ПРИМИТИВИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Примитивизм
 (лат. primitivus — первобытный, первоначальный) — формалистическое течение в совр. буржуазном искусстве, возникшее в начале 20 в. Его наиболее характерным представителем явился фр. художник-самоучка Анри Руссо (1844—1910). П. присущ подчеркнутый отказ от выработанных историей искусства художественных правил и технических достижений, к-рые сознательно подменяются подражанием примитивным образцам искусства первобытного об-ва, любованием наивными и упрощенными формами детского творчества. Воспроизведению развивающейся действительности П. предпочитает псевдонародную и псевдодетскую стилизацию, преувеличение и заострение отдельных деталей.

Источник: Философский словарь. 1963

ПРИМИТИВИЗМ
лат. - первый, самый ранний) - течение в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX веков, представители которого подражали стилевым приемам первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества.
Примитивизм возникает в рамках профессионального искусства как одна из форм поисков новых выразительных средств.
Примитивизм по-разному проявился в творчестве различных мастеров: П. Гогена, М. Утрилло (Франция); Н. Гончаровой, М. Ларионовой, М. Шагала (Россия), объединения "Мост" (Германия) и т.д.
Термин "примитивизм" часто употребляют и по отношению к творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлеченных в общий художественный процесс конца XIX - ХХ веков (произведения А. Руссо, К. Бомбуа во Франции; Н. Пиросманишвили в Грузии).
Традиции примитивизма продолжают существовать и время от времени проявляться в творчестве различных художников ( группа "Митьки" в Петербурге).
Черты примитивизма проявлялись и в музыке (И. Стравинский - оперы "Мавра" и "Свадебка").

Источник: История и теория культуры

ПРИМИТИВИЗМ
направление в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX в., в основе которого лежит программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива и «наивного искусства». Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки, архаика, средневековое искусство, народное искусство, детское творчество, а также изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и массовой культуры, а с другой — вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Черты примитивизма присущи творчеству Поля Гогена и группы французских художников «наби» (1888–1905), ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо), фовизма (Анри Матисс), дадаизма (Марсель Дюшан), а в России — участников выставок «Голубая роза» (М. С. Сарьян, Н. П. Крымов), «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. 3. Шагал), «Новое общество живописцев» (С. Я. Адливанкин, М. С. Перуцкий). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Похожие термины:

  • Примитивисты

    Художники XX в., не имевшие профессионального художественого образования, не входившие ни в какие школы и направления, но одаренные талантом самобытного художественного видения и выражения. Всеми