ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е.некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Каждая сфера реального мира многообразна. Она подразделяется на множество подобластей, имеет массу уровней и сторон сторон. Поэтому каждая наука в процессе своего развития постепенно распадается на множество дисциплин, каждая из которых специализируется на изучении той или иной подобласти, т.е. имеет свой собственный предмет, отличный от предметов других родственных ей субнаук.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, к-рые в данных исторических условиях подлежат познанию. П. п. не тождествен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть П. п. различных дисциплин: напр., человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д. С гносеологической т. зр. противопоставление П. п. и объекта относительно. В той мере, в какой объект дан субъекту через призму практики и познания, он является П. п. В свою очередь, развитие практики и познания влечет расширение П. п., актуализирует для субъекта новые измерения объекта. С формированием науки выделяется и П. научного исследования.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Предмет познания
зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека, стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. В зависимости от уровня развития познания могут исследоваться и те явления, сущность к-рых уже в некоторой степени познана. В этом случае познаются коренные и более общие закономерности объекта, глубже раскрывается его сущность, а познание движется от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Кроме того, по мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны, к-рые становятся П. п. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные П. п. (напр.,. анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — болезни и т. п.). П. п. объективен в смысле его принадлежности объекту познания, независимости его содержания от человека и человечества. Выбор П. п. в каждом отдельном случае человека по видимости может быть произвольным и субъективным, но в конечном счете он определяется потребностями и уровнем развития общественной практики. П. п. может быть дан или не дан непосредственно в чувствах. В последнем случае он изучается через свои проявления. В своей целостности и саморазвитии предмет познается движением мысли от абстрактного к конкретному. П. п. может быть сам процесс познания.
Источник: Философский словарь. 1963