ПРИТЧА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Притча
иносказание или такой рассказ, под которым скрывается какая-нибудь нравоучительная мысль.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ПРИТЧА
малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость» ). Близка к басне; в своих модификациях – универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Притча
дидактико-аллегорический жанр, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П. 1) неспособна к обособленному бытованию и возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны П. отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка, с чем связана 4) возвышенная топика (в тех случаях, когда топика, напротив, снижена, это рассчитано на специфический контраст с высокостью содержания). П. в своих модификациях есть универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. Однако для определенных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П. была центром и эталоном для других жанров, напр.: «учительная» проза ближневосточного круга (Ветхий Завет, сирийские «Поучения Акихара», «машалим» Талмуда и др.), раннехристианской и средневековой литературы (срв. прославленные П. евангелий, напр. П. о блудном сыне). В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфическая поэтика П. со своими законами, исключающими описательность «художественной прозы» античного или новоевропейского типа: природа или вещи упоминаются лишь по необходимости, но становятся объектами самоцельной экфразы — действие происходит как бы без декорации, «в сукнах». Действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Речь идет о подыскании ответа к заданной задаче (поэтому П. часто перебивается обращенным к слушателю или читателю вопросом: «как, по-твоему, должен поступить такой-то?»). П. интеллектуалистична и экспрессивна: ее художественные возможности лежат не в полноте изображения, а в непосредственности выражения, не в стройности форм, а в проникновенности интонаций. В конце XIX в. и в XX в. ряд писателей видят в экономности и содержательности П. возможность преодоления формальной тяжеловесности позднебуржуазной литературы. Попытку подчинить прозу законам П. предпринял в конце жизни Л. Н. Толстой. На многовековые традиции еврейской и христианской П. опирался Ф. Кафка (особенно в своих малых произведениях). То же можно сказать об интеллектуалистической драматургии и романистике Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., также исключающих «характеры» и «обстановочность» в их традиционном понимании. По-видимому, П. еще надолго сохранит свою привлекательность для писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования, к внутренне обязательному и необходимому. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
260.90 кб

Культ карго в контексте критики Э. Эвансом-Притчардом классических религиоведческих подходов

Гаврилов Олег Федорович, Гаврилов Евгений Олегович
В статье на примере культа карго и в контексте критики Э.
Читать PDF
313.68 кб

Притчевые миниатюры в курсе математики (Часть 1)

Клепиков Валерий Николаевич
Читать PDF
330.26 кб

ПРИТЧЕВЫЕ МИНИАТЮРЫ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ (Часть 2)

Клепиков В.Н.
Читать PDF
272.01 кб

Библейская Книга Притчей как политическая агитация

Рассоха Игорь Николаевич
В Книге Притчей содержится политическая агитация против сторонников социально-политической революции наподобие произошедшей в главном финикийском городе Тире.
Читать PDF
0.00 байт

ФИЛОСОФИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ПРИТЧИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РУССКОЙ БИБЛЕИСТИКЕ

Священник Иоанн Кванчиани
Притчевый язык хорошо известен как форма изложения религиозных идей, как литературная форма, но в философском дискурсе притча фигурирует редко.

Похожие термины:

  • ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ

    небольшой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл событий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественною. Образная форма, построение сюже
  • Притчи Иисуса

    (Parables of Jesus). Притчи присутствуют в ВЗ, в раввинистической литературе и в евангелиях НЗ. Притчи, рассказанные Иисусом, в сравнении с другими уникальны. Некрые ученые насчитывают в общей сложности ше