ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Престольные праздники
годовые, храмовые праздники в православии, посвященные памяти к.-л. «святого», особо почитаемого в данной местности, в честь которого сооружается храм или алтарь с возвышенным четырехугольным столом, именуемым престолом. К П. п. относятся праздники св. Бориса и Глеба, Николая Чудотворца, Георгия, Ильин день и др.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям «св. истории», в честь к-рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название - храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В условиях феод. раздробленности отд. княжества стремились обзавестись «собственными» святыми, к-рые бы покровительствовали им. В их честь воздвигались храмы, а связанные с ними праздники становились ежегодными, приобретая особое значение в данной местности. И поныне церковь рассматривает культ местных «покровителей» как эффективное средство идеологич. воздействия: «свои» святые оказываются для верующих более близкими, на них возлагаются особые надежды в «заступничестве» перед богом. Это одна из гл. причин сохранения П. п. в наст. вр. Попытки оправдать их существование в наши дни народными традициями безосновательны.

Источник: Атеистический словарь

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
правосл. праздники, установленные в память о различи, событиях «св. истории», богородице, святых, в честь к-рых воздвигнут храм или его придел. На Руси П. п. складываются после офиц. введения христ-ва, когда начинается строительство христ. храмов. Этим храмам часто присваивалось имя к.-л. святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь его праздник считался храмовым, или престольным. Он пользовался особой популярностью среди жителей данной местности, к-рые верили, что их святому покровителю, более чем кому бы то ни было из небожителей, известны их заботы и нужды. Обычно П. п. отмечались особенно торжественно, праздновались по неск. дней кряду, сопровождались пьяным застольем. Они приносили духовенству значит, доходы, что побуждало его требовать от верующих непременного участия в праздновании П. п. Эти праздники сохраняются и в наши дни, гл. обр. в сельск. местности, нанося немалый ущерб сельскохоз. производству, т. к. сопровождаются невыходами на работу и т. п. Вопреки утверждениям служителей культа, они не имеют ничего общего с народи, традициями, а являются традицией сугубо церковной.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Престольный (храмовый) праздник
— это праздник правосл. общины, члены к-рой объединяются вокруг какогото одного правосл. храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные («обещанные», «заветные») праздники.
Уже сами названия храмовые, престольные говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех св. угодников правосл. церкви, в честь к-рых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церк. традиции престол как бы являет собой «небесное место селения Господа Вседержителя» и одновременно Гроб Христов, т. к. на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям гл. престола и боковых приделов храма именуются и П. п. Из них ок. трети соотнесены с осн. догматами христ-ва: П. п. Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к П. п. и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно ок. трети правосл. храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют П. п. во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и П. п. в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные П. п. чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла Петров день). Среди П. п. во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).
П. п. продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, к-рые по традиции собираются для празднования П. п. в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церк. приход как локальную этнотерриториальную единицу, то в течение 20 в. П. п. играли объединяющую роль, укрепляя чувство «духовной оседлости» и любви к отчему краю («отеческим гробам»).

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
187.02 кб

Престольный праздник в системе народного календаря русских Прикамья (часть 1. Храмовые традиции)

Черных Александр Васильевич