ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Преемственность
особенность культуры, способность передаваться во времени, приобретая новые качества.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Преемственность
свойство культуры передаваться во времени, приобретая новые качества, процесс критического анализа и творческого преобразования ценностей, унаследованных от предков.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии научного, культурно-исторического процесса; связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций. Сохранение преемственности в науке – одно из важнейших условий ее развития, развития ее кадрового потенциала. Проблема преемственности тесно связана и с вопросами воспроизводства научных кадров, тех, кто будет продолжать и развивать лучшие традиции данной научной школы, научного направления. Именно поэтому, в процессе познания постоянно возвращаются к истории науки, ее методологии, чтобы выстроить культурную преемственность развития исследовательского типа деятельности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Преемственность
устойчивость (сохранение) сущего в процессе развития через единство нового и старого. Развитие предполагает смену качеств, но дабы сущее не перестало быть именно этим сущим или не выпало бы из определенного множества сущих, необходимо сохранение определенных базовых качеств. Ультрарадикалы или эклектики типа постмодернистов абсолютизируют новое и всегда готовы разорвать «связь времен», кого-то или что-то «сбросить с корабля современности». Консерваторы, напротив, абсолютизируют устойчивость, сохранение традиций. Чтобы пройти по лезвию бритвы между этими крайностями, необходимо знать объективный и субъективный характер направленности развития ( тенденции и целеустремленность), задающий критерии отрицания старого и премственности по отношению к нему.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 246-250; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 98-101.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. В отличие от метафизики, материалистическая диалектика переносит центр тяжести на изучение процессов поступательного развития в природе, об-ве и мышлении. Уже генезис форм движения материи показывает, что каждая более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими, не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень. Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании. Правильное понимание процессов П. имеет особое значение для анализа закономерностей общественного развития, прогресса науки, искусства, для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием культурного наследия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ,
связь между различными эта­пами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона от­рицания отрицания.
В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, на­против, недооценивают или даже отрицают П., гипер­трофируя изменения, различия в объекте при переходе его к новым состояниям.
Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалекти­чески понятого отрицания.
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроиз-во в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы и характери­стики объекта.
Принципиальное значение имеет выявление специфи­ки П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем воз­никающих здесь - проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, пере­данные ему всеми предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44-45); следовательно, главной в развитии общества является П. материального произ-ва, определяющая П. и раз­личных форм духовной Жизни. С др. стороны, эти по­следние, будучи обусловлены уровнем экономич. раз­вития, в то же время непосредственно зависят от мысли­тельного материала, накопленного предшествующими поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости соци­ального развития П. здесь может носить либо прогрес­сивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному про­грессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классо­вости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плет­нев и др.) эти понятия взаимоисключают друг друга. Но на деле П.- необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, т. к. не все ее ком­поненты являются классовыми и тем более реакцион­ными.
В науч. познании П. основывается на том, что в каж­дой относит. истине содержатся зерна абс. истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундаментальных проблем он­тологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.

Источник: Советский философский словарь

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. сторон его организации при изменении целого как системы. П. выступает как одна из важнейших сторон отрицания отрицания закона. В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертрофирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в системе при переходе ее к новым состояниям. Развернутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведен Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания: "... другое есть по существу не пустое отрицательное, не ничто,... а другое первого, отрицательное непосредственного; оно, следовательно, определено как опосредствованное, – содержит в себе вообще определение первого. Первое, стало быть, по существу, также сбережено и сохранено в другом. – Удерживать положительное в его отрицательном, содержание предпосылки – в ее результате, это – самое важное в разумном познании" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 307–08). Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда ее осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы, составляющие, связи объекта. Во втором случае каждый последующий этап снимает в себе структуру предшествующего, причем такое снятие может выступать либо в форме преобразований структуры (когда уровень, порядок организации остается прежним), либо в форме перехода к организации иного порядка. Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем, возникающих, здесь, – это проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, "история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 44–45); следовательно, главной в развитии общества является П. форм материального произ-ва, определяющая П. и различных форм духовной жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время, подчиняясь имманентным законам развития, непосредственно зависят от мыслит. материала, накопленного предшеств. поколениями. В силу сложности и внутр. противоречивости социального организма П. в обществ. развитии может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение ее содержания к социальному прогрессу. Учет П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководств" обществом. Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С т. зр. вульгаризаторов марксизма эти понятия исключают одно другое. Но на деле П. – необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, ибо отнюдь не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными. В сфере мыслит. деятельности различают позитивную П., основанную на критич. переработке и использовании результатов, достигнутых прошлыми поколениями, и негативную П., когда те или иные выводы достигаются вопреки и в противовес ранее сделанным. В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зерна абс. истины. Будучи общим законом науч. познания, П. в каждой науке имеет специфич. черты. Напр., в физике она обнаруживается в форме принципа соответствия (см. Соответствия принцип) и ряде др. форм взаимосвязи физич. теорий. В философии П. основывается на относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундамент, проблем онтологии, гносеологии, социологии, этики и эстетики. Лит.: Маркс К., Морализующая критика и критизирующая мораль, Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Успехи и трудности Сов. власти, Соч., 4 изд., т. 29; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Шалютин С. М., Диалектич. отрицание и проблема П. в обществ. развитии, в сб.: Нек-рые проблемы диалектич. и историч. материализма, М., 1958 ("Уч. зап. АОН при ЦК КПСС", вып. 43); Баллер Э. ?., Проблема П. в развитии культуры, "ВИМК", 1961, No 5; Яxот О. О., Отрицание и П. в историч. развитии, "ВФ", 1961, No 3; Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Кузнецов И. В., Взаимосвязь физич. теорий, "ВФ", 1963, No 6; ?оуnbее ?., A study of history, 2 ed., v. 9, L., 1955; Ralph Ph., The story of our civilisation, L., 1957; Bagby P., Culture and history, L., 1958; Die Idee des Fortschritts, M?nch., 1963; Miller H., Progress and decline; the group in evolution, Oxf., 1963. Э. Баллер. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.39 кб

