ПРЕДПОНИМАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕДПОНИМАНИЕ
интуиция или чувство, еще не ясные. Например, если бы мы не знали в глубине души (предпониманием), что такое память, было бы невозможно размышлять о памяти. Следовательно, предпонимание – путеводная нить любого философского размышления о каком-либо объекте. Рефлексия заменяет предпонимание ясным и объективным пониманием его объекта.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ПРЕДПОНИМАНИЕ
интуиция или чувство, еще не ясные. Этот термин, широко используемый в современной философии (Гуссерль, Хайдеггер), означает «то, что делает возможным» исследование. Например, если бы мы не знали в глубине души (предпониманием), что такое память, было бы невозможно размышлять о памяти. Следовательно, предпонимание — путеводная нить любого философского размышления о каком-либо объекте. Рефлексия заменяет пред-понимание ясным и объективным пониманием его объекта.

Источник: Философский словарь

ПРЕДПОНИМАНИЕ
в философии Хайдеггера способ развертывания понимания как онтологического определения человеческого бытия. П. есть изначальное, исходное понимание в отличие от вторичного по отношению к нему и производного от него понимания как метода познания. П. образует пространство созерцания и мышления, непреодолимый горизонт познания. П. не зависит от рефлексии, а, напротив, составляет основу и источник всех очевидностей сознания и самосознания. П. имеет не психологическую и не трансцендентальную природу, т.к. выражает не личностные особенности познания и не всеобщие характеристики познающего субъекта, а сам способ бытия человека в качестве действующего и познающего существа. Структуру П. образуют "пред-мнения", "предвидения" и "предвосхищения", составляющие основу человеческого бытия в мире и предопределяющие все его мышление и поведение. Исходная стихия П. - язык. Развивая хайдеггеровское учение о П., Гадамер вычленяет в качестве основного элемента его структуры "пред-рассудок" (Vor-urteil), т.е. дорефлективное содержание сознания, что не следует смешивать с предрассудками в обычном смысле слова. П., которое лежит в основе исходных схем человеческого опыта, задано традицией, имеющей языковую природу. В теологической герменевтике Бультмана П. обозначает "жизненное отношение" к предмету понимания (в частности, к тексту Библии), задающее способ постановки вопроса и тем самым определяющее характер истолкования.

Источник: Современная западная философия: словарь

предпонимание
ПРЕДПОНИМАНИЕ — предварительное, некритическое, нерефлектированное понимание чего-либо. В классической философии — это то, что должно быть постепенно преодолено в ходе познания предмета и заменено объективным научным знанием о нем. Для классической философии П., по существу, тождественно предрассудку и трактуется чаще всего как препятствие на пути к достоверному знанию. Отношение к П. меняется в философии 20 в.         В герменевтической философии Х. - Г. Гадамера П. — результат существования в исторически определенном мире — трактуется как необходимое условие любого понимания, а не как препятствие на его пути. Дискредитация предрассудков сама является предрассудком Просвещения. Сознание, полностью очищенное от пред-мнений и пред-рассудков, ничего не сможет понять. Приступая к чтению романа, мы опираемся на наши предварительные представления о том, что такое роман, художественная литература вообще и литература определенного периода, на свои представления о данном авторе и т.д. Герменевтический круг состоит, в частности, в том, что мы проецируем наши предварительные мнения на текст (или на любой другой объект понимания), делаем их тем самым осознанными и открытыми для пересмотра. Текст понимается на основе П., а П. пересматривается в ходе понимания текста. Важно только не держаться своих предмнений догматически, а быть готовым к их пересмотру. В этом суть герменевтической открытости. Истинное П., по Гадамеру, есть результат свершения той самой традиции, которая понимается. Понимая Шекспира, мы исходим из предварительных представлений о художественном произведении, в формирование которого внес вклад и сам Шекспир.         Для основоположника феноменологической социологии А. Шюца обыденное П. социальной жизни является неискоренимой и неосознаваемой предпосылкой социологического познания. Любые данные в социологии можно получать только с опорой на него. Принимаемое на веру знание, способы интерпретации социальных явлений, которые усваиваются в процессе социализации, задают основные программы исследования социальной реальности. Социальное взаимодействие осуществляется в привычной интерсубъективной среде значений, формирующей наше П. общества. Шюц считал, что выявление обыденных схем интерпретации социальной реальности должно стать основной задачей социологии. Очевидное нужно сделать проблематичным: нужно систематически выявлять роль обыденного мышления как источника строгих суждений. Однако это не приведет нас к освобождению от него — предпосылки обыденного П. останутся опорой профессиональных трактовок социальной реальности, но будут хотя бы осознаны как такая опора.         В.И. Медведев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
433.63 кб

Интуиция и предпонимание в философском дискурсе

Шульга Елена Николаевна, Маслова Анастасия Владиленовна
Статья посвящена обоснованию роли предпонимания в познании и его связи с научной интуицией, как она представлена в философском дискурсе.
Читать PDF
12.39 мб

Эпистемологическй контекст проблематики предпонимания

Шульга Е.Н.