ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
дни, посвященные торжеств, церк. прославлению самых значит, с т. эр. православия релит, событий или чествованию наиболее чтимых православием религ. персонажей. Цель П. п. — массированным воздействием на интеллект и психику верующих стимулировать их религиозность, поддерживать на должной высоте тонус церк. жизни. Основу П. п. составляют дохрист. культы и обряды, переосмысленные церковью в христ. духе и дополненные собственно правосл. элементами. Общее количество П. п. значительно превышает число дней в году, и поэтому практически на каждый день приходится по нескольку праздничных событий. П. п. по объекту прославления подразделяются на господни, богородичные и в честь святых, по торжественности — на великие, средние и малые, а по времени проведения — на неподвижные, приходящиеся на одни и те же числа месяца, и подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от дня пасхи. Список великих праздников открывает пасха. К ней примыкают двунаое-сятые праздники. К великим же церковь относит обрезание господне, покров богородицы, рождество Иоанна Крестителя, усекновение главы Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла день. Весьма многочисленны П. п., посвященные святым. Особенно почитаются правосл. церковью Николай Чудотворец, к-рому посвящены 2 праздника (Никола летний и Никола зимний), Илья-пророк (Ильин день, Георгий Победоносец (Егорьев день) и др. Существует праздник «всех святых, на земле Российской просиявших». Много праздников посвящено «чудотворным» иконам. Особо выделяются престольные праздники. Форма проведения всех П. п. практически идентична: она сводится к проведению торжеств. богослужения, в ходе к-ро-го прославляется отмечаемое событие или чествуемый персонаж, а через них воздается хвала богу и прочим силам небесным. В наст. вр. мн. верующие отмечают П. п. как элемент преимущественно бытовой традиции, не осмысливая их религ. содержания.

Источник: Атеистический словарь

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Самым главным христианским праздником является Пасха – Светлое Воскресение Христово, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н/с) до 25 апреля (8 мая н/с).
Затем идут так называемые двунадесятые праздники (двенадцать праздников). Они установлены в честь и славу Бога и Господа Иисуса Христа, а также Пречистой Его Матери Девы Марии.
1. Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября (21 сентября н/с).
2. Воздвижение Креста Господня – 14 сентября (27 сентября н/с).
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря н/с).
4. Рождество Христово – 25 декабря (7 января н/с).
5. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января (19 января н/с).
6. Сретение Господне – 2 февраля (15 февраля н/с).
7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля н/с).
8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) – последнее воскресенье перед Пасхой.
9. Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи.
10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница или день Святой Троицы) – на пятидесятый день после Пасхи.
11. Преображение Господне (второй Спас) – 6 августа (19 августа н/с).
12. Успение Пресвятой Богородицы – 15 августа (28 августа н/c).
Кроме того, в православии празднуются так называемые преходящие праздники, даты которых исчисляются каждый год от Пасхи. Это Страстная неделя – последняя неделя перед Пасхой; Масленичная неделя – восьмая неделя перед страстной; Крестопоклонная среда – средина Великого поста; Чистый четверг – четверг страстной недели; Фомино воскресенье (красная горка) или Антипасха – первое воскресенье после Пасхи; Радуница – вторник Фоминой недели; Вознесение Господне – сороковой день после Пасхи (четверг шестой недели); Семицкая неделя – седьмая неделя после Пасхи; Семик – четверг на Семицкой неделе; день Святой Троицы (Пятидесятница) – воскресенье через семь недель после Пасхи; день Святого Духа (Духов день) – понедельник после Троицы.
Другие наиболее чтимые праздники:
Обрезание Господне (Новый год) – 1 января (14 января н/c).
Покров Божьей Матери – 1 октября (14 октября н/с).
Иконы Казанской Божьей Матери – 22 октября (4 ноября н/с).
Рождество Иоанна Крестителя (Иван Купала) – 24 июня (7 июля н/с).
