Преформизм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Преформизм
биологическое учение, исходящее из признания изначально предустановленной или предопределенной, существующей в свернутой форме, программы или организации развития, без отклонений "ведущей процесс" своей материализации от зародыша и вплоть до взрослого организма.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Преформизм
учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих основные черты развития и строения организмов следующего поколения. Был вытеснен учением об эпигенезе, согласно которому зародышевое развитие организмов есть процесс, осуществляемый путем серии последовательных новообразований.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Преформизм
лат. предобразую) — учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма. Возник в 17—18 вв. Современная теория органического развития, допуская преформированные структуры (например, ДНК), учитывает и эпигенетические факторы развития (см. Эпигенез).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Преформизм
от лат. praeformare — пробразую) — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающейся особи, т. е. фактически развитие сводится к физическому росту готовой (предопределенной природой) особи. Противоположное учение — эпигенез. Современные теории органического развития допускают сочетание преформистских и эпигенетических факторов.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Преформизм
 (лат. praeformo — предобразую) — антидиалектическая концепция развития, господствовавшая в биологии 18 в. Согласно П., уже в зародыше в готовом виде заложены свойства и признаки взрослого организма. Влияние пре-формистских идей было подорвано эволюционным учением Дарвина, по к-рому развитие зародыша совершается путем последовательных преобразований, обусловленных наследственностью и проявляющихся только при определенных условиях внешней среды.

Источник: Философский словарь. 1963

ПРЕФОРМИЗМ
от лат. praeformo - заранее образую, предобразую), учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определя­ющих осн. черты развития и строения организмов сле­дующего поколения. Наивно-преформистские идеи впер­вые получили выражение у Гиппократа и Анаксагора (в учении о гомеомериях), но были вытеснены учением Аристотеля об эпигенезе, согласно к-рому зародышевое развитие организмов есть процесс, осуществляемый путем серии последоват. новообразований. Эпигенетич. представления господствовали в период поздней антич­ности и в ср. века. Непосредств. предшественником совр. П. было учение о преформации (предобразовании), возникшее в эпоху Возрождения как реакция на ср.-век. представления о господстве в организме «жизнен­ной силы». В 17 в. раннепреформистские концепции были конкретизированы на данных микроскопии А. Левенгуком, М. Мальпиги и Я. Сваммердамом, ошибочно считавшими, что, наблюдая зародыш, "видеть" сформировавшиеся части (органы, ткани, структуры) взрослого организма. Из учения о преформации, но­сившего механико-материалистич. характер, делались креационистские выводы: предполагалось, что все бу­дущие поколения как бы вложены в зародышевые клетки «впервые созданных» организмов. В монадоло­гии Лейбница концепция преформации была распрост­ранена на всю эволюцию мироздания, т. е. приобрела методология, значение. В работах преформистов 18 в. (Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спалланцани) учение о пре­формации вылилось в отрицание новообразований в ходе историч. бытия организмов и стало одним из крае­угольных камней метафизич. картины мира. В течение 18 - нач. 19 вв. П. был постепенно вытеснен эпигенетич. представлениями, сторонники к-рых, однако, нередко отбрасывали и то ценное, что содержалось в работах преформистов: идею развития на базе детерминирован­ных и относительно консервативных наследств. струк­тур. Упадок П. продолжался до 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., когда благодаря созданию теории индивидуаль­ности хромосом и выяснению сущности процессов кле­точного деления, оплодотворения, эмбриогенеза и наследств. передачи спор между П, и эпигенезом был поставлен на принципиально новую почву. Совр. кон­цепция онтогенеза включает элементы как П., так и эпигенеза. Генетич. информация, содержащаяся в зиготе, детерминирует норму реакции организма в ходе его развития. Новое в процессе развития организ­ма возникает как благодаря непрерывному переходу организации зародыша на более высокий уровень, так и мутациям, вносящим в онтогенез принципиально новые компоненты.

Источник: Советский философский словарь

ПРЕФОРМИЗМ
от лат. prae - пред, перед и forma - форма, вид: praeformo - заранее формирую, предобразую) - концепция развития организма как разворачивания заложенных в зародышевых структурах свойств. В качестве альтернативной П. концепции в истории европейской культуры выступает концепция эпигенеза, согласно которой развитие организма может быть рассмотрено как процесс становления новых качеств (классическая концепция эпигенеза Аристотеля, виталистическая - У.Гарвея, механистическая - Декарта и др.). В своей эволюции П. восходит к античности (Гиппократ, Анаксагор и др.). Согласно учению о гомеомериях Анаксагора, semen человека включает в себя - в автохтонной, но миниатюрной форме - сосуды, сухожилия, кости, ногти, волосы и т.п., которые в ходе взросления лишь актуализируются, становясь видимыми. В эпоху Возрождения П. был рефлексивно осмыслен как альтернатива креационистским представлениям о жизни. Аналогично трактовался П. и в Новое время: так, с точки зрения Р.Левенгука, эмбрион еще до оплодотворения представляет собой - в яйце или семени - полностью сформированный организм, который может быть наблюдаем с помощью увеличительных приборов; согласно Мальбраншу, взросление понималось не как развитие, но как количественный рост. В 18 в. П. получил новый импульс развития, поскольку естествознанием была доказана несостоятельность идеи "самозарождения жизни" (А.Галлер, Ш.Бонне, Л.Спалланцани и др.); мутационные отклонения в этом контексте механистически объясняли на основании ньютоновского принципа всемирного тяготения (Ж.Бюффон, Дидро). В монадологии Лейбница идея П. обретает статус универсального методологического принципа, будучи экстраполированной на мировой процесс в целом (см. Монада). Формирование в биологии клеточного учения и - позднее - выявление роли гена в процессах репродукции послужили поводом оформления "цитологического П.", во многом предвосхитившего современную идею о хромосомах как материальном носителе информации о взрослом организме. Синтетическая теория эволюции, опирающаяся на достижения современной генетики, преодолевает дихотомию П. и эпигенеза, полагая онтогенез двусторонним процессом, детерминантами которого выступают как наследственные признаки (актуализация которых, однако, рассматривается как процесс качественных изменений организма), так и факторы внешней среды, приводящие к его изменениям (приспособительного, мутагенного и т.п. характера). Первым прецедентом подобного интегрального взгляда на развитие организма является позиция Канта по этому вопросу, основанная на отказе и от крайностей П., и от виталистического эпигенеза и опирающаяся на идею "родовой преформации", разработка которой Кантом являет собой классический пример прогностической проработки философией понятийного аппарата естествознания.

Источник: История Философии: Энциклопедия

ПРЕФОРМИЗМ
от лат. рrае – перед, и forma – вид, форма) – учение о наличии в половых зачатках организмов материальных структур, определяющих развитие зародыша. В своей первой, наивной форме, П. возник еще в воззрениях атомистов о "семенах вещей" (гомеомериях). Так, Анаксагор считал, что в человеч. семени заложены в невидимо малых размерах волосы, ногти, сосуды, сухожилия и кости, к-рые при развитии лишь соединяются и вырастают, становясь видимыми. Ту же мысль проводит Гиппократ. Эти воззрения подверг критике Аристотель, выдвинувший в противовес П. учение об эпигенезе, господствовавшее вплоть до Гарвея. Сваммердам (1669), Мальпиги (1673) и Левенгук (1683) признали наиболее соответствующим действительности учение о преформации зародыша, т.е. наличии его в яйце или семени в сформированном виде уже до оплодотворения и развития. Эпигенетич. интерпретация как в виталистич. понимании (Гарвей), так и в механистическом (Декарт) одинаково считалась тогда неправдоподобной и ненаучной. Фил ос. обоснование П. пытались построить Мальбранш и Лейбниц. В 18 в. концепция П. получила дальнейшее развитие в работах Галлера, Бонне и Спалланцани, доказывавших ненаучность объяснения процессов развития с т. зр. явлений самозарождения, брожения и механич. сочетания частей. Трудности, связанные с объяснением с позиций П. явлений уродств, наследственности, гибридизации и регенерации, привели к возрождению идей эпигенеза, к-рые пытались обосновать в свете только что сформулированного Ньютоном учения о всемирном тяготении (Мопертюи, Дж. Т. Нидем, Ж. Бюффон, а также Дидро). Развернутую критику П. дал К. Ф. Вольф. Начиная с И. Ф. Блуменбаха (1781) эпигенетич. теории приобрели виталистич. характер. Кант отвергает как виталистич. эпигенез, так и наивный П., дальновидно допуская некую "родовую преформацию", т.е. какие-то наследств. зачатки. В нач. 19 в. на базе выяснения процессов оплодотворения и первых успехов описат. эмбриологии (X. И. Пандер, К. Э. Бэр) окончательно был опровергнут примитивный П. Однако П. возрождается на новой основе с провозглашением клеточного учения и особенно благодаря успехам в познании процессов деления клеток и переноса этих данных на явления оплодотворения и развития. Успехи цитологии в 70–80-е гг. 19 в. (открытие и исследование кариокинеза, теория индивидуальности хромосом и участие их в редукционном делении и оплодотворении) направили внимание ученых на изучение роли отд. элементов половых клеток и особенно их ядер в процессах развития. Неизбежность допущения для объяснения процессов развития каких-то преформированных материальных элементов, передающихся из поколения в поколение через половые клетки, стала снова очевидной с развитием генетики. Такими элементами явились гены, структура к-рых в наст, время близка к выяснению. Предполагают, что наследств. информация организмов заложена в сложных химич. структурах ДНК. Процесс развития понимается в наст, время как реализация тех возможностей, к-рые заложены в "наследств. коде" ядра половой клетки. Хотя для осуществления этих процессов развития необходимо наличие определ. условий внешней среды (температура, влажность, кислород и т.д.), они неизменно реализуются путем "самодифференцировки" на основе тех видоспецифич. закономерностей, к-рые были исторически выработаны и закреплены на протяжении эволюции органич. мира. Лишь на более поздних этапах развития, особенно у свободно развивающихся в личиночном состоянии организмов, играют роль в развитии условия существования и функционирования их органов. Задачей совр. науч. исследований является выяснение соотношения "внутренних" и "внешних" закономерностей в развитии, наследственности и видообразовании. Одностороннее решение этих вопросов лишь в направлении исключительно внутр. факторов приводит нередко к автогенезу, а допущение исключительно "внешних" факторов развития приводит в конце концов к витализму. В этом свете как абс. П., так и абс. эпигенез оказываются одинаково неприемлемыми. Лит.: Гексли Дж. С. и Бер Г. Р. де, Основы эксперимент. эмбриологии, М.–Л., 1936; Вильсон Э., Клетка и ее роль в развитии и наследственности, т. 2, М., 1940, гл. 14; Гайсинович ?. ?., ?. ?. Вольф и учение о развитии организмов (в связи с общей эволюцией науч. мировоззрения), М., 1961; Равен X., Оогенез. Накопление морфогенетич. информации, М., 1964; Уоддингтон К. X., Морфогенез и генетика, М., 1964. А. Гайсинович. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.