нем. der Beruf) - протест, учение о религ.-нравств-значении обществ.-практич. деятельности человека, о «службе богу» в миру. М. Лютер, а вслед за ним и остальные реформаторы, провозгласив принцип «всеобщего священства» и «превратив мирян в попов» (К. Маркс), превратили мирскую деятельность верующего в деятельность религиозную. М. Beбер (1864-1920) отмечал, что в протестантизме «повседневная деятельность, превратившаяся в П., сделалась источником спасения». М. Лютер истолковывал П. в смысле ограничения человеком своих стремлений рамками, данными ему богом, профессией и состоянием. Отсюда вытекало его требование подчинения властям, покорности и смирения. Ж. Кальвин развил учение о П. как активном деянии человека, к-рым он доказывает свою принадлежность к рангу избранных богом. Кальвинист. концепция П. стала идейн. оружием в руках пуритан, радикальных англ. сект, боровшихся с монархией. В дальнейшем, по мере того как буржуазия утрачивала свой рсволюц. пыл, учение о П. трансформировалось в требование выработки особого типа жизн. поведения, таких нравств. добродетелей, к-рые бы способствовали достижению делового успеха в земной жизни.
ПРИЗВАНИЕ
ПРИЗВАНИЕ
Источник: Атеистический словарь
ПРИЗВАНИЕ
(нем. Beruf) - 1) У Платона: призвание философа - донести знание Высшего блага и весть о его свете людям, пребывающим в "пещере" собственных грехов и мрака неведения, и указать путь к Солнцу истины тем, кто отзовется на призыв постичь ее. 2) У И.Фихте: ученый должен быть "нравственно лучшим человеком своего века", учителем и воспитателем человеческого рода. 3) В науке и философии, согласно М. Веберу, призвание - нечто большее, чем профессионализм и интеллектуальная честность; это взятие на себя определенных обязательств перед истиной, это ответ творческой личности на призыв из глубин своей совести или призыв свыше - вносить через профессиональный труд ученого подлинные духовные ценности в окружающую жизнь, сеять и защищать в ней разумное, доброе, вечное. 4) Г. У. фон Бальтазар настаивал, что профессия - это только мост к призванию, а само призвание христианина не может не быть религиозным. Это, согласно документам II Ватиканского Собора, - служение Христу и свидетельство о нем по всей земле, апостольство. "Вот призвание человека в мире - богообщение, радость, мир и праведность в Духе Святом" (о. А.Шмеман). "Горе миру, если христиане от этого отвернутся, если они не будут исполнять своего предназначения, ... если они будут слушать слепых поводырей, ищущих средства для порядка и блага в том, что само по себе ведет к разложению и смерти" (Ж.Маритен).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Призвание
(Vocation).
Призыв Бога к Его людям, к крым Он обращается либо как к отдельным личностям, либо как к общине верующих.
Из ВЗ мы видим, как Бог призывает людей к выполнению особых задач, связанных с послушанием и руководством. Авраам, Моисей, Самуил, Давид и Иеремия разные примеры такой деятельности. К-ром е того, Бог призвал Израиль как целый народ заключить с Ним завет, т.е. договор, на горе Синай; когда же люди впали в нечестие и отвернулись от Него, Он постоянно призывал их раскаяться и вернуться к Нему. Об этом постоянно говорили пророки Израиля.
Иисус призывал людей следовать за Ним как ученики. Некрым приходилось оставить все, чем они обладали, и присоединиться к группе Его последователей, другие же постоянно свидетельствовали 0 Нем там, где жили (напр., Лк 8:39; Ин 9:13 и дал.; ср. Мк 1:17,20; 2:14).
В посланиях последовательно утверждается, что у христианского призвания следовать за Христом есть нравственное измерение. Христианин должен быть, как Иисус, он должен Ему уподобиться (1Пет 1:16; 2К0р 3:18; 1 Ин 3:23). Ап. Павел подчеркивает, что христианин призван быть святым (Рим 1:7; 1 Кор 1:2) и приобщиться к священному призванию (2Тим 1:9). В своих посланиях ап. Павел много раз обсуждает и развивает этический смысл этого требования. Поскольку христианин это странник, стремящийся попасть на небеса, авторы НЗ говорят о его призвании как о "вышнем" (др.греч., букв, "направленныйвверх"; Флп3:14) и "небесном" (Евр 3:1; не совсем ясно, в каком смысле употребляется это прилагательное и следует ли понимать небо как источник или как цель христианского призвания;вероятно,оригинальный текст специально предоставляет возможность двоякого толкования).
