ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
праздник правосл. церкви, относимый к чис
лу двунадесятых праздников. Отмечается 6(19) августа. Установлен в честь якобы реального события — «преображения» Иисуса Христа, о к-ром повествуется в Евангелии от Луки. По еванг. сказанию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учениками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из облака раздался голос божий: «Сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте» (Лк. 9 : 35). Тем самым, по словам правосл. духовенства, Иисус будто бы совершил одно из самых больших своих чудес, чтобы «явить» свою божеств. сущность. Однако это чудо прямо заимствовано из ветхозаветной книги «Исход», где повествуется о П. Моисея (24, 34). Еванг. сказание имело целью возвысить Иисуса в глазах верующих, устами господа назвать его «сыном божьим». Праздник П. был установлен в 4 в. На Руси он появился вместе с христианством и был приурочен к старинному земледельч. празднику, с к-рого начиналась уборка яблок в садах. Отсюда сложившееся в народе др. название праздника — яблочный спас. Церковь освятила бытовавший обычай не есть яблок до их созревания, связав сбор урожая со временем праздника П. Т. обр. церк. праздничная дата вошла в народный календарь.

Источник: Атеистический словарь

Преображение
один из двунадесятых праздников христ. церкви. Среди верующих известен под названием второго, или яблочного, спаса, отмечается 6 (19) августа и установлен в честь якобы чудесного «преображения» лица Иисуса Христа. В Евангелии от Луки говорится, что по прошествии восьми дней после признания ап. Петром в Христе спасителя, Христос, взяв с собой учеников, взошел на гору и стал молиться. Во время молитвы лицо его преобразилось, одежда сделалась белою. Из облака, к-рое явилось Христу и его ученикам, раздался голос бога: «сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте» (Лк., 9: 35). Несмотря на разночтения в описании этого «чуда» в евангелиях, общей основой их служит ветхозаветный миф о «преображении» Моисея (Исх., 24, 34). Перерабатывая его, ранние христиане сделали все возможное, чтобы возвысить Христа и христианство в глазах их последователей: если Яхве на Синае назвал Моисея своим пророком, то Иисуса назвал сыном божьим. Праздник П. был введен в церк. календарь в 4 в. П. приходится на конец лета, когда начинается сбор урожая плодов. Церковь объявила греховным употребление плодов до наступления П. Использовав евангельский миф о П., христ. церковь получила еще одну возможность оказывать влияние на быт и жизнь верующих.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
215.36 кб

Преображение и развоплощение как онтологические интуиции русской и западной мысли

Дуплинская Юлия Михайловна
В статье доказывается, что различие между исходными онтологическими интуициями западной и русской философии восходит к различию между такими формами сакрального опыта, как мистицизм, с одной стороны, и святость (феозис), с другой.
Читать PDF
19.05 мб

Духовно-нравственное преображение человека как фактор решения экологических проблем

Садикова О. Г.
Садикова О.Г. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
Читать PDF
442.87 кб

Преображение как нравственно-религиозная задача

Лосев А.В.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы религиозности. В частности, рассмотрено преображение как религиозная задача.
Читать PDF
340.77 кб

Можно ли считать темпоральными категории «Развитие», «Становление», «Преображение». . . ?

Розин Вадим Маркович
Разводятся три типа категорий: темпоральные, нетемпоральные и «катемпоральные». Первые используются для анализа движений.
Читать PDF
315.00 кб

Теургический подвиг Вл. Соловьева: жизнь, отданная за преображение мира красотой Софии

О. Н. Новоселов
Читать PDF
430.39 кб

Преображение Платона в эротической философии Владимира словьева

Джудит Дойч Корнблат
Читать PDF
175.33 кб

Преображение или преобразование человека в контексте философско - антропологических учений русской ф

Соколова М.Г.
В статье рассматриваются философско-антропологические учения, сложившиеся в рамках русской религиозной философии конца XIX начала XX веков о природе человеческой телесности и её возможной трансформации.
Читать PDF
386.87 кб

Духовно-практическое преображение человека как парадигмальный принцип русской философии

Юрьевич Даренский Виталий
Концептуализирован ресурс русской философской традиции, определяющий ее ценность и актуальность в качестве интеллектуального и мировоззренческого инструмента противостояния культурной деградации социума («антропологической катастр
Читать PDF
464.66 кб

