ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯПРИХОД

Притчи Иисуса

Найдено 1 определение:

Притчи Иисуса

(Parables of Jesus).

Притчи присутствуют в ВЗ, в раввинистической литературе и в евангелиях НЗ. Притчи, рассказанные Иисусом, в сравнении с другими уникальны. Некрые ученые насчитывают в общей сложности шестьдесят притч и притчевых изречений в синоптических евангелиях. Это число составляет около трети от всех записанных изречений Иисуса. Поэтому по количеству и разнообразию приводимых им притч Иисус не имеет себе равных.

Притчи Иисуса отличаются краткостью и простотой. Если и встречаются притчи длиннее, то их совсем мало,  напр., притча о талантах (Мф 25:1430) и притча о блудном сыне (Лк 15:1132). В целом, краткость притч поразительна, и они необыкновенно жизненны. В них глубокий смысл доносится до нас самыми простыми средствами  это земные истории, в крых содержится небесное послание.

Притча форма речи, рассказ или изречение, иллюстрирующие ту мысль, крую хочет донести до нас автор. Для удобства притчи разделяют на три типа: притчи, как таковые, притчирассказы и иллюстрации. Притча, как таковая,  это пример, взятый из повседневной жизни; истина, крую она утверждает, общепризнана. Примеры таких притч  притча о детях, играющих на улице (Мф 11:1619; Лк 7:3132), притча о заблудшейовце(Мф 18:1214; Лк 15:47), притча о потерянной драхме (Лк 15:810). Притчирассказы отражают конкретное событие в прошлом, причем в центре повествования, как правило, стоит один человек, напр., притча о неверном управителе, спасшем себя от наказания (Лк 16:19), притча о неправедном судье, крый все же уступил настояниям вдовы (Лк 18:28). Иллюстрации  это истории, представляющие собой пример для подражания; притча о милосердном самаритянине (Лк 10:3037) заканчивается наставлением: "...иди, и ты поступай так же ".

К-ром е того, к притчевым относятся краткие, назидательные изречения, крые во времена Христа, возможно, имели хождение как пословицы: "...врач! исцели Самого Себя..." (Лк 4:23); "может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?" (Лк6:39).

Притчи Иисуса отличаются жизненностью, хотя в некрых случаях имеет место преувеличение (напр., у Матфея говорится о долге в десять тысяч талантов, что по любой мерке было бы астрономической суммой,  18:24), в других же можно обнаружить аллегорический оттенок (см. притчу о работниках в винограднике,  Мф 21:3344; Мк 12:12; Лк 20:919). Однако притчи Иисуса не аллегории, в крых каждое имя, место или сцена имеют символический характер и требуют истолкования. Они несут в себе метафорический смысл, но никогда не оторваны от реальности и никогда не содержат отвлеченных идей. Это истории, взятые из того мира, в к-ром жил Христос, рассказанные, чтобы донести до слушателей духовную истину.

Из трех синоптиков больше всего притч мы находим у Матфея и Луки. У Марка всего шесть притч, из крых только одна не повторяется в других евангелиях (притча о растущем семени,  4:2629). Многие из притч Матфея приводятся им как притчи Царства  о пшенице и плевелах (13:2430), о горчичном зерне(13:3132), о закваске(13:33), осокрытом сокровище (13:44), о жемчужине (13:4546), о неводе (13:4750), о прощении 10000 талантов и 100 динариев (18:2135), о работниках в винограднике (20:1 16), о брачном пире (22:114) и одесяти девах (25:113). Все эти десять притч вводятся словами: "Царство Небесное подобно..." Притчу о талантах по смыслу также можно отнести к притчам Царства. И весь контекст Мф 13, где Иисус говорит о грядущем Царстве Небесном, дает основание относить притчу о сеятеле к притчам Царства (13:38).

Притчи Царства часто отражают эсхатологическую перспективу, особенно притчи о пшенице и плевелах, о неводе, о брачном пире, о десяти девах и о талантах. Матфей завершает эсхатологическую тему в притче о Последнем суде, повествующей о пастыре, отделяющем овец от козлищ (25:3133). У Матфея притчи сконцентрированы в определенных частях Евангелия  в гл. 13 содержится семь притч, в гл. 24 и 25  пять.

