ПРИМЕР

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пример
ссылка на более конкретный, особо яркий случай, событие как на момент общего, более абстрактного предметного содержания с целью лучшего освещения и пояснения такового.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Пример
Особый случай, служащий для иллюстрации общего за кона или истины. Ни один пример никогда ничего не доказывает (тогда как обратный пример может быть достаточным для опровержения доказательства), но он помогает понять и объяснить другим. Это своего рода мыслительный опыт, используемый главным образом с целью убеждения или с воспитательной целью. В философии без примеров обойтись нельзя, хотя довольствоваться одними примерами недостаточно.

Источник: Философский словарь.

Пример
конкретный широко известный случай того или иного явления, приводимый в качестве иллюстрации мысли. Иногда наблюдаются попытки использовать примеры в качестве доказательства тезиса (аргумента). По [9]:"Если опасно брать в руки оружие, не умея владеть им, то не менее опасно прибегать к примерам, не умея их применять. В таких случаях примеры чаще всего доказывают противоположное тому, что желаешь доказать".
Ассоциативный блок.
Доказательная сила примера в общем случае проблематична. Доказательной силой обладает не пример, а отрицающий данный тезис факт, который, в свою очередь, может быть содержанием примера ( разведем понятия).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

пример
ПРИМЕР — индивидуальный или общий предмет или процесс, воплощающий, экземплифицирующий более общий предмет или процесс. Так, металл является П. химического элемента, железо — П. металла, а локализованный в пространстве и времени «этот» образец вещества — П. железа. Последний П. называют индивидуальным или эмпирическим, предыдущие — общими или квазиэмпирическими. Так, куб является квазиэмпирическим П. многогранника. С общими П. оперируют не только в геометрии, но и в естественнонаучном эксперименте: химик, исследующий свойства вновь открытого вещества на единственном его образце, учитывает лишь те признаки, которые могут быть присущи всем образцам этого вещества. Именно этим объясняется тот факт, что выводы, полученные в геометрическом доказательстве и естественнонаучном эксперименте на единственном П., имеют всеобщий характер. Неспособность отличить единственный единичный П. от единственного общего П. ведет к парадоксу Милля.         Эмпирические П. различаются степенью чистоты, с которой воплощают исследуемую теоретическую сущность. Те из них, которые воплощают ее в максимально чистом виде, называют парадигмальными. Парадигмальным П. капиталистической страны является Англия. Удаление из эмпирического предмета затемняющих и искажающих факторов называется его идеализацией.         Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПРИМЕР
в морали это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одного человека (группы лиц, коллектива) становятся образцом для поведения др. По сравнению с почином П. обладает той особенностью, что здесь инициатор не только побуждает др. последовать за собой, но и предлагает им готовую форму деятельности, к-рая затем распространяется на др. людей, становится нормой поведения мн. В этом отношении П. является одним из способов осуществления общественной дисциплины, проявления активности членов коллектива, их взаимного нравственного воспитания. В морали, в сущности, каждый отдельный поступок является для окружающих П., положительным или отрицательным. Однако следование П. др. людей здесь не является простым подражанием, оно всегда предполагает ту или иную оценку совершенных действий. Без такой оценки и уяснения себе морального значения образца для подражания следование чужому П. еще не есть акт свободного выбора и сознательной нравственной деятельности. П. всегда играл большую роль в повседневных взаимоотношениях людей, в поддержании и развитии обычаев и нравов. Однако в условиях частной собственности на средства производства и классово антагонистических отношений его значение существенно ограничивалось; П. мог стать образцом для массового подражания только среди людей, находящихся в одинаковом социальном положении, да и то не всегда, т. к. даже в этих рамках классовые противоречия делают часто невозможным действие П. Положение существенно изменяется в условиях социализма. В. И. Ленин писал, что «сила примера... получит громадное значение в обществе, отменившем частную собственность...» (т. 36, с. 150). С обобществлением средств производства все члены об-ва становятся объективно заинтересованными в повышении общественной производительности труда, в дальнейшем материальном и духовном прогрессе об-ва. Правда, и здесь еще иногда возникает противоречие между личным и общественным интересом. Но это противоречие постоянно преодолевается в процессе борьбы с личным эгоизмом, местничеством, бюрократическим отношением отдельных руководителей к массовой инициативе, путем повседневного воспитания всех членов об-ва в духе сознательного служения общему делу, использования системы материальной заинтересованности, пропаганды передового опыта. Особенно широко действие П. проявляется в социалистическом соревновании.

