ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ
один из важнейших элементов, определяющих сущностные характеристики современной теории политической демократии. Понятие «представительство» используется во многих значениях. Напр., говорят о представительстве такого-то государства или международной организации, партии или движения, дипломатическом представительстве и т. д. Но в своем первоначальном и наиболее распространенном в политическом лексиконе значении «представительство» подразумевает принцип делегирования определенной группой лиц, партией, классом конкретному человеку, организации, органу полномочий для отстаивания своих интересов в структурах власти.
В таком понимании идея представительства имела ключевое значение для формирования таких принципов современной демократии, как политический плюрализм, разделение властей, парламентаризм, выборность высших должностных лиц государства и т. д. В частности, партии политические и институт выборов возникли именно в качестве инструмента реализации принципа представительства. Следует отметить, что в таком значении во времена античности и средневековья сам принцип представительства был неизвестен. Он начал формироваться в 17—18 вв. Главная заслуга в его разработке принадлежит таким известным политическим мыслителям, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. де Токвиль, Дж. С. Милль и др. В принципе политического представительства органически переплелись две важнейшие идеи представительной демократии: с одной стороны, идея, согласно которой ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего, с другой — идея о том, что, поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированы соответствующие прерогативы. Просветительская идея равенства всех людей по своей природе предполагала, что избранные представители смогут защищать и реализовывать интересы народа лучше, чем сам народ. О том, насколько большое значение придавалось принципу представительства, свидетельствует, напр., тот факт, что Дж. Медисон рассматривал его в качестве синонима республиканизма.
С самого начала развернулись поиски оптимальных путей и механизмов реализации представительства. Как считал Монтескье, люди, как правило, знают интересы и проблемы своего населенного пункта, города, региона лучше, чем интересы и проблемы др. регионов страны. Поэтому представителей во властные органы целесообразнее избирать не от всей страны в целом, а от отдельных городов или местностей, организованных в избирательные округа.
В Англии утвердилась т. н. теория фактического представительства, суть которой состояла в том, что члены парламента представляют не просто отдельные слои и группы населения, а всю совокупность нации в целом. Поэтому для сторонников этой позиции не имело значения, как, из числа кого и где они избираются. Причем для вигов, которые сформулировали эту теорию, было характерно убеждение, что члены парламента, будучи избраны, не должны зависеть от своих избирателей. Обосновывая такой тезис, Э. Берк настаивал на том, что парламент должен быть не неким «конгрессом послов от различных и враждебных интересов», а форумом представителей всего английского народа, руководствующихся стремлением реализовать «общее благо». В период Французской революции эта идея стала известна под названием национального представительства. Ее сторонники считали, что поскольку суверенитет принадлежит не отдельно взятым гражданам, а нации в целом, то совокупность депутатов законодательного собрания представляет всю нацию в целом. Депугаты, выражая волю нации, осуществляют мандат, предоставленный им нацией, а не отдельными группами избирателей.
В дополнение к данной идее в США была выдвинута идея географического представительства, в соответствии с которой члены законодательного собрания избираются в качестве представителей определенной территории, напр. в федеративных государствах — представителей субъектов федерации. В США компромисс между этими двумя формами представительства отразился в структуре законодательного собрания — Конгресса, состоящего из двух палат — сената, члены которого избираются в качестве представителей штатов независимо от численности их населения, и палаты представителей, члены которой избираются от избирательных округов, составляемых в зависимости от численности населения. На протяжении 19—20 вв. идея представительства в обеих названных разновидностях стала важной интегральной частью теории демократии.
Значимость идеи представительства помимо всего прочего состоит в том, что она позволила расширить пространственные рамки демократической и республиканской форм правления. Т н. демократия прямая, которой был чужд принцип представительства и которая предусматривала участие всех взрослых граждан в принятии сколько-нибудь важных решений, была возможна в сравнительно небольших сообществах, таких, как древнегреческие полисы, где численность населения составляла примерно 10 тыс. человек. Очевидно, что в современном национальном государстве, в котором численность населения достигает десятков, а то и сотен миллионов человек, такая модель решительно противопоказана. Именно институт представительства сделал возможным формирование республиканской или демократической формы правления в масштабах национального государства.
Лт.: Чичерин Б. И. Народное представительство. М„ S5S,BurchA.H. Representation. L., 1972; Mill J. S. Consideration on Representative Government. L., 1861; Pitkin H.F. The Concept of Representation. Berkeley eal, 1967.
К. С. Гаджиев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.87 кб

