ПРЕСТИЖ социальный

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ
оценка социального объекта (личности, социального института, организации и др.), разделяемая членами группы (общности) на основе соотнесения его значимых характеристик с признанной системой ценностей. Тесно переплетается с авторитетом, уважением, влиянием.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ПРЕСТИЖ социальный
франц. prestige, первонач.- обаяние, очарование, от лат. praestigium - иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка со­циальной роли или действия, социальной или проф. группы, социального института, физич. достоинства, психологич. качества и т. п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей. Носителем П. с. в конечном счете выступает личность. Объективной основой признания привлекательности или значимости социального каче­ства является реальный вклад в удовлетворение той или иной обществ. потребности, но в обществ. Мнении оценка этого вклада опосредствуется социально-психо­логическими факторами и может подвергаться иска­жениям. До кон. 18 в. слово «П.» использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к исходному (латинскому) - не­обычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем метафорически применялось к деятелям лит-ры и иск-ва. В кон. 19 в. говорили о П. политич. и др. ли­деров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Тард объяснял движение моды и т. п. явления как результат подражания носителю II. Дальнейшие исследования показали, что человек действительно склонен идентифицировать себя с облада­телем П., и это часто заставляет стремиться к престиж­ной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей П. и т. д. Неофрейдизм исходит из того, что чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу отношения к нему окружающих, чем больше в нем подсознат. неуверенности в собств. ценности и безопасно­сти, тем сильнее, как контрбаланс, проявление стремле­ния к П. По мнению Мида, поскольку другие - это «зеркало», определяющее человеч. «Я», П. обеспечивает самоутверждение личности - уважение к себе, гаран­тированное уважением других людей.
Марксистская социология исходит из того, что осно­вы II. определяются системой обществ. отношений, а господствующая в обществе система ценностей предоп­ределяет критерии оценивания и обусловливает высо­ту П.
Динамику П. нельзя толковать однозначно как отра­жение какого-то одного фактора. Однако П. поддается эмпирич. определению и выступает как важный показа­тель таких недоступных прямому наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной дифференциации и т. п. Изменение П. за определ. пе­риод позволяет судить о происходящих социальных изменениях. Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании П. определ. позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации, находясь в руках господств. класса, способствуют перераспределению П. в его ин­тересах.
Исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что П. профессий, насел. пунктов и т. д. оказывает большое влияние на проф. ориентацию мо­лодежи, отношение рабочих к труду и социальную мо­бильность. Изучение П.- необходимое условие соци­ального прогнозирования и воздействия на динамику П. в интересах общества.

Источник: Советский философский словарь

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ
соотносительная оценка индивида, социальной или проф. группы, социального института, разделяемая членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей. В более узком смысле – признанное коллегами или согражданами превосходство индивида пли группы, вытекающее из сравнения их с другими. Объективной основой обществ. признания индивида может быть только тот реальный вклад, к-рый он вносит в общее дело, но в обществ. мнении оценка этого вклада опосредствуется социально-психологич. факторами и может подвергаться искажениям. До конца 18 в. слово "престиж" использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к исходному (латинскому), – необычный эффект иллюзиониста ("престижиратора"), а затем метафорически применялось к деятелям лит-ры и иск-ва. В конце 19 в. говорили о престиже политич. и др. лидеров, если их влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Г. Тард объяснял движение моды и т.п. явления как результат подражания источнику С. п. Дальнейшие исследования показали, что человек действительно склонен идентифицировать себя с обладателем С. п., и это часто заставляет стремиться к престижной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей С. п. и т.д. Стремление людей к С. п. объясняется различными школами по-разному, однако мн. работы свидетельствуют об обусловленности этой тенденции социальными факторами – от социальной системы общества до взаимоотношений в семье, культурными традициями. Неофрейдизм исходит из того, что, чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу отношения к нему окружающих, чем больше в нем подсознат. неуверенности в собств. ценности и безопасности, тем сильнее, как контр-баланс, проявляется компульсивное стремление к престижу. По мнению Дж. Мида, поскольку другие – это "зеркало", определяющее человеч. Я, С. п. обеспечивает самоутверждение личности – уважение к себе, гарантированное уважением других людей. В идеальном случае повышение С. п. ролей социальных, для к-рых не хватает исполнителей, способствует привлечению людей для осуществления необходимых обществу функций. Господствующая в обществе система ценностей обусловливает высоту С. п. причастностью к доминирующей ценности и предопределяет критерии оценивания. Эти критерии соотносятся с ролями как непосредственно (напр., условия и содержание труда), так и через признаки соответствующих ролям социальных статусов (напр., образование или даже тип одежды), к-рые могут фетишизироваться как источник С. п. Динамику С. п. нельзя толковать однозначно как отражение какого-то одного фактора. Однако С. п. поддается эмпирич. определению и выступает как важный показатель таких недоступных прямому наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной дифференциации и т.п. Изменение С. п. за определ. период позволяет судить о происходящих социальных изменениях. Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании С. п. определ. позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации, находясь в руках господств. класса, способствуют перераспределению С. п. в его интересах. Конкретные социальные исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что С. п. профессий, насел. пунктов и т.д. оказывает большое влияние на проф. ориентацию молодежи, отношение рабочих к труду и социальную мобильность. В результате этих исследований выявилась известная диспропорция между нуждами народного хозяйства в определ. профессиях и ориентацией молодежи, связанной с существующим распределением С. п. отд. профессий. Изучение С. п. – необходимое условие социального прогнозирования и воздействия на динамику С. п. в интересах общества. Лит.: Шубкин В. Н., Выбор профессии в условиях коммунистич. строительства, "ВФ", 1964, No 8; его же, Молодежь вступает в жизнь, там же, 1965, No 5; его же, Нек-рые вопросы адаптации молодежи к труду, в сб.: Социальные исследования, М., 1965; Водзинская В. В., Отношение молодого рабочего к своей профессии, в сб.: Труд и развитие личности, [Л.], 1965; Замошкин Ю. ?., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966; Здравомыслов А. Г. и Ядов В. Я., Отношение к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М., 1966; Аитов ?. ?., Влияние общеобразоват. уровня рабочих на их производств. деятельность, "ВФ", 1966, No 11; Человек и общество. Сб., вып. 2, [Л.], 1967; Замошкин Ю. ?., Жилина Л. ?., Фролова H. T., Сдвиги в массовом потреблении и личность, "ВФ", 1969, No 6; Weber M., Gesammelte Aufs?tze zur Wissenschaftslehre, 2 Aufl., T?bingen, 1951; Murphy G., Social motivation, в кн.: Handbook of social psychology, v. 2, Camb., 1954; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, [1957]; Packard V., The status seekers, N. Y., [1959]; Identity and anxiety, Glencoe, [1960]; Garbiт A. P., Bates F. L., Occupational prestige: an empirical study of its correlates, "Social Forces", 1961, v. 40, No 2; Margоt-Duсlоt J., Le prestige, "Bull. de psychologie", 1961, t. 15, No 1 (197); Personality and social systems, ed. N. J. Smelser, W. T. Smelser, N. Y., [1963]. В. Ольшанский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
87.69 кб

Сущность феномена социальной престижности

Кердан А. Б.
В статье рассматривается сущность феномена социальной престижности с философско-теоретических и культурологических позиций.
Читать PDF
349.55 кб

Социально-экономические факторы престижа профессии

Кафидов Валерий Викторович
В статье рассматривается влияние характера, содержания и условий труда на привлекательность профессии и удовлетворенность трудом пожарных. Приводятся данные социологических исследований.
Читать PDF
1.09 мб

ФЕНОМЕН ПРЕСТИЖА В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Карпова Маргарита Константиновна, Карпухина Анастасия Алексеевна
В статье рассматривается понятие престижа в теории социальной стратификации. Престиж это одна из основных характеристик положения статусной группы в обществе.
Читать PDF
130.46 кб

Социальный престиж как механизм регулятивной культуры

Флоринская С. А.
Исследуется проблема выявления социального престижа как механизма регулятивной культуры.
Читать PDF
568.96 кб

Престиж как категория оценки социального статуса человека

Доброходова Ольга Викторовна
В статье рассматриваются процессы формирования оценочных смыслов на основе когнитивного контекста оценочного концепта 'престиж'; описываются когнитивные и языковые механизмы, а также способы репрезентации оценки социального статус
Читать PDF
80.32 кб

Социальная престижность офицерского корпуса современной России

Колесников Владимир Васильевич
В статье рассматривается взаимодействие государства, армии и общества в исторической хронологии.
Читать PDF
52.39 кб

Социальный престиж интеллигенции в бюджетной сфере современной России

Смирнов Арсений Александрович
Статья подготовлена на основе исследования «Работающие бедные с высшим образованием: проблемы социальной адаптации».
Читать PDF
154.72 кб

Престиж социального работника: возможности преодоления сложившихся стереотипов

Смирнова Елена Александровна
В статье рассматриваются вопросы престижа профессии «социальная работа».
Читать PDF
240.64 кб

Роль престижа профессий в изменении социально-профессиональной структуры общества

Тимирова Лия Наилевна
Статья посвящена анализу влияния престижа профессий на трансформационные процессы, происходящие в социально-профессиональной структуре общества, через профессиональное самоопределение молодежи.
Читать PDF
1.08 мб

Знаки социального престижа в творчестве Лермонтова (чины, награды, дворянские титулы)

Кормилов Сергей Иванович
Лермонтов наряду с Пушкиным и Львом Толстым принадлежал к тем классикам, которые не обольщались знаками социального престижа и в своей жизни не стремились делать карьеру на службе, а в творчестве не считали нужным подробно говорит
Читать PDF
924.92 кб

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ

В. Л. Примаков, В. А. Осипова
В статье анализируется содержание понятий «социальный престиж» и «престиж профессии», основные функции престижа, а также его структурные компоненты.
Читать PDF
804.81 кб

Структурная модель формирования профессионального престижа социальных работников Хабаровского края

Кривоносова Людмила Александровна, Смирнова Елена Александровна
Представлена модель формирования профессионального престижа социальных работников, которая имеет многофакторную структуру, построенную с применением структурно-функционального анализа.
Читать PDF
193.29 кб

Концепция «Престижных технологий» Брайана Хейдена и некоторые проблемы социальной структуры древних

Кубан Александр Александрович
В статье рассматривается концепция «престижных технологий» канадского антрополога Брайана Хейдена (Университет Саймон Фрэзер, Британская Колумбия), посвященная анализу лидерства и происхождению социального неравенства в древних и
Читать PDF
712.84 кб

96. 01. 021. Трущенко О. E. престиж Центра: городская социальная сегрегация в Москве. - m : socio Lo

Рековская И. Ф.
Читать PDF
1.06 мб

Состояние и динамика престижа военной службы как общественного явления и отрасли социального сервиса

Грунтовский Иосиф Иосифович
В статье рассматриваются проблемы престижа военной службы как общественного явления и одной из отраслей социального сервиса. Анализируются вопросы распределения престижа военной службы на различных уровнях и в системах престижа.