Источник: Словарь по этике

ПРИМЕР

- факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. "Далее я говорю, - пишет философ XVIII в. Дж. Беркли, - что грех или моральная испорченность состоят не во внешнем физическом действии или движении, но во внутреннем отклонении воли от законов разума и религии. Ведь убиение врага в сражении или приведение в исполнение смертного приговора над преступником, согласно закону, не считаются греховными, хотя внешнее действие здесь то же, что и в случае убийства". Здесь приводятся два П. (убийство на войне и в исполнение смертного приговора), призванные подтвердить общее положение о грехе или моральной испорченности. Использование фактов или частных случаев в качестве П. нужно отличать от использования их в качестве иллюстрации или образа. Выступая в качестве П., частный случай делает возможным обобщение, в качестве иллюстрации он подкрепляет уже установленное положение, в качестве образца он побуждает к подражанию.
В случае П. рассуждение идет по схеме: "если первое, то второе; второе имеет место; значит, первое также имеет место". Данное рассуждение от утверждения следствия условного высказывания к утверждению его основания не является правильным дедуктивным умозаключением. Истинность посылок не гарантирует истинности выводимого из них заключения; в случае истинности посылок об истинности заключения можно говорить только с какой-то вероятностью. Рассуждение на основе П. не доказывает сопровождаемое П. положение, а лишь подтверждает его, делает его более вероятным, или правдоподобным. Чаще всего рассуждение, использующее П., протекает по схеме: "если всякое S есть Р, то S1 есть Р, S2 есть Р и т. д.; S1 есть Р, S2 есть P и т. д.; значит, всякое S есть Р". Это схема индуктивного (правдоподобного) рассуждения. П. обладает, однако, рядом особенностей, выделяющих его из числа всех тех фактов и частных случаев, которые привлекаются для подтверждения общих положений и гипотез. П. более убедителен или более весом, чем остальные факты и частные случаи. Он представляет собой не просто факт, а типический факт, т. е. факт, обнаруживающий определенную тенденцию. Типизирующая функция П. объясняет широкое его использование в процессах аргументации, в особенности в гуманитарной и практической аргументации, а также в повседневном рассуждении.
П. может использоваться только для поддержки описательных утверждений и в качестве отправного пункта для описательных обобщений. П. не способен поддерживать оценки и утверждения, которые, подобно нормам, клятвам, обещаниям, рекомендациям, декларациям и т. п., тяготеют к оценкам. П. не может служить и исходным материалом для оценочных и подобных им утверждений. То, что иногда представляется в качестве П., призванного как-то подкрепить оценку, норму и т. п., на самом деле является не П., в образцом. Отличие П. от образца существенно: П. представляет собой описание, в то время как образец является оценкой, относящейся к какому-то частному случаю и устанавливающей частный стандарт, идеал и т. п.
Цель П. - подвести к формулировке общего положения и в какой-то мере быть доводом в поддержку последнего. С этой целью связаны критерии выбора П. Прежде всего избираемый в качестве П. факт или частный случай должен выглядеть ясным и неоспоримым. Он должен также достаточно отчетливо выражать тенденцию к обобщению. С требованием тенденциозности или типичности, фактов, берущихся в качестве П., связана рекомендация перечислять несколько однотипных П., если, взятые поодиночке, они не подсказывают с нужной определенностью направление предстоящего обобщения или не подкрепляют уже сделанное обобщение. Если намерение аргументировать с помощью П. не объявляется открыто, сам приводимый факт и его контекст должны показывать, что слушатели имеют дело именно с П., а не с описанием изолированного явления, воспринимаемым как простая информация. Событие, используемое в качестве П., должно восприниматься если и не как обычное, то, во всяком случае, как логически и физически возможное. Если это не так, то П. просто обрывает последовательность рассуждения и приводит как раз к обратному результату или комическому эффекту. П. должен подбираться и формулироваться таким образом, чтобы он побуждал перейти от единичного или частного к общему, а не от частного опять-таки к частному.
Особого внимания требует противоречащий П. Обычно считается, что такой П. может использоваться только при опровержении ошибочных обобщений, их фальсификации. Если выдвигается общее положение "Все лебеди белые", то П. с черными лебедями, живущими в Австралии, способен опровергнуть данное общее положение. Рассуждение идет по схеме: "Все S есть Р, но Sn не есть Р, следовательно, некоторые S не есть Р". Однако противоречащий П. нередко используется и иначе: он вводится с намерением воспрепятствовать неправомерному обобщению и, демонстрируя свою несовместимость с ним, подсказать то единственное направление, в котором может идти обобщение. Задача противоречащего П. в этом случае не фальсификация какого-то общего положения, а выявление такого положения.
Иногда высказывается мнение, что П. должен приводиться до формулировки того обобщения, к которому он подталкивает и которое он поддерживает. Вряд ли это мнение оправданно. Порядок изложения не особенно существен для аргументации с помощью П. Он может предшествовать обобщению, но может также следовать за ним. Функция П.: подтолкнуть мысль к обобщению и подкрепить это обобщение конкретным и типичным П. Если упор делается на то, чтобы придать мысли движение и помочь ей по инерции прийти к обобщающему положению, то П. обычно предшествует обобщению. Если же на первый план выдвигается подкрепляющая функция П., то, возможно, его лучше привести посте обобщения. Однако эти две задачи, ставшие перед П., настолько тесно связаны, что разделение их и тем более противопоставление, отражающееся на последовательности изложения, возможно только в абстракции. Скорее здесь можно говорить о другом правиле, связанном со сложностью и неожиданностью того обобщения, которое делается на основе П. Если оно является сложным или просто неожиданным для аудитории, лучше подготовить его введение предшествующим ему П. Если обобщение в общих чертах известно слушателям и не звучит для них парадоксом, то П. может следовать за его введением в изложение.

Источник: Словарь по логике

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.29 кб

Стросоновская конструкция «Непространственного мира» как пример исправляющей метафизики

Суханова Е. Н.
Реконструируется один из аргументов П.Ф. Стросона в защиту предложенной им картины нашего мышления и языка.
Читать PDF
242.28 кб

Подход к оценке удовлетворенности потребителя в сервисной деятельности: практический опыт (на пример

Донскова Л. И., Удальцова М. В.
Проанализированный подход дает возможность выявить взаимосвязанность удовлетворенности потребителя с качеством обслуживающей деятельности, которое характеризуется объективными и субъективными признаками и оценивается количественны
Читать PDF
310.68 кб

Изучение морали в естественной науке: пример «Психопатии Хаэра»

Косилова Елена Владимировна
Читать PDF
103.80 кб

Критон-сократик: пример создания фиктивного представителя школы

Золотухина Анна Игоревна
Статья демонстрирует вероятный механизм составления представительных списков школ в эллинистическую эпоху на примере Критона-сократика и некоторых других «типичных» представителей сократической «школы».
Читать PDF
376.88 кб

Проблема идеала в интеллектуальной традиции и пример идеала в реальной жизни

Никитич Л. А.
В статье рассматривается понимание идеала Платоном, Шеллингом, русскими мыслителями П. Новгородцевым и Л.С. Франком, а также английским этиком Дж. Муром.
Читать PDF
1.97 мб

К. Маркс и Ф. Энгельс: критика романтизма — методологический пример «Превращенной формы» сознания

Аркан Ю.Л.
This work analyses K. Marks and F.
Читать PDF
933.06 кб

«Философия традиционализма» Александра Дугина как пример мифологической девиации в современной филос

Семенков В.Е.
В стратегии развития философии как одного из жанров литературы достаточно часто происходит девиация, выражающаяся в подмене философии лингвистикой или латентной мифологией.
Читать PDF
193.82 кб

2017.03.002. СНАЙДЕР ДЖ.Р. ИСКУССТВО И ИСТИНА В БАРОЧНОЙ ИТАЛИИ, ИЛИ ПРИМЕР "ПОДЗОРНОЙ ТРУБЫ АРИСТОТ

Лозинская Е.В.
Читать PDF
221.05 кб

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК РАЗРУШЕНИЕ ДЕКАЛОГА: ПРИМЕР СЛОВЕНСКОЙ ДРАМЫ

Козак Криштоф-Яцек,
Традиционной структуре общества присущи некоторые ключевые характерные особенности, в числе которых, в первую очередь, пространство, личное и общественное, а также общие ценности.
Читать PDF
319.32 кб

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» И ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА КАК ПРИМЕР ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИ

Н. В. Беляева, И. Ю. Синельников
Проблема межпредметной интеграции весьма актуальна в современном школьном образовании, т.к. актуализация метапредметных связей при изучении учебных курсов и отдельных тем помогает их положительному взаимовлиянию.
Читать PDF
126.30 кб

Значение фармакогенетического тестирования в решении проблемы желудочно-кишечной безопасности примен

Обжерина А. Ю., Муравьев Ю. В., Дмитриев В. А., Сычев Д. А., Кукес В. Г.
Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) – лекарственная группа, обладающая противовоспалительным, аналгетическим и жаропонижающим действием. Это одна из наиболее часто назначаемых групп препаратов во всем мире.
Читать PDF
47.03 кб

Актуализация философских категорий и их применение в анализе социокультурного процесса

Андреева О. А.
Читать PDF
180.04 кб

Формула латинского фонетического закона и ее применение

Карасева Т.А.
В статье рассматривается формула латинского фонетического закона и ее применение
Читать PDF
345.97 кб

Husserliana xxxiii. Бернаусские рукописи о сознании времени (1917/1918). III. К [вопросу о] применен

Гуссерль Эдмунд , Чернавин Георгий Игоревич
Читать PDF
366.00 кб

Husserliana xxxiii. Бернаусские рукописи о сознании времени(1917/1918). III. К [вопросу о] применени

Гуссерль Эдмунд , Чернавин Георгий Игоревич

Похожие термины:

  • ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

    см. Пример.
  • Лазеры применение в медицине

    Среди многих применений лазеров в хирургии выделяются метод точечной спайки оторвавшейся сетчатки глаза, выжигание ненормальных наростов и опухолей, остановка внутреннего кровотечения. Новые р
  • Примета

    Существующий в настоящем знак будущего события. Чаще всего приметы связаны с суеверием. Однако иногда случается, что внимательное и систематическое наблюдение за приметами приводит к составлени
  • ПРИМЕЧАНИЯ

    содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри/после текста различным образом: а) в круглых скобках; б) подстрочено (оформляются как сноски); в) после параграфов или глав. В качеств