Усекновение главы Иоанна Крестителя (Иван постный) – 29 августа (11 сентября н/с).
Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день) – 29 июня (12 июля н/с).
Святого апостола Иоанна Богослова – 8 мая (21 мая н/с) и 26 сентября (9 октября н/с).
Святителя Николая Чудотворца – 9 мая (22 мая н/с) и 6 декабря (19 декабря н/с).

Источник: Православие. Основные понятия.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
главные из к-рых являются общехристианскими, занимают важное место в правосл. культе и в своем большинстве представляют приспособление к христианству древних, дохрист. нар. обычаев, обрядов и праздников религиозных. Факт нехрист. происхождения осн. христ. праздников, вопреки очевидности отрицаемый церковниками, опровергает их учение о «богоданности» христианства и о его мнимом «принципиальном» отличии от др. религий. Самыми большими П. п. являются пасха, рождество христово, троица (о ним см. самостоят. статьи). К т. н. «великим» П. п., к-рые церковь отмечает особо торжественными богослужениями, она относит, помимо пасхи и нек-рых других, «двунадесятые» праздники, называемые так по их числу 12 (среди них рождество христово и троица). В январе из «двунадесятых» отмечается рождество христово (по ст. стилю, к-рым руководствуется церковь, оно приходится на декабрь), а затем крещенье (богоявление). Этот праздник связывается церковью с еванг. мифом о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем, но на самом деле он связан с первобытными верованиями, входившими в состав мн. религий и приписывавшими воде и омовениям «очистит.» и «чудодейств.» силу. Эти верования усвоены христианством как вера в «св. воду», «освященную» посредством религ. действий. В праздник крещенья церковь устраивает церемонию «освящения воды» (иордань) и поощряет купание фанатиков в ледяной воде, что зачастую приводит к тяжелым простудным заболеваниям. Сам обряд крещения, как отмечал Ф. Энгельс, «является институтом второго периода христианства» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. изд. 2. Т. 22, с. 490).
В самой ранней еванг. книге - «Откровении Иоанна» - нет упоминаний о нем. Праздник крещенья сопровождается также чисто «языч.» обычаями гадании. На февраль приходится сретенье - праздник, посвящаемый церковниками встрече («сретенью») «праведником» Симеоном «мессии» - ребенка-Христа, к-рого родители, как повествует еванг. миф, несли в храм для посвящения богу. Устраивая на сретенье богослужения, а в прошлом и крестные ходы, церковь использует праздник в целях пропаганды идей мессианизма и представлений о «бренности» земной жизни, прививая верующим идеологию социальной пассивности. В своем происхождении праздник имеет непосредств. связь с обрядами «очищения», «покаяния» и поста, к-рые соблюдались древними римлянами в феврале как этап религ. подготовки к началу весенних полевых работ. Праздник сретенья отмечается через 40 дней после т. н. рождества христова. Этим церковь подчеркивает свое установление о сорокадневном запрете для женщины, родившей ребенка и потому якобы «нечистой», посещать храм (мифич. богородица Мария считалась церковниками не «нечистой», а «пречистой» и девой, но и для нее они не сделали исключения). Это дискриминирующее женщин установление восходит к первобытным верованиям и культам, но и в наше время церковь строго его соблюдает.
Благовещенье (в апреле) - П. н., установленный в связи с христ. мифом об «оповещении» девы Марии архангелом Гавриилом о том, что она «непорочно зачнет» и родит сына от бога. Мифы о «непорочном зачатии», появившиеся в период матриархата, были широко распространены в дохрист. религиях, напр., в др-егип., в др-греч., в др.-инд. религиях, в буддизме, откуда они и были восприняты христианством. Таково же происхождение и мифа об оповещении («благовещенье») девы о зачатии. Дата праздника установлена церковью т. о., чтобы от благовещенья до «рождества христова» прошло 9 мес.
