праздник правосл. церкви, относимый к чис
лу двунадесятых праздников. Отмечается 6(19) августа. Установлен в честь якобы реального события — «преображения» Иисуса Христа, о к-ром повествуется в Евангелии от Луки. По еванг. сказанию, однажды, когда Иисус молился на горе со своими учениками, лицо его преобразилось, одежда сделалась белою и из облака раздался голос божий: «Сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте» (Лк. 9 : 35). Тем самым, по словам правосл. духовенства, Иисус будто бы совершил одно из самых больших своих чудес, чтобы «явить» свою божеств. сущность. Однако это чудо прямо заимствовано из ветхозаветной книги «Исход», где повествуется о П. Моисея (24, 34). Еванг. сказание имело целью возвысить Иисуса в глазах верующих, устами господа назвать его «сыном божьим». Праздник П. был установлен в 4 в. На Руси он появился вместе с христианством и был приурочен к старинному земледельч. празднику, с к-рого начиналась уборка яблок в садах. Отсюда сложившееся в народе др. название праздника — яблочный спас. Церковь освятила бытовавший обычай не есть яблок до их созревания, связав сбор урожая со временем праздника П. Т. обр. церк. праздничная дата вошла в народный календарь.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Источник: Атеистический словарь
Преображение
один из двунадесятых праздников христ. церкви. Среди верующих известен под названием второго, или яблочного, спаса, отмечается 6 (19) августа и установлен в честь якобы чудесного «преображения» лица Иисуса Христа. В Евангелии от Луки говорится, что по прошествии восьми дней после признания ап. Петром в Христе спасителя, Христос, взяв с собой учеников, взошел на гору и стал молиться. Во время молитвы лицо его преобразилось, одежда сделалась белою. Из облака, к-рое явилось Христу и его ученикам, раздался голос бога: «сей есть сын мой возлюбленный; его слушайте» (Лк., 9: 35). Несмотря на разночтения в описании этого «чуда» в евангелиях, общей основой их служит ветхозаветный миф о «преображении» Моисея (Исх., 24, 34). Перерабатывая его, ранние христиане сделали все возможное, чтобы возвысить Христа и христианство в глазах их последователей: если Яхве на Синае назвал Моисея своим пророком, то Иисуса назвал сыном божьим. Праздник П. был введен в церк. календарь в 4 в. П. приходится на конец лета, когда начинается сбор урожая плодов. Церковь объявила греховным употребление плодов до наступления П. Использовав евангельский миф о П., христ. церковь получила еще одну возможность оказывать влияние на быт и жизнь верующих.