ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
(stabilisierte Harmonie; от лат. prae — «до» и stabilis — «устойчивый») — выражение, употребляемое Лейбницем; см. Гармония.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
философское понятие, введенное в научный оборот Лейбницом, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, планомерное развитие всех вещей.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ГАРМОНИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ
так Лейбниц называет (установленное Богом) отношение всех вещей во Вселенной, и в частности соотношение человеческого тела и души, между которыми нет причинно-следственной связи, но которые устроены так, что в обоих происходят гармонические, хотя только параллельные события (двое часов, отрегулированные совершенно одинаково).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
понятие, введенное в философию Лейбницем с целью обоснования учения о взаимоотношении монад: их взаимодействия есть результат гармонии, предустановленной богом. Предустановленная гармония превращает каждую монаду в «живое зеркало» Вселенной. Благодаря этой божественной гармонии существует мировой порядок, происходит развитие всех вещей по единому плану.

Источник: Тематический философский словарь

ГАРМОНИЯ ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ
(Harmonie prästabilierte) — так Лейбниц называет (установленное Богом) отношение всех вещей во Вселенной, в частности соотношение человеческого тела и души, между которыми нет причинно-следственной связи и которые устроены так, что в обоих происходят гармонические, хотя только параллельные события (двое часов, отрегулированные совершенно одинаково).
G. Fabian. Beitrag zur Gesch. des Leib-Seele-Problems. Lehre von der p. n H. in der Leibniz-Wolffschen Schule, 1925 (Repr. 1974); M. Casula. Die Lehre von der p. n H. in ihrer Entwicklung von Leibniz bis A. G. Baumgarten, in: Akten des II. int. Leibniz-Kongresses, III, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Предустановленная гармония
признание установленных богом гармонических изменений души и тела; причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно в независимо предустановлены, предопределены. Учение о П. г. представляет попытку преодоления дуализма духовной и материальной субстанций. Намеки на П. г. есть у Декарта, в явном виде П. г. появилась у окказионалистов (Гейлинкс, Мальбранш). Понятие «П. г.» было несколько переработано Лейбницем, к-рый учил о. П. г. всех монад во вселенной. Согласно Лейбницу, мир и каждое из наполняющих его существ развивается собственными силами, но сами эти силы созданы и избраны богом т. обр., чтобы предустановить наилучший миропорядок.

Источник: Философский словарь. 1963

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
признание установленных богом гармонических причинно-следственных связей, всеобщей согласованности в материальной и духовной сферах. Учение о П. г. представляет попытку преодоления дуализма духовной и материальной субстанций. Намеки на П. г. есть у Декарта, в явном виде П. г. появилась у окказионалистов (А. Гейлинкс, Мальбранш). Понятие “П. г.” было несколько переработано Лейбницем, к-рый учил о П. г. всех монад во вселенной. Согласно Лейбницу, мир и каждое из наполняющих его существ развивается собственными силами, но сами эти силы созданы и избраны богом т. обр., чтобы предустановить наилучший миропорядок. Нек-рые стороны лейбницевского учения о П. г. были доведены до абсурда. Вольфом в его представлении об извечной целесообразности всего сущего, высмеянном Вольтером в “Кандиде” (1759).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ,
понятие, введенное в философию Лейбницем (1695) для объясне­ния всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учений о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира - монады, будучи чисто психич. сущностями, не могут физически взаимо­действовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствий с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физич. детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория II. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуа­лизма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней от­стаивалась имманентная закономерность природных процессов.