В притчах, записанных Лукой, на первый план выходит тема покаяния и спасения. Лука показывает заботу Иисуса об отверженных, обездоленных, падших и презираемых. Эта тема у Луки формулируется в словах Иисуса: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (19:10). Любовь Христа к бедным подчеркивается в притче о большом ужине (14:1524). Званные на ужин под разными предлогами отказываются, и тогда хозяин собирает у себя нищих, увечных, хромых и слепых, "чтобы наполнился дом мой". Лука дает живое описание нищего Лазаря: "...лежал у ворот в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его" (16:2021). Лазарь отнесен ангелами на небо; богач же по смерти своей пошел в ад. Богатые призываются к покаянию и вере. Богатый человек, построивший большие житницы для своего урожая, уповал на земные блага, а не на Бога. Иисус призывает всех жить не ради себя, но ради ближнего и ради Бога, еледуя заповеди "Люби Господа Бога своего, и люби ближнего, как самого себя". Словами "иди, и ты поступай так же" Иисус заключает притчу о добром самаритянине (10:2537). Любовь к ближнему преодолевает расовые, национальные, языковые и культурные барьеры.

Другие важные для Луки темы  это тема верности, выраженная в притче о рабе, крый за весь день не удостоился от хозяина и слова благодарности (17:710); преданности  притча о минах, в крой девять рабов извлекают из денег пользу, а один хранит данную ему мину завернутой в платок; молитвы  притча о друге (11:58), притча о неправедном судье (18:18) и притча о фарисее и мытаре(18:914).

Иисус знал жизнь во всех ее формах и проявлениях. Он хорошо знал жизнь крестьян, виноградарей, рыбаков, плотников, торговцев. Профессии казначея, судьи, мытаря, управителя тоже Ему знакомы. Он знал книжников и фарисеев. Он чувствовал себя свободно в любой социальной среде и мог проповедовать всем, без различия общественного положения и рода деятельности. В своих притчах Иисус доносил до каждого весть о спасении, призывал слушающих Его к покаянию и вере, призывал верующих воплощать веру в действие, призывал своих учеников к бдительности.

Ученики не всегда могли сразу воепринять Его притчи. Некрые из них Он пояснял. Ответить на вопрос, хотел ли Иисус скрыть смысл своих притч от непосвященных, можно, если взять притчу о сеятеле, приведенную у Марка (Мк 4:38) в более широком контексте. В Мк 3 Иисус встречается с книжниками, крые искушают Его, говоря, что Он " изгоняет бесов силою бесовского князя" (3:22). В своем воинствующем неверии они не могли и не желали понять смысла Его учения, заключенного в притчах. Верующие же принимали слово Иисуса, относясь к Его притчам с верой и пониманием, хотя полное их осознание приходило не сразу. Поначалу ученики были в растерянности от учения Иисуса, ибо еще не вполне осознавали, что перед ними Мессия.

У Матфея Иисус предстает как Христос, Сын Божий, на протяжении всего Евангелия. Это видно уже в самом подборе притч. В притче о детях, играющих на улице, говорится о Сыне Человеческом, Которого обвиняют в чревоугодии и пьянстве и в том, что Он друг мытарям и грешникам. В притче о пшенице и плевелах Иисус дает пояснение: "сеющий доброе семя есть Сын Человеческий" (Мф 13:37). Виноградари убивают сына хозяина (21:3839). Царь устраивает брачный пир для своего сына (22:2). В эсхатологической притче об отделении овец от козлищ Иисус предстает Сыном Человеческим, идущим во славе судить народы и отделять праведников от греш ников (25:3133). В притче о воре утверждается, что Сын Человеческий придет в час, когда Его не будут ждать (24:44; Лк 12:40). Во многих притчах, включая притчу о десяти девах и о талантах, предсказывается неизбежное возвращение Иисуса.

Матфей во многих притчах представляет самого Христа; у Луки этого нет. Каждый из евангелистов, передавая притчи Иисуса, использует свои приемы и руководствуется своими мотивами. Тем не менее авторство всех этих притч принадлежит самому Иисусу.

S.J. k1stemaker (пер. Т. В.) Библиография: К.Е. Bailey, Poet and Peasant and Through Peasant Eyes; С. H. Dodd, The Parables of the Kingdom; A.M. Hunter, Interpreting the Parahies; J. Jeremias, The Parables of Jesus; W.S. Kissinger, The Parables of Jesus; S.J. Kistemaker, The !arables of Jesus; R. H. Stein, An Introduction to the Parables of Jesus; D.O. Via, The Parables: Their Literary and Existential Dimension.

См. также: Изречения Христа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Притчи Иисуса — 0

Найдено научныех статей по теме Притчи Иисуса — 0

Найдено книг по теме Притчи Иисуса — 0

Найдено презентаций по теме Притчи Иисуса — 0

Найдено рефератов по теме Притчи Иисуса — 0