характеристика акта и результата худож. творчества со стороны освоения традиции. Масштаб худож. произв. всегда связан с тем, насколько глубоки его корни в памяти истории и в опыте иск-ва, в «большом времени» (по терминологии Бахтина). И это независимо от того, имеет ли произв. внешнюю при-крепленность к истории, традициона-листскую окраску. Отталкивание от традиции, мятеж против нее тоже может быть актом П., и этим определяется различие между содержательным и бесплодным новаторством (Традиция и новаторство). Предметное выражение П. может встречаться на различных уровнях худож. произв. (П. жанрового канона, П. образа, темы. мотива, часто совмещающаяся с оспариванием образца, П. приема и т. п.). Особенно интересны случаи глубинной, скрытой П. (напр., отмеченное советским музыковедом Б. Л. Яворским отношение музыки А. Н. Скрябина к рус. мелосу — песенно-мелодическому началу в музыке,— характеризовавшееся верностью наиболее общим его основаниям при полном отсутствии фольклорных цитат).
246.02 кб
Цифровое искусство: преемственность традиций
В статье рассматриваются особенности цифрового изобразительного искусства и прослеживаются истоки их формирования в традиционном изобразительном искусстве.