Источник: Советский философский словарь

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ

- у Г.Лейбница (XVII в.): всесовершеннейшее гармоническое единство сущего, полная изначальная согласованность действий всех монад. Бог сотворил и скоординировал их самым разумным образом, поэтому наш мир - лучший из всех возможных миров. Всякое зло или беспорядок - только от нашего непонимания. Средоточием космической гармонии всего сотворенного является, по Лейбницу, высшая, прекрасная и величественная, нравственная гармония всех сотворенных духов, возглавляемых Богом - "Монархом божественного Государства Духов". Мудрые и добродетельные люди призваны трудиться в согласии с этим порядком и с божественной волей, и в этом - цель и счастье человеческой жизни. Столь последовательный метафизический оптимизм в философии встречается крайне редко. Вопрос Н.Лосского: почему наилучшим из возможных миров не должно быть признано Царство Божие? Если разумные духи получили возможность свободно действовать, тогда Бог не все определяет в мире; значит из всех возможных миров будет выбран не самый лучший, потому что тварным существам дано влиять на состояние мира. Тогда следует допустить, что Бог сам войдет в мир для активного содействия силам добра и правды, в качестве воплощенного Лица. (См. также ГАРМОНИЯ МИРА).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
понятие, введенное в философию Лейбницем (впервые в 1696) с целью обоснования учения о взаимоотношении монад. Согласно этому учению, монады, как идеальные сущности, не могут физически взаимодействовать между собой; их взаимодействие есть результат гармонии, предустановленной богом. П. г. превращает каждую монаду в "живое зеркало Вселенной". Благодаря этой божеств. гармонии и существует мировой порядок, происходит развитие всех вещей по единому плану. Лейбниц объяснял П. г. не только согласованность всех монад, но и согласие души с телом (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 360). Ленин обратил внимание на высказывание Фейербаха о том, что учение о П. г. есть "слабая сторона Лейбница" (см. Соч., т. 38, с. 381, ср., также с, 580–81, прим. 147). Слабость этого учения состояла в его религ.-идеалистич. телеологии. В то же время в учении Лейбница о П. г., как и в его учении о монаде, содержатся идеи детерминизма и диалектики: единство Вселенной, всеобщая связь вещей, связь единичного со всеобщим и др. Однако эти идеи не могли получить последоват. развития, этому мешала его религ.-идеалистич. филос. система, носившая в своей сущности метафизич. характер. Учение Лейбница о П. г. было использовано представителями реакц. религ.-идеалистич. философии. Лит.: Sigwart H., Die Leibnizsche Lehre von der pr?stabilierten Harmonie..., T?bingen, 1822; Вerthоld G., Leibniz und die Uhrenglelchniss, "Monatsbericht der K?niglich Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin", 1874, August; ?isler R., Kritische Untersuchung des Begriffes der Weltharmonie, В., 1895. См. также лит. к ст. Лейбниц. Б. Мееровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
понятие, введенное в философию Лейбницем (1695) для объяснения взаимосвязи и согласованности субстанциальных деятелей — монад. Последние, будучи замкнуты в самих себе, невосприимчивы к побуждениям извне, не могут взаимодействовать между собой, однако Бог в момент творения установил указанное соответствие их друг с другом и с миром в целом. В качестве примера Лейбниц приводит одинаково отрегулированные часы, объясняя согласованность между душой и телом на примере синхронного движения двух маятников часов различной конструкции, которые встречаются в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами: 1) согласовать их т. о., чтобы они непременно качались синхронно; 2) поручить какому-нибудь человеку регулировать их движения, делая их синхронными; 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Последний способ — наилучший. Согласованность между душой и телом можно обеспечить: 1) путем влияния одного из них на другое (таково Общее мнение представителей различных школ, но этот способ представляется необъяснимым); 2) посредством божественного вмешательства, если Бог будет регулировать их движения, подгоняя одно к другому (как считают представители окказионализма); состояние одного из них давало бы случай Богу вызывать у второго соответствующее впечатление, что было бы непрекращающимся чудом, несовместимым с Божественной мудростью и порядком вещей; 3) посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы; последний способ — самый прекрасный и наиболее достойный Бога: Лейбниц называет его «системой предустановленной гармонии».
А. А. Костикова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
160.46 кб

«Предустановленная гармония» Лейбница и системный подход к обоснованию практической эффективности ма

Перминов В. Я.
The article discusses issues explaining the effectiveness of practical application of mathematical results.
Читать PDF
65.92 кб

В. П. Визгин "догмат веры" физика-теоретика: "предустановленная гармония между чистой математикой и

Гудимова С. А.
Визгин В.П. "Догмат веры" физика-теоретика: "Предустановленная гармония между чистой математикой и физикой" // Проблема знания в истории науки и культуры. СПб., 2001. С.121-141.