ПРЕДИКАБИЛИИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Предикабилии
 (лат. praedicabi-lia) — роды сказуемого в аристотелевской логике. Аристотель в «Топике» насчитывает четыре П.: род, вид, собственный признак и случайный признак. Комментатор Аристотеля Порфирий добавляет к этому перечню видовое отличие. П. противопоставляются единичным именам, т. к. последние, в отличие от П., не могут быть сказуемыми. С учением о П. у Аристотеля связано учение о родах «сказывания» — категориях (praedicamenta).

Источник: Философский словарь. 1963

ПРЕДИКАБИЛИИ
(Prädikabilien; от лат. praedicare — «высказывать») — 1) согласно Аристотелю и Порфирию, 5 логических понятий — род, вид, видообразующее отличие, существенный признак, несущественный признак; 2) согласно Канту, выводные понятия рассудка — в отличие от предикаментов, т. е. категорий. Предикабилиями являются понятия силы, действия, страдания, возникновения, исчезновения, изменения и т. п.
Kant. Kritik der reinen Vernunft, 1781; F. A. Trendelenburg. Log. Untersuchungen, I—II, 1840; J. Geyser. Grundlagen der Logik und Erkenntnislehre, 1909.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРЕДИКАБИЛИИ
лат. praedicabilia, от praedico - извещаю, высказываю), понятия др.-греч. и схоластич. логики, выражающие типы сказуемых в суждениях (т. е. предикатов). Введены Аристотелем в IV-VI гл. «Топики», где выделяются четыре типа сказуемых, наз­ванных впоследствии П.: вид, род, существенный (соб­ственный) и несущественный (привходящий) признак. Порфирий во «Введении к „Категориям" Аристоте­ля» дополнил П. пятым типом - видовым отличием. В трансцендентальной логике Канта П. рассматриваются как производные понятия рассудка (в отличие от предикаментов, т. е. категорий). Напр., из категории при­чинности у Канта выводятся силы, действия, страдания; из категории модальности - возникновения, исчезнове­ния, изменения.

Источник: Советский философский словарь

предикабилии
ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabilia, от praedico — извещаю, высказываю; нем. Pradikabilien) — особый вид логических и онтологических понятий. Восходят к различению четырех типов сказуемых в «Топике» Аристотеля (вид, род, собственный и привходящий признак), дополненных со стороны Порфирия пятым типом (видовое отличие). В немецкой философии П., как правило, противопоставляются предикаментам. Уже у Е В. Лейбница предикабильность истолковывалась как дополнительность или приложимость к основным понятиям. Хр.А. Крузий называл П. индивидуальные или абстрактные в отношении содержания идеи, подчиненные идеи или же идеи, выражающие случайные свойства. И. Кант называет П. — в противоположность категориям, или предикаментам, как основным чистым понятиям чистого рассудка — чистые, но производные от них понятия все того же чистого рассудка. Для Канта проблема нахождения полного списка П. в дополнение к категориям означает проблему полноты системы трансцендентальной философии; в первую очередь — ее онтологии.         А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПРЕДИКАБИЛИИ
лат. praedicabilia) – термин древнегреческой и впоследствии схоластич. логики; обозначает типы сказуемых (предикатов). Аристотель в "Топике" выделяет четыре П.: р о д (?????, genus), в и д (?????, species), собственное отличие (?????, proprium), с л у ч а й н о е или п р и в х о д я щ е е о т л и ч и е (??????????, accidens). Порфирий во "Введении к Категориям" Аристотеля в качестве пятой П. указывает еще в и д о в о е о т л и ч и е (???????, differentia). Пример П. (по Порфирию): живое существо (род), человек (вид), одаренность разумом (видовое отличие), способность к юмору (собственное отличие), цвет волос или сидячее положение (привходящее отличие). В качестве предикатов, к-рые высказываются о (неединичных) классах, П. противопоставляются единичным именам, к-рые такими предикатами быть не могут. В системе аристотелевской логики понятие о П. связано с одной стороны с общей теорией категорий, а с другой – с учением об определении и делении объема понятий. Иное содержание в термин "П." вкладывается в трансцендентальной логике Канта, к-рый определяет П. как производные понятия рассудка a priori, выводимые из нек-рых осн. и первонач. понятий – категорий (или предикаментов). Так, напр., П. силы, действия, страдания являются производными от категории причинности; П. возникновения, исчезновения, изменения – от категории модальности. Лит.: Кант И., Критика чистого разума, СПБ, 1902; Mинто В., Дедуктивная и индуктивная логика, 6 изд., М., 1909; Аристотель. Категории (с приложением "Введения" Порфирия к "Категориям" Аристотеля), М., 1939; Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., 1960]; Вidez J., Bo?ce et Porphyre, "Rev. belge de Philologie et d´Histoire", 1923, t. 2, Avril; Кneale W. and Кneale M., The development of logic, Oxf., 1962. H. И. Стяжкин, A. Л. Субботин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.