Вербное воскресенье - подвижной праздник (дата его непостоянная), устраиваемый за неделю до пасхи, преим. в апреле. В качестве христианского этот праздник вошел в культ в IV в. и посвящен еванг. легенде о въезде Христа в Иерусалим и об устилании его пути ветвями деревьев в знак преклонения перед ним верующих. Праздник является переделкой и приспособлением др.-иудейского праздника, во время к-рого к святилищу приносили пальмовые листья и били ими по земле, чтобы подобным магич. приемом придать земле силу плодородия. Верба, распускающаяся ранней весной, у мн. народов Европы заменяла отсутствующие пальмовые листья. Вера в магич. силу вербы выражалась в том, что веточки вербы хранили в домах от пожара, ими выгоняли скот в первый раз после зимы в поле и т. п.
За вербным воскресеньем празднуется пасха. На 40-й день после пасхи церковь отмечает вознесенье Христа на небо. Подобные мифы были распространены во мн. религиях. В иудаизме повествуется о вознесении Илии, Еноха, Моисея. Христианство, т. о., лишь приспособило широко известный миф к своему вероучению и культу. У мн. народов празднование вознесенья Христа, вопреки влиянию церкви, совмещалось с элементами дохрист. аграрного культа. Так, в дорев. России в деревнях выпекали из теста «лесенки» (символ «вознесенья» вверх) и ставили их в зеленя, как магич. средство: чтобы хлеба росли выше.
Через 10 дней после вознесенья, на 50-й день от пасхи, церковь празднует день троицы.
Преображеньем, к-рое отмечается в августе, церковь именует старинный земледельч. праздник, предшествовавший уборке урожая. Этот праздник иначе называют «спасом яблочным». По древним обычаям, до него не ели никаких свежих плодов. В этот праздник церковь «освящает» плоды и мед нового урожая. Представление о «спасе», т. е. Христе-»спасителе», и еванг. миф о «чудесном преображении» (изменении облика) Христа во время одной из его молитв никакой внутр. связи с праздником уборки урожая не имеют и привлекаются к нему совершенно искусственно.
В августе же отмечается успенье богородицы - праздник в воспоминание о смерти мифич. божьей матери. Он во многом заимствован из древних, дохрист. религий, в частности из культа богини Кибелы, к-рая будто бы умерла в августе. На Руси праздник слился с обрядами и обычаями, приуроченными к уборке урожая. Следующим крупным П. п. является рождество богородицы (сент.). Богини-матери - богородицы - почитались во всех наиболее распространенных религиях (Исида у египтян, Иштар у вавилонян, Гея, Рея, Деметра и др. у греков и т. д.). Культ богородицы Марии возник в III—V вв. при распространении христианства уже как гос. религии Римско-Визант. империи и при ассимиляции им мн. черт «язычества». Христ. миф о богоматери представляет ее дочерью Иоакима, из рода царя Давида, и Анны. Рождение Марии изображается как чудо: ее родители долго оставались бездетными - пока не дали богу обета посвятить своего ребенка ему. В католицизме даже установлен догмат о «непорочном зачатии» Марии Анной. Празднуя рождество богородицы, церковники учили верующих в мольбах ей как гл. «заступнице» людей топить всякий протест против социальной несправедливости. Эти мотивы преобладают и в др. праздниках в честь богородицы (в частности, в праздниках, посвященных иконам богоматери, в отмечаемом в октябре празднике «покрова», т. е. покрывала богородицы, к-рым она будто бы осенила осажденный арабами Константинополь, и др.). В сентябре же празднуется воздвиженье «креста господня» - в честь того креста, на к-ром якобы был распят Христос и к-рый якобы был найден в IV в. матерью имп. Константина Еленой, а затем поднят («воздвигнут») над толпой верующих. С этими мнимыми событиями христ. церковь связывает введение культа креста как символа страдания, «искупления», «спасения» и «жизни вечной». В действительности почитание креста имело место у мн. древних народов - Индии, Египта, Америки и др. - задолго до возникновения христианства и было связано с культом огня: в глазах первобытных людей были магическими и священными крестообразные орудия добывания огня. Культ креста христианство усвоило, когда стало распространяться среди народов, ранее державшихся «языч.» верований.
