ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА
специфическая подсистема общественной нравственности (см. Прикладная этика) и социальной этики, отчасти совпадающая с трудовой моралью и с особым сектором профессиональной морали. В своем существенном и специфическом содержании связана с предпринимательством как типом хозяйствования, который возникает в раннеиндустриальной цивилизации в эпоху первоначального накопления капитала и основывается на частной собственности, товарно-денежных отношениях и экономических свободах. В отношении к прибыли у предпринимателя превалируют продуктивно-творческие, а не потребительско-распределительные мотивы побуждения. Как проявление особого этносе хозяйственного поведения и «духа капитализма» предпринимательство исследовалось М. Вебером, В. Зомбартом, Э. Трельчем, Г. Шмоллером, Т. Парсонсомидр. Сложившийся благодаря этим исследованиям образ предпринимательства отличался от развивавшегося в классической политэкономии, которая рассматривала экономические процессы и «экономического человека» изолированно друг от друга. Такой человек трактовался в качестве вполне автономной личности, эгоиста, иногда «разумного» (см. Эгоизм разумный), и расчетливого рационалиста. Социология и теоретическая этика, отчасти и современная экономическая теория стремятся преодолеть разрыв экономических процессов и личностного фактора. «Экономический человек» — а предприниматель оказывается таковым в первую очередь — не может не считаться с социальными, в т. ч. и нравственными, нормами. В случае, когда эти нормы принимаются не из подражания или приспособления, а убежденно, возникает предпринимательская этика, а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентации, соответствующей мотивации образует профессиональный этос хозяйствования.
Предпринимательская деятельность, рыночный способ обретения дохода, осуществляемый в рамках законодательства и при соблюдении правил «честной игры», имеют в моральном отношении положительное значение, т. к. в этом случае деятельность предпринимателя общественно полезна, а предпринимательский доход связан с его организационными и творческими усилиями, с платой за компетентность, понимание конъюнктуры, бремя риска и индивидуальной ответственности. Из этого не следует, что эффективность и польза всегда нравственно оправданны. Более того, стратегически эффективное само зависит от соблюдения предпринимателями правил «честной игры» как условия личной долгосрочной успешности и общественной эффективности. Именно в этом смысле «выгодно быть этичным». Экономисты не единодушны в своих суждениях по данному вопросу. Так, М. Фридмэн и его школа полагают морально допустимыми поступки предпринимателей, если они ориентированы на достижение прибыли и не вступают в конфликт с правовыми ограничениями. В то же время Ф. Хайек и его последователи считают, что нормы и правила «честной игры», стандарты экономического поведения не должны истолковываться ситуативно, ибо имеют характер безусловного поведения.
Правовые обязательства предпринимателя (уплата налогов, выполнение контрактов, долговых обязательств, обеспечение определенных условий труда и мер по экологической безопасности, требований добросовестной конкуренции, убережение деловой репутации и т. п. ) получают дополнительное значение в качестве морального долженствования, без которого одна только правовая регуляция оказывается недостаточным барьером от противоправного и аморального поведения. Кроме вполне естественного стремления к эффективности и прибыли у предпринимателя есть и другие мотивы активности, имеющие нравственный смысл: стремление к самореализации, к независимости от опеки различного вида, склонность к благотворительности. Предпринимательская этика регулирует и отношения между предпринимателями в различных ответственных сообществах — ассоциациях, гильдиях, корпорациях. Эти отношения предусматривают как отстаивание конкурентных позиций, так и солидаристские связи, кооперативно-организационные программы деятельности. Последние строятся на принципах равенства, доверия, взаимоуважения, взаимопомощи и ответственности. Исследования предпринимательской этики и бизнеса велись с начала 20 в. и получили наибольшее развитие в последние десятилетия, что выразилось в издании значительного числа фундаментальных и популярных работ, специальных журналов, формировании сети исследовательских центров, проведении множества региональных конференций и даже мирового конгресса (1996). Особый интерес представляют исследования национальной специфики духа предпринимательства, культурно-региональных моделей предпринимательского этоса, в которых обнаруживается всякий раз различная, чаще всего асимметричная конфигурация базовых ценностей. В России такие исследования пока ограничиваются изучением социокультурных предпосылок предпринимательской этики. В отличии от Запада, где в фундаменте предпринимательской этики находился менталитет средневековых городов, этос буржуа и особенно этика протестантизма, в России ее духовными истоками могли оказаться только служебные этосы сословного общества, которые содействовали становлению таких важных для предпринимательской деятельности моральных качеств и черт характера, как верность долгу, принятие аскезы и бремени государственных обязанностей, упорство в труде, дисциплинированность и т. п. Вместе с тем те же этосы задерживали выработку существенных для этики предпринимательства формул частной жизни, личного успеха, достоинства, персональной ответственности, порождали перекосы в сторону этатизированного сознания, духа подданничества — в ущерб гражданской самостоятельности. На характер предпринимательской этики как составной части культурной идентичности Страны повлияла специфика дореволюционной, советской и, особенно, постсоветской модернизации.
Лит.: Осювская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.— Избр. произв. М., 1990; Этика бизнеса: межкультурные аспекты. М., 1992; Будь лицом: нравственные ценности гражданского общества, т. 1—2. Томск, 1993; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994; КозловскиЛ. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб., 1996; РихА. Хозяйственная этика. М., 1996; EtyoniA. The Moral Dimension. Towards the New Economics. N. Y.—L. 1990; Ethical Theory and Business, ed., T. L. Beauchamp, N. E. Bowie. Englewood Cliffis, N. J., 1979; Donaldson T. The Ethics of International Business. N. Y.—Oxf., 1989; Huber R. M. The American Idea of Success. Pushcart, 1987; De George R. Business Ethics. N.Y„ 1996.
В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА
специфическая подсистема общественной нравственности (см. Прикладная этика), связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики. Ее также именуют этикой бизнеса. Предпринимательством принято считать такой тип хозяйствования, к-рое опирается на а) экономическую свободу выбора направления деятельности, ее планирования, организации и управления; б) наличие прав собственника как на средства производства, так и на продукцию, а также получаемый доход, что в) предполагает существование рыночно-конкурентной среды деятельности и соответствующего нравственно-психологического климата в обществе, обеспечивающих данную деятельность необходимым уровнем свободы выбора отношений с другими агентами товарного производства.
С предпринимательством связан и определенный ментальный настрой, «воодушевляющий», «одушевляющий» производство и коммерцию, деятельность обслуживающих их ин-тов (банков, бирж, брокерских и риэлторских контор, страховых обществ и т.п.), своеобразный этос хозяйственного поведения, «дух капитализма», о к-рых говорили М.Вебер, В.Зомбарт, Э.Трёльч, Г.Шмоллер, Т.Парсонс и многие другие исследователи. «Экономический человек» — а предприниматель оказывается таковым в первую очередь — не может не считаться с социальными, в т.ч. и нравственными, нормами, с принятыми им поведенческими образцами культуры. При этом возможен вариант ориентации лишь на внешние офаничители активности, сведение их ценностной значимости до уровня этикетных правил и тем самым переоценка роли собственно моральных соображений. Вполне возможен и вариант опоры на внутренние побуждения — сознание долга и нравственные чувства (добрая воля, совесть, симпатии и т.д.).
В последнем случае как раз и возникает П.э., а вся сумма жизненных установок, ценностных ориентации, соответствующей мотивации образует профессиональный этос (см. Этос) капиталистического хозяйствования. Этика и этос предпринимательства признают морально положительными социализированные индивидуалистические ориентации и побуждения, не допуская их сведения к голому эгоизму и своекорыстию, критикуя офаничение рациональных подходов одними лишь соображениями максимизации прибыли. Индивидуалистические ориентации и побуждения только тогда способны обрести моральную значимость, когда они, с одной стороны, опираются на мотивы жизненного призвания, служения делу путем повышения эффективности общественного капитала, с другой - связаны с приверженностью к правилам «честной игры» на рынке, к-рая контролируется с помощью санкций общественного и фуппового мнения (см. Санкции моральные). Экономисты не единодушны в конкретных истолкованиях данного вопроса. Так, М.Фридмэн и его школа полагают морально допустимыми поступки предпринимателей, если они ориентированы на достижение прибыли и не вступают в конфликт с правовыми офаничениями.
В то же время Ф.Хайек и его последователи считают, что нормы и правила «честной игры», стандарты экономического поведения не должны истолковываться ситуативно, ибо имеют характер безусловного повеления. Правовые обязательства предпринимателя (уплата налогов, выполнение контрактов, долговых обязательств, обеспечение определенных условий труда и мер по экологической безопасности, требований добросовестной конкуренции, поддержание деловой репутации и т.п.) получают дополнительное значение в качестве морального долженствования, без к-рого одна только правовая регуляция оказывается недостаточным барьером для противоправного и аморального поведения. Предпринимательская деятельность служит общественному благу не только в экономическом, но и в собственно моральном плане, поскольку только социум с динамично развивающейся экономикой может быть процветающим. Кроме вполне естественного стремления к эффективности и прибыли у предпринимателя могут быть и другие субъективные мотивы активности, имеющие нравственный смысл: стремление к самореализации, к независимости от опеки различного вида, склонность к благотворительности, желание помочь конкретным людям, их объединениям и т.п. П.э. регулирует и отношения между предпринимателями в различных ответственных сообществах - ассоциациях, гильдиях, корпорациях. Эти отношения предусматривают как отстаивание конкурентных позиций, так и солидаристские связи, кооперативно-организационные программы деятельности. Последние строятся на принципах равенства, доверия, взаимоуважения и взаимопомощи, доброжелательности, ответственности за собственность. Партнерские отношения предусматривают не просто солидаристскую поддержку, но и предполагают определенную степень близости, привязанности людей и именно поэтому могут строиться на принципах доверия и ответственности. П.э. санкционирует (обосновывает, оправдывает и поощряет) эгоизм, ориентацию на собственный интерес и выгоду, поскольку они реализуются в общественно заданных рамках хозяйственного поведения. Следует различать честный эгоизм (эгоизм в рамках честной игры за рыночный успех) как норму П.э. от деформаций этой нормы. Попрание ценностей общественной нравственности без труда отыскивается во всех видах человеческой деятельности, и предпринимательство в этом смысле не составляет исключения. И в практике вполне зрелого бизнеса нарушаются ценности, нормы, запреты и дозволения П.э., к-рой приходится функционировать в сфере повышенного морального риска. И в самых передовых странах бизнес и поныне сопровождается актами мошенничества, «сбрасывания ответственности», безудержного (не соблюдающего оговоренные правила) эгоизма, к-рый не способен совладать с искушением власти денег, давлением мотивов циничной наживы, бессердечия, унылого прагматизма. Сам рыночный механизм не обязательно справедлив, награждая, как в нравоучительном повествовании, достойных, умелых, предприимчивых и наказывая недостойных, безответственных.
В известном смысле рынок - необходимое зло, подобно любому другому хозяйственному механизму, и все же меньшее зло, т.к. не может быть эффективной экономики, движущей силой к-рой были бы не интересы, не соображения выгоды, а тяга к абсфактной справедливости и любви к ближнему.
В отличие от Западной Европы, где в фундаменте П.э. находился менталитет средневековых городов, этос буржуа и особенно этика протестантизма, в России духовными истоками такой этики могли оказаться гл.о. служебные этосы сословного общества, к-рые содействовали становлению таких важных для предпринимательской деятельности моральных качеств и черт характера, как верность долгу, принятие аскезы и бремени государственных обязанностей, упорство в труде, дисциплинированность и т.п. Вместе с тем те же этосы задерживали выработку существенных для П.э. формул частной жизни, личного успеха, достоинства, персональной ответственности, порождали перекосы в сторону этатизированного сознания, духа подданничества — в ущерб фажданской самостоятельности. На характер П.э. как составной части культурной идентичности страны повлияла специфика дореволюционной, советской и особенно постсоветской модернизации. Лит.: Аузан А.А. Путь к социалистическому предпринимательству. М: Политиздат, 1990; Бакштановскии В.И., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Т. 1. Игры рынка. Т. 2. Торговец в Храме. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992; Батыгин Г.С. Предпринимательский асксзис // Будь лицом: нравственные ценности гражданского общества. Т. 2. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. М.И.Левиной // Вебср М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994; Козяовски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.: Экономическая школа, 1996; Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня:
В 2 т. М.: Радуга, 1992; Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. М: Дело, 1992; Тюмень, 1997-1998; Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987; РихА. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992; Этика российского рынка: Антология. М.: Златоуст, 1992; Ethics Issues in Business. A philosophical approach / Ed. by T.Donaldson & P.H.Werhane. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, NJ, 1979; Donaldson T. The Ethics of International Business. New York; Oxford: Oxford U.P., 1989; Sen A. The Moral Standing of the Market // Ethics and Economics. Oxford: Blackwell, 1985. В. И. Бакштановскии, Ю. В.Согомонов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
876.18 кб

Предпринимательская этика в условиях экономического кризиса: коммуникативный подход

Дружинин Андрей Михайлович
В статье проанализированы факторы, определяющие предпринимательскую этику в условиях социально-экономических трансформаций. Рассмотрены особенности религиозного сознания российских купцов и фабрикантов начала XX века.