Даже к своим повседневным обязанностям, какими бы незначительными они ни казались, христианин должен относиться как к деятельности, к крой Бог призвал его в этом мире. Он должен быть молитвенно сосредоточен на своем деле и отвечать на вопросы: "Где я нужнее всего Богу? " или " Чего Он ждет от меня?" В древней молитве Западной церкви верующие, обращаясь к Богу, молились о том, чтобы "все верные, каждый в своем призвании и служении, послужили Тебе в святости и истине к славе имени Твоего".
В ограниченном и техническом смысле это слово обозначает божественный призыв к христианскому служению в различных его аспектах, включая монашескую жизнь. Во всех вышеперечисленных значениях этого понятия содержится требование, чтобы христиане постоянно пересматривали свою жизнь в свете Слова Божьего и подчинялись водительству Св. Духа. Верующий христианин должен постоянно проверять, на том ли он месте, куда Бог его поставил, и ту ли выполняет работу, крую избрал для него Бог.
D. Н. Wheaton (пер. В. Р.) См. также: Призыв, Призвание.
Призыв Бога к Его людям, к крым Он обращается либо как к отдельным личностям, либо как к общине верующих.
Из ВЗ мы видим, как Бог призывает людей к выполнению особых задач, связанных с послушанием и руководством. Авраам, Моисей, Самуил, Давид и Иеремия разные примеры такой деятельности. К-ром е того, Бог призвал Израиль как целый народ заключить с Ним завет, т.е. договор, на горе Синай; когда же люди впали в нечестие и отвернулись от Него, Он постоянно призывал их раскаяться и вернуться к Нему. Об этом постоянно говорили пророки Израиля.
Иисус призывал людей следовать за Ним как ученики. Некрым приходилось оставить все, чем они обладали, и присоединиться к группе Его последователей, другие же постоянно свидетельствовали 0 Нем там, где жили (напр., Лк 8:39; Ин 9:13 и дал.; ср. Мк 1:17,20; 2:14).
В посланиях последовательно утверждается, что у христианского призвания следовать за Христом есть нравственное измерение. Христианин должен быть, как Иисус, он должен Ему уподобиться (1Пет 1:16; 2К0р 3:18; 1 Ин 3:23). Ап. Павел подчеркивает, что христианин призван быть святым (Рим 1:7; 1 Кор 1:2) и приобщиться к священному призванию (2Тим 1:9). В своих посланиях ап. Павел много раз обсуждает и развивает этический смысл этого требования. Поскольку христианин это странник, стремящийся попасть на небеса, авторы НЗ говорят о его призвании как о "вышнем" (др.греч., букв, "направленныйвверх"; Флп3:14) и "небесном" (Евр 3:1; не совсем ясно, в каком смысле употребляется это прилагательное и следует ли понимать небо как источник или как цель христианского призвания;вероятно,оригинальный текст специально предоставляет возможность двоякого толкования).
Даже к своим повседневным обязанностям, какими бы незначительными они ни казались, христианин должен относиться как к деятельности, к крой Бог призвал его в этом мире. Он должен быть молитвенно сосредоточен на своем деле и отвечать на вопросы: "Где я нужнее всего Богу? " или " Чего Он ждет от меня?" В древней молитве Западной церкви верующие, обращаясь к Богу, молились о том, чтобы "все верные, каждый в своем призвании и служении, послужили Тебе в святости и истине к славе имени Твоего".
В ограниченном и техническом смысле это слово обозначает божественный призыв к христианскому служению в различных его аспектах, включая монашескую жизнь. Во всех вышеперечисленных значениях этого понятия содержится требование, чтобы христиане постоянно пересматривали свою жизнь в свете Слова Божьего и подчинялись водительству Св. Духа. Верующий христианин должен постоянно проверять, на том ли он месте, куда Бог его поставил, и ту ли выполняет работу, крую избрал для него Бог.
D. Н. Wheaton (пер. В. Р.) См. также: Призыв, Призвание.
Источник: Теологический энциклопедический словарь