Парламентаризм и политическое представительство

Буренко Владимир Иванович, Предыбайлов Сергей Михайлович
В статье рассматривается вопрос о соотношении парламентаризма и представительства. Проводится отличие политического представительства от таких разновидностей как административно-бюрократическое и властное представительство.
Читать PDF
282.47 кб

Система политического представительства Великобритании в XVIII в

Клочков Виктор Викторович
Рассматривается анализ характерных черт системы политического представительства Великобритании XVIII века.
Читать PDF
329.89 кб

Парламентское представительство в политической теории XVII XIX вв

Новиков Д. В., Саламин Е. Е., Ручкин А. В.
Цель. Анализ политических теорий исследователей XVII XIX вв. в выборных системах государств, рассмотрение позитивных и негативных черт различных форм представительства. Методы.
Читать PDF
115.07 кб

Методы увеличения женского представительства в политическом процессе

Новикова Евгения Александровна
Система политических квот – один из механизмов увеличения женского представительства в политике. Что такое квота, какие виды квот существуют в настоящее время – данные вопросы рассматриваются автором в настоящей статье.
Читать PDF
254.46 кб

Политическое представительство женщин в России: теоретический аспект

Овчарова О. Г.
Снижение уровня политического представительства женщин в современной России заставляет исследователей обращаться к анализу причин, влияющих на ситуацию.
Читать PDF
53.45 кб

Проблема политического представительства в системе властных отношений

Попов Валерий Германович, Астахов Александр Зиновьевич
С позиций функционального подхода проанализирован феномен политического представительства, выявлены его методологические возможности при рассмотрении демократического политического управления.
Читать PDF
229.95 кб

Исламское возрождение как поиск новых форм политического представительства

Орхан Джемаль
Основная идея в интервью Орхана Джемаля состоит в том, что современный этап исламского возрождения это не стремление вернуться назад и не отрицание прогресса.
Читать PDF
118.57 кб

Региональная политическая элита с точки зрения возрастного представительства

Очирова Виктория Мункоевна
В статье определены изменения возрастных характеристик региональных политических элит, происшедшие в постсоветский период.
Читать PDF
133.72 кб

Женщины в составе региональных политических элит: к проблеме представительства

Очирова Виктория Мункоевна
В статье на основе биографических документов автор анализирует состав политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва.
Читать PDF
333.62 кб

Особенности эволюции системы партийно-политического представительства в России

Гаман-голутвина О. В.
Читать PDF
114.38 кб

Группы интересов в системе политического представительства: современные тенденции

Павроз Александр Васильевич
Статья посвящена рассмотрению места и роли групп интересов в системах политического представительства современных государств. Автор раскрывает особенности представительских функций групп интересов.
Читать PDF
277.68 кб

Место института народного представительства в политической традиции: Россия и Запад

Ачкасов Валерий Алексеевич
Статья посвящена сравнительному анализу процессов формирования и эволюции политической традиции России и стран Запада и определению места и роли в ней института народного представительства.
Читать PDF
209.60 кб

Теория представительства и политический символизм парламента в российском контексте

Малинова Ольга Юрьевна
На примере восприятия элитой и обществом представительной функции парламента в статье продемонстрированы возможности анализа символической стороны политики для изучения восприятия парламентаризма в постсоветской России.
Читать PDF
298.04 кб

Эволюция политического представительства в республиках Южной Сибири в 1990-2000-х гг

Тышта Елена Владимировна
Исследуется эволюция политического представительства в республиках Хакасия и Тыва в конце XX начале XXI в. Характеризуются структура и полномочия региональных парламентов. Автор анализирует социальный состав представительств.
Читать PDF
166.00 кб

Практики политического представительства корпоративного бизнеса на региональном уровне

Мирошниченко И.В., Фомин С.А.
Статья посвящена исследованию проблем становления российского бизнеса как субъекта политического процесса в российских регионах.