Преображение ценностей в квантовой парадигме

Гуревич Павел Семёнович
В статье рассматривается проблема проникновения в существо гуманитарного знания квантового сознания, которое представляет собой грандиозный эксперимент преображения социальной и индивидуальной реальности по лекалам поведения элеме
Читать PDF
106.47 кб

Между преображением и пересозданием реальности. О свободном творчестве у Вл. Соловьева

Мелих Юлия Биляловна
Рассматривается тема творчества, которая задается Соловьевым в «Критике отвлеченных начал» как одна из центральных в отечественной философии ХХ века.
Читать PDF
433.34 кб

Идея преображения мира в работе В. С. Соловьёва «Истинный смысл искусства»

Кузнецова Сюзанна Игоревна
Статья посвящена раскрытию идеи преображения мира. Рассмотрена основная мысль философа о материализации духовной сущности и одухотворении материального явления.
Читать PDF
399.05 кб

Идея преображения природы в концепции культуры Н. Ф. Федорова

Фадеенко И.В.
В статье рассматривается одна из важнейших идей философского учения Н.Ф. Федорова идея преображения природы с помощью культуры.
Читать PDF
13.39 мб

Осуществимо ли воссоединение западничества и славянофильства? (условия преображения)

Лазарев Валентин Васильевич
Автор исследует вопрос о том, представляют ли славянофильство и западничество по генетической и идейной природе два разные направления философствования или одно двойственное.
Читать PDF
489.51 кб

Виды преображения в кинематографе

Авдошин Георгий Валерьевич
В статье рассматривается преображение как структурообразующая модель для кинематографа.
Читать PDF
0.00 байт

Космическая философия Н. К. Рериха как основа духовного преображения человека

Некрасова Нина Андреевна, Сошнина Анастасия Геннадиевна
В статье рассматривается космическое мировоззрение Н.К.

Похожие термины:

  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

    Один из двунадесятых праздников, празднуется 19 августа. Когда ученики услышали от Христа о его приближающейся смерти и стали ему прекословить, то, упрекнув их, “взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и
  • ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. Проблемы Закона и Благодати

    основное философское произведение Б. П. Вышеславцева. Опубликовано в 1931 в Париже, современное издание: М., 1994. Свою работу Вышеславцев рассматривал как 1 -и том исследования, посвященного проблеме «
  • ЭТИКА ПРЕОБРАЖЁННОГО ЭРОСА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ

    произведение Б.П.Вышеславцева, вышедшее в 1931 в Париже. Свою работу Вышеславцев рассматривал как первый том исследования, посвященного проблеме «преодоления морализма» (морали императива, этики д
  • ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Кира Владиславовна

    Окончила Русскую христианскую гуманитарную академию (Санкт-Петербург, 1995), прошла стажировку при Женевском университете (1995), окончила аспирантуру (2004), докторантуру (2013) Российского государственн
  • ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федорович

    1894-1941) - сов. историк, занимавшийся исследованием раннего христианства, влияния античных культов на формирование христ. догматики, морали и обрядности. Осн. труды вошли в сб. работ П. «В мире античны
  • Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

    основан в кон. 20 нач. 30-х гг. 15 в. Зосимой, Савватием и Германом на Соловецком о-ве в Белом море при входе в Онежскую губу. В монастырской иерархии С. м. занимал одно из высших мест. Архимандриты назнач
  • Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиалъный мужской монастырь

    на о-ве Валаам в Ладожском оз. основан новгородцами не позднее нач. 14 в. Находясь на границе новгородских владений, служил крепостью и много раз отражал нападения врагов. В 1611 был разорен и сожжен ш
  • ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Василий Петрович

    1864-1900) - философ, литературный критик, член совета и соредактор журн. "Вопросы философии и психологии". В 1881-1885 гг. учился на историко-филологическом ф-те Московского ун-та. В 1885 г. защитил кандидатску
  • ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

    центр московской старообрядческой (беспоповской) общины федосеевского толка, сложившийся при кладбище, основанном в Лефортове в 1771. При П. к. возникли два монастыря-общежития федосеевцев: мужской