ПРИСУТСТВИЕ
ПРИСУТСТВИЕ
факт нахождения в определенном месте; более конкретное значение: осознание собственного местонахождения в определенном месте, осознание существования.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Присутствие
способность самотождественной трансцендентной реальности (духа, Мы) как целого быть тождественной с неповторимыми началами (Я) субъективных реальностей, (душ, экзистенций), находясь в них как в своих частях.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские оснвы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 179-180
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские оснвы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 179-180
ПРИСУТСТВИЕ (БОГА)
Его имманентность в мире, понимается как выражающаяся пассивно или активно. Различают виды Присутствия - в природе, в истории, в душе человека, в храме, в таинствах, в Слове Божием, в чуде, в общине верных, в молитве и пр. Присутствие приоткрывается человеку в свете веры как действие Духа Божия. Само по себе оно выражается, однако, в молчании. Присутствие означает, что Бог бесконечно превосходит вещи, в которых Он присутствует, являясь, согласно томизму, источником их существования.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ПРИСУТСТВИЕ
факт нахождения в определенном месте; более конкретное значение: осознание собственного местонахождения в определенном месте, осознание существования. Именно в этом последнем смысле фундаментальная философия Хайдеггера является анализом «присутствия» (от нем. Dasein — бытие здесь). В религиозной философии ощущение присутствия выражается через чувство приобщения к абсолютному бытию (идет ли речь о трансцендентном Боге или Природе, романтически понимаемой в качестве посредника между человеком и божеством). С точки зрения логики, присутствие (как ощущение некой «атмосферы», по словам Ясперса) часто противопоставляется восприятию предмета, чтобы подчеркнуть таким образом несводимость ощущения присутствия (или ощущения реальности) к совокупности отдельных предметов восприятия. «Ни один предмет, — говорит Якоби, — не может сравниться с бесконечным ощущением реальности».
Источник: Философский словарь
Присутствие
сущее, понимающее бытие. Присутствие, в отличие от других сущих, не только онтично, но и онтологично, т.е. имеет такое бытие, исследуя которое можно понять не только данное конкретное бытие, но саму категорию бытия; быть онтологичным - значит представлять своим бытием не только свое бытие, но бытие вообще, бытие как таковое; с некоторой натяжкой “присутствие” заменяется понятием “сознание”, “человек”, “разумное, обладающее сознанием существо”. Нюанс, однако заключается в том, что в самом сознании в данном случае нас интересует только функция знания своего существования; если бы были существа, которые обладали сознанием, но не знали , что существуют, которые бы были для себя прозрачными, которые бы смотрели мир, как фильм, не подозревая, что существуют в нем - возможно, такие носители сознания не были бы “присутствием” - ибо они субъективно не присутствовали бы в мире и анализ их самосознания ничего не сказал бы Хайдеггеру о категории “бытие”.
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)