеся ученые того времени Б. Паскаль и П. Ферма заинтересовались анализом азартных игр по просьбе некоторых их участников. Большинство азартных игр устроены так, чтобы шансы всех игроков оказывались одинаковыми или равновозможными. Напр., вероятность выпадения герба при подбрасывании монеты равна 1 / 2; 3-х очков на игральной кости — 1 / 6. Поэтому вероятность выигрыша можно определить как отношение числа благоприятствующих случаев, или шансов, к числу всех равновозможных случаев: Р(А) = т/п, где т — число благоприятствующих случаев, а и — число всех равновозможных. Такой подход к определению вероятности лежит в основе классической теории и основывается на предположении, что исходы случайных событий предполагаются симметричными, равновозможными и, следовательно, равновероятными. В этом определении содержится логический круг, так как в нем вероятность опирается на понятие равновероятности. Но главный его недостаток состоит в ограниченности практического применения, потому что равновероятные исходы событий либо специально организованы, как в азартных играх, либо встречаются крайне редко. Вот почему классическую интерпретацию вероятности сменила частотная, или статистическая, вероятность.         В основе частотной интерпретации лежит интуитивное представление о том, что чем чаще появляется случайное событие, тем выше его вероятность. Поэтому ее можно эмпирически установить через относительную частоту появления события при длительных наблюдениях или испытаниях. Поскольку эта частота устанавливается путем статистических выкладок, то такую интерпретацию вероятности называют также статистической. Однако вероятность как теоретическое понятие не совпадает с эмпирическим понятием относительной частоты. Т е м не менее практически она весьма мало отличается от относительной частоты при достаточно длительных испытаниях. Некоторые ученые предлагают рассматривать вероятность как предел относительной частоты, когда число испытаний стремится к бесконечности. С такой точки зрения, вероятность приобретает идеализированный характер. Против этого возражают статистики, резонно заявляющие, что такое число испытаний невозможно осуществить практически. Поэтому они рассматривают вероятность как относительную частоту случайных массовых событий при длительных испытаниях, число которых определяется конкретными условиями задачи. Недостаток статистической интерпретации вероятности состоит в том, что численное ее значение нельзя определить совершенно точно. Кроме того, ее нельзя применить к отдельному событию, так как оно не обладает относительной частотой. Однако такая интерпретация вероятности шире классической, поскольку дает возможность определить вероятность не только событий с равновозможными исходами, но и с неравновозможными. Общие, формальные свойства классической и статистической интерпретаций могут быть представлены с помощью определенной системы аксиом, наибольшее распространение среди которых получила система аксиом отечественного математика А.Н. Колмогорова, связавшего теорию вероятности с теорией меры множеств.         Наряду с объективной интерпретацией вероятности с помощью реальных случайных массовых событий в настоящее время существуют также интерпретации, основанные на оценке вероятности различного рода высказываний (гипотез, индуктивных умозаключений, предсказаний). В логике все высказывания рассматриваются либо как истинные, либо как ложные. Но их истинность или ложность может быть нам неизвестна, напр., когда они относятся к будущим событиям. Поэтому их можно рассматривать как гипотезы, вероятность которых может быть оценена по степени их подтверждения свидетельствами: Р (Н/Е) = с, где Р обозначает вероятность, Н — гипотезу, Е — свидетельства, ас — степень подтверждения гипотезы. Вероятность, где фигурируют высказывания, называют логической и определяют как степень ее подтверждения (гипотезы, индуктивного умозаключения или предсказания) релевантными свидетельствами. Иногда вероятность рассматривают как степень рациональной, или разумной, веры в событие, гипотезу или предсказание, но ее не всегда точно эксплицируют. Поэтому возникает опасность ее отождествления с индивидуальной, субъективной вероятностью, которая не обоснована ни эмпирически, ни логически.         В последние годы среди социологов широкое распространение получила персоналистская, или личностная, интерпретация, разработанная Л. Сэвиджем. На первый взгляд может показаться, что она сходна с субъективной вероятностью. На самом же деле эта интерпретация соответствующим образом рационализирована, так как степень уверенности рационально действующего лица согласована с аксиомами исчисления вероятности. Вследствие этого, лицо не может, напр., приписать появлению двух противоположных событий значение вероятности, большее или меньшее единицы.         Пробабилистский подход противоположен детерминистическому подходу, который постулирует строгую определенность и однозначность всех явлений и процессов природы. Несмотря на свою ограниченность, он доминировал в классической науке почти вплоть до середины прошлого века. Наиболее ясно сущность этого детерминизма еще в 18 в. выразил математик и астроном П.С. Лаплас. «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движениями легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же, как и прошедшее, предстало перед взором». Лапласовский детерминизм исключает существование случайностей в природе, сводя их к явлениям, причины которых мы пока не знаем. Хотя в 19 в. и появились вероятностно-статистические законы, все же они считались вспомогательным средством исследования. Вследствие этого случайность и связанная с ней вероятность не рассматривались как равноправные с необходимостью и детерминизмом. Однако в 20-е гг. прошлого века квантовая механика установила, что элементарные частицы, составляющие фундамент здания материи, подчиняются вероятностным законам случая. Последующее развитие неравновесной термодинамики и возникновение синергетики показали, какую большую роль играют случайности в возникновении порядка в процессе самоорганизации систем. Благодаря этому анализ случайных событий и процессов на основе вероятностных методов приобрел такое значение, что сам детерминизм нередко стал рассматриваться как частный случай пробабилистского взгляда на мир.         Г.И. Рузавин         Лит: Колмогоров А.Н. Основные понятия теории вероятностей. М., 1974; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Карнап Р. Философские основания физики. М., 2003.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки