ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
КУЛЬТ ПРАВОСЛАВНЫИ
(от лат. cuitus - почитание) - совокупность специфических ритуалов» обрядов и действий, обоснованных верой в сверхъестественное и регламентированных правосл. вероучением, церк. канонами. Воспринимается приверженцами православия как единственно возможный способ непосредств. общения с богом и прочими «небесными силами». Призван воздействовать на чувства верующего с целью поддержания и углубления его религиозности. Истоки К. п. во многом уходят в дохрист. культы, включавшие в себя различные проявления фетишизма, магии, тотемизма и т. п. Центром осуществления К. п. является храм, в интерьере к-рого большую роль играют такие культ, предметы, как иконы, фрески, распятия, зажженные лампады, горящие свечи; здесь совершается главное культ, действие - обществ. богослужение, в к-ром доминирующая роль отведена литургии, а также частные требы. Важнейшие элементы Кп. - таинства. Значительное место занимает культ святых, поклонение кресту, почитание икон, считающихся чудотворными. Важными элементами К. п. являются праздники, призванные оказывать на верующих стимулирующее религ.-эмоц. воздействие, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Совершают К.п. священнослужители, обрядовая деятельность к-рых до мелочей расписана церк. канонами. Для традиц. рус. православия характерно т. н. обрядоверие - абсолютизация обрядов окульт. стороны религии, превращение обряда из средства выражения и пропаганды вероучения в самостоятельный и притом центр, объект веры и поклонения. Обрядоверие сохраняется и у приверженцев совр. рус. православия, особенно у рядовых прихожан, к-рые по-прежнему измеряют глубину своей религиозности частотой посещения храма, активностью своего участия в храм, богослужении, количеством купленных свечей и совершенных поклонов, крестных знамений и прочитанных молитв, ревностью в соблюдении постов, т. е. интенсивностью чисто культ, деятельности.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
(лат. cultus - уход, почитание) - совокупность всех принятых в православии обрядовых и иных действий, по видимости представляющих собой прославление несуществующего бога, демонстрацию покорности ему верующих и получение от него милости («благодати»), по существу же являющихся способом энергичной обработки разума и чувств людей для внедрения в сознание нар. масс религии, в ее правосл. форме, для подчинения церк. контролю всей жизни людей. Приобретенное т. о. влияние церковники на протяжении столетий использовали в интересах эксплуатат. классов. В своих осн. чертах П. к. сложился в феод. Византии и до сих пор сохраняет мн. феод.-визант. особенности не только в общем оформлении, но и в той роли, к-рую исполняют церковники разл. степеней в отправлении культа. Для П. к. характерны богато украшенные храмы (церкви), торжеств, богослужения, многочисл. религ. праздники, обряды, посты, почитание «святых», мощей, икон и т. п. Все это рассчитано .на то, чтобы внушить присутствующим в храмах, будто они находятся как бы в «потустороннем мире», в «видимом жилище бога». Оформление церкви дополняется пышными облачениями служителей культа, их размеренными движениями, речитативом их голосов и пением хора. В наст. вр., учитывая изменившуюся обстановку, правосл. церковь вносит в свой культ нек-рые новшества: электрич. освещение в храмах, вынужденное сокращение колокольного звона в больших городах, поручение обязанностей псаломщиков женщинам, ослабление требований в соблюдении постов, замена индивидуальной исповеди общей, отказ от нек-рых обрядов, не встречающих поддержки у верующих (окропление «св. водой» стада, молебны о дожде и против дождя, обход домов с иконами, молебнами, а вместе с тем и с поборами и т. д.), вводится хоровое исполнение песнопений и молитв всеми присутствующими в церкви. Однако по мере возможности церковь стремится сохранить все традиц. особенности пышного П. к., видя в этом одно из наиболее действенных средств поддержания религ. пережитков в массах верующих.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ
лат. cultus - почитание) - совокупность обрядовых действий, обусловленных правосл. вероучением и регламентированных правосл. церковью, к-рые направлены на создание у верующих иллюзии их постоянного общения с богом и др. сверхъестеств. силами. Это средстве постоянного вовлечения приверженцев православии о ???-1» практику, к-рая призвана пробуждать религ. мысли и возбуждать религ. чувства прихожан правосл храмов. П. к. сформировался в Византии, включив в себя мн. компоненты дохрист. обрядности, вплоть до первобытн. магии. Он отличается сложностью, множественностью обрядовых действий-Как в прошлом, так и в настоящем для мн. прихожан исповедание православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению культовых предписаний церкви. Средоточием П. к. является храм, непременно декорированный многочисл. иконами, изображениями крестов и прочей церк. атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, к-рое бывает по религ. значимости будничным, воскресным и праздничным, а по времени проведения -утренним, полуденным и вечерним. Гл. богослужением является литургия, или обедня, во время к-рой совершается причащение прихожан. Важным элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песнопение. Осн. культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их определено правосл. вероучением. Большая роль отведена в П. к. почитанию святых, включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфич. чертой П. к. является поклонение иконам, к-рым церковь приписывает сверхъестеств. свойства — способность творить чудеса. Велико число культовых предметов, употребляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, кадило, свечи, лампады, дарохранительница, антиминс, дикарийит.п. Весьма многочисл. компоненты культовой одежды правосл. духовенства, сохранившиеся с визант-времен: риза, фелонь, епитрахили стихарь, орарь, саккос, омофор ч т. Д. Бесконечны культовые предписания, регламентирующее поведение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и пр. Модернизация православия охватила 11. к.: Сокращается продолжительность богослужений, опущены нек-рые молитвы, снижаются требования к соблюдению поста, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и т. д. Модернизированный в духе времени П. к. продолжает занимать в православии доминирующее положение; церковь видит в нем важнейшее, наиболее действенное средство стимулирования религиозности.
Источник: Атеистический словарь