В декабре правосл. церковь празднует введение во храм богородицы. В основу праздника положена церк. легенда с прибытии трехлетней Марии в храм для посвящения богу. Праздник используется церковниками для внушения родителям мысли с раннего возраста приучать детей к церкви. Таковы «двунадесятые» праздники.
Для правосл. культа типично также большое количество праздников, посвященных многочисл. «святым» и «чудотворным» иконам. В мае (а кроме того в декабре) празднуется день Георгия Победоносца, личность к-рого совершенно мифична. В «житиях» рассказывается, будто он был воином и достиг высокого положения при ими. Диоклетиане (конец III в.), но за преданность христианству подвергся многолетним пыткам и был казнен. Ему приписывается совершение мн. «чудес». Среди крестьян св. Егорий почитался как покровитель животноводства (в егорьев день выгоняли скот в поле) и земледелия (имя Георгий в переводе значит земледелец). Житийное описание Георгия во многом следует др. греч. мифу о Персее, освободившем от чудовища царевну (Георгию приписывался такой же подвиг). Изображался Георгий на коне, с копьем, поражающим дракона. В правящих кругах царской России он почитался как покровитель трона и армии, в честь него был установлен орден - георгиевский крест.
В мае и декабре праздновались также дни в память Николaя Чудотворца (Мирликийского) - Никола летний и Никола зимний или Никола без шапки и Никола в шапке. В «житиях святых» он описывается как сын богатых родителей, «праведник» и «чудотворец» с первых дней жизни: при крещении: он будто бы три часа простоял в купели, никем не поддерживаемый, отвергал молоко матери по средам и пятницам, а когда подрос - укротил бурю, воскресил утонувшего моряка и т. п. В почитании Николая у греков находил отголосок культ Посейдона, др.-греч. бога морей. Церковь приписывает Николаю роль покровителя хоз-ва и торговли, а также роль великого «заступника» за людей перед богом, чем и объясняется его популярность среди верующих. Личность Николая вымышленная. В июле церковь отмечает один из «великих» праздников - день рождения мифического Иоанна Крестителя (Предтечи), известный как день Ивана Купалы. Для него церковники использовали нар. праздник летнего солнцеворота, с к-рым связывалось много поверий, примет, гаданий (зажигание костров, поиски таинств, «цветка папоротника» и т. п.). Церковь отчасти отнесла эти поверья к представлениям о «нечистой силе», а отчасти приняла и освятила их.
К числу «великих праздников» православие относит и день Петра и Павла, отмечаемый также в июле. Этих мифич. апостолов Христа церковь считает своими основателями и именует «славными, преславными и первоверховными». На Руси петров день отмечался как с.-х. праздник начала сенокоса. До этого дня церковь установила длит. пост, а в этот день духовенство обходило дома и собирало «петровки» - молочные продукты себе «на прокормление». Петр считался рыболовом, поэтому петров день был также праздником у рыбаков.
Одним из известных П. п. является ильин день (в авг.). Илия в иудейской мифологии - пророк, ревностный защитник религии, грозный обличитель «нечестия». О нем сложилось много сказаний как о громовержце, ведавшем грозами, дождями и засухой. С появлением у евреев веры в мессию Илия стал считаться предтечей мессии. В мифах об Илии рассказывается, что он после совершения мн. «чудес» был взят живым на небо, откуда еще должен вернуться. Представление о нем в христианстве впитало ряд черт др.-греч. Зевса, а на Руси культ Илии вытеснил культ др.-слав. бога Перуна. В праздник Ильи-пророка в деревнях, по обычаю, устраