небольшой устный или письменный рассказ аллегорич.-назидательного содержания, в к-ром смысл событий, их развитие представляются зависящими от сверхъестественною. Образная форма, построение сюжета на житейских ситуациях и наблюдениях, иносказат. характер - все это способствовало популярности П. р. среди верующих, делало их удобным сродством распространения соц. и моралыю-религ. идей. Как фольклорн. жанр притчи были известны всему Др. Востоку, нередко содержали обличит. мотивы, но с появлением религ. лит-ры они почти полностью теряют эту направленность и используются жрецами для проповеди смирения и покорности. Много П. р. в Ветхом завете (напр., притчи Соломона), сванг. притчи вложены в уста Хрисга. В евангелиях также содержится немало народных притч, поговорок, житейских наблюдений.
ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ
ПРИТЧА РЕЛИГИОЗНАЯ
Источник: Атеистический словарь
ПРИТЧА религиозная
небольшой религ.-назидат. рассказ, имеющий аллегорич. истолкование. Как фольклорный и лит. жанр, родственный сказкам и анекдотам, притчи были популярны у мн. народов. Их доходчивая образная форма способствовала распространению разл. моральных и иных идей. Ввиду этого притчи широко использовались и используются религ. проповедниками мн. вероисповеданий и вошли в религ. литературу как средство распространения религ. идей, морали религиозной. В большом количестве П. р. имеются в библ. Ветхом завете (Кн. притчей Соломоновых, 2 Цар 12 и 14, Амос 5, 19 и др.) В христианстве имеют широкое хождение еванг. притч и, приписываемые Иисусу Христу. В этих притчах проповедуются по преимуществу смирение и повиновение рабов и бедняков их эксплуататорам. Так, в притче о Лазаре (Лук. 16, 19—25) проповедуется, что бедняки счастливее, чем богачи, ибо им суждено «блаженство» в загробном мире. Рабы в еванг. притчах бывают изображены обычно нерадивыми лентяями, достойными всяч. наказаний. Мораль притчи о талантах сводится к тому, что «...всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Матф. 25, 29). Участью раба, не приумножающего богатств господина, провозглашается «плач и скрежет зубов» (там же, 30). Др. притча оправдывает жестокое обращение рабовладельцев с рабами (Лук. 12, 46—48). Ни в одной еванг. притче нет осуждения рабовладения и его жестокостей.