ПРИЧИННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ

Найдено 1 определение
ПРИЧИННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ
1. Причинными концепциями времени обычно называются концепции, сводящие временной порядок к причинно-следственному порядку. Как считает Дж. Уитроу, идея сведения временного порядка к причинному была впервые предложена Г.В. лейбницем и подробно разработана И. Кантом. Однако при этом следует учитывать, что у лейбница речь идет о причинных связях объективно-реальной действительности, тогда как у Канта - о причинных связях в рамках чувственно воспринимаемого мира человеческого сознания; объективно-реальный мир вещей в себе, по Канту, не содержит ни временных, ни причинноследственных связей. В таком понимании И. Канта можно рассматривать как одного из разработчиков причинной теории времени. Попытка однозначно связать временной порядок с причинным сталкивается с трудностями, вызванными тем, что действующие причины сосуществуют со своими действиями, а следовательно, и с вызванными ими следствиями. Кант пытался преодолеть эту трудность, полагая, что считаться необходимо не с течением времени, а с «порядком» времени. «Время между каузальностью причины и непосредственным ее действием может быть ничтожно малым (так что они сосуществуют одновременно), но отношение между причиной и действием все же остается определимым по времени. Если шар, положенный на набитую подушку, выдавливает в ней ямку, то как причина этот шар существует одновременно со своим действием. Однако я различаю их по временному отношению динамической связи между ними. В самом деле, если я кладу шар на подушку, то на гладкой прежде поверхности подушки появляется ямка; если же на подушке (неизвестно почему) имеется ямка, то отсюда еще не следует свинцовый шар»1. Причинная теория времени возродилась после возникновения специальной теории относительности, поскольку временной порядок событий, согласно преобразованиям лоренца, оказался инвариантен для разных наблюдателей тогда и только тогда, когда рассматриваемые события могут быть соединены сигналами, перемещающимися со скоростью, не превышающей скорость света в пустоте, т.е. причинными цепями. В соответствии с причинной теорией времени нет необходимости в наличии реальных причинно-следственных связей, а достаточна возможность их существования. В ХХ столетии причинную теорию времени развивали Г. Рейхенбах, М. Бунге и др. 2. Существует ряд концепций времени, в которых время считается следствием тех или иных конкретных причин, таких как наличие в материальном мире жизни, расширение Вселенной, рост энтропии и т.д. Общим недостатком подобных концепций является то, что свойства частного процесса или формы движения считаются причиной всеобщего способа бытия материи и материального мира. Отсутствие выдвигаемых этими теориями причин времени должно, по-видимому, приводить к исчезновению времени. Это означает, что материальный мир не может существовать без декларируемой причины времени и существует ровно столько времени, сколько существует их причина. Так, например, жизнь должна обладать не «геологической вечностью», а вечностью, захватывающей догеологические периоды существования Мироздания; либо необходимо доказать, что никакого догеологического периода, когда вся материя существовала в виде определенных типов элементарных частиц, не существовало. Если же причиной времени считать расширение Вселенной, то либо теории стационарной Вселенной неправомерны, либо необходимо стационарные Вселенные рассматривать как безвременные и, таким образом, не обладающие движением и возможностью выйти из такого состояния. Ильгиз А. Хасанов 1 Кант И. Соч., т. 3. С. 269.

Источник: Время как объективно-субъективный феномен