Классическая и неклассическая герменевтика: преемственность и трансформации

Кузнецов Валерий Григорьевич
В статье исследуется история герменевтики. Критерием выбора герменевтического аппарата является изменение предметной области. Особое внимание направлено на становление герменевтической логики.
Читать PDF
293.47 кб

Наследие Мишеля Фуко: преемственность и попытки нового прочтения: введение к тематическому разделу

Якимова Е. В.
Читать PDF
224.42 кб

Научные программы античности и Нового времени: специфика и преемственность

Гусев П. Г.
Соотношение научных знаний периода античности и Нового времени рассматривается в рамках представления М. А. Розова об исследовательских и коллекторских научных программах.
Читать PDF
181.18 кб

Преемственность античной философской мысли и тюркского средневекового утопизма о политическом устрой

Маликов Гайрат Рустамович, Волкова Любовь Михайловна
В статье исследуется проблема заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной философской мысли о политическом устройстве государства.
Читать PDF
184.72 кб

Преемственность представлений о добродетелях в античной философской мысли и тюркском средневековом у

Маликов Гайрат Рустамович
В статье раскрывается преемственность представлений о справедливости в античной философской мысли и тюркском средневековом гуманизме-утопизме.
Читать PDF
106.45 кб

Понятие «Преемственность» и его социальное измерение

Рубанов Виталий Георгиевич
Актуальность работы обусловлена необходимостью определения места и роли преемственных процессов в условиях трансформации общественного состояния, изменения приоритетов и ценностных ориентаций.
Читать PDF
222.97 кб

Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв?

Лебедев Андрей Валентинович
В статье рассматривается вопрос, почему западные греческие философы (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл) использовали для выражения своих взглядов гекзаметричесую позию, при том что восточная (ионийская) философия использовала прозу.
Читать PDF
600.35 кб

Философия Ж. Делёза: преемственность или разрыв

Чегодаев А.А.
Рассматривается проблема соотношения и взаимодействия философии Ж. Делёза, относимой к философии постмодерна, с раннее сложившейся философской традицией.
Читать PDF
111.42 кб

Трансляция и преемственность знания: к проблеме массовой коммуникации

Мурейко Лариса Валериановна
Проблема трансляции и преемственности знания исследована с акцентом на понятие "мыслительная схема".
Читать PDF
592.91 кб

Преемственность периодов жизни индивида и человеческого рода

Казеннов Александр Сергеевич
В статье рассмотрена проблема связи «возрастов жизни» человека в процессе его жизненного пути. Рассматривается единство периодов жизни индивидов и рода.
Читать PDF
617.01 кб

Преемственность социокультурного процесса в свете проблемы субъекта истории

Рагозина Т.Э.
В рамках предлагаемой статьи смысловым ядром выступает проблема субъекта истории, являющегося носителем форм и механизмов преемственности социокультурного процесса.
Читать PDF
106.01 кб

Вера и праздник в контексте идеи преемственности ценностей

Омельчук Р. К.
В статье исследуется проблема веры, которая осмысливается не как религиозный или гносеологический феномен, а бытийно-ценностно. Рассматривается взаимосвязь веры и праздника.
Читать PDF
0.00 байт

Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей

Омельчук Роман Константинович
В статье исследуется проблема веры, которая осмысливается не как религиозный и гносеологический феномен, а бытийно-ценностно. Рассматривается, как вера и идентичность понимаются в свете онтологической модели личности.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен преемственности в русской философии

Усачев Александр Владимирович
В традиции важна форма идеи, абстрагированная от философствующего субъекта, преемственность же отличается личностным характером.
Читать PDF
157.17 кб

Принцип соответствия как форма преемственности оснований теори

Грибанов Н. И.
В статье рассматривается история формулирования принципа соответствия. Впервые предложенный Н. Бором, данный научный принцип был предметом познания многих философов и физиков.

Похожие термины:

  • Апостольская преемственность

    (Apostolic Succession). Эта теория церковного служения появилась не ранее 170200 гг. н.э. Гностики утверждали, что обладают тайным знанием, полученным от апостолов. Вселенская Церковь в противовес этому выдвиг
  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АТЕИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

    необходи мая связь между предшествующими и последующими атеистич. идеями, в более широком смысле — между этапами развития атеизма, а также между атеистич. учениями и прогрес. элементами всей духо
  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве

    характеристика акта и результата худож. творчества со стороны освоения традиции. Масштаб худож. произв. всегда связан с тем, насколько глубоки его корни в памяти истории и в опыте иск-ва, в «большом
  • ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

    (санскр. a–rya-vamsa, parampara–, dharmaparam∙para–, тиб. brgyud pa, chos lugs, родство благородных, следующих друг за другом, передавая Закон) — неразрывная линия передачи духовных знаний от учителя к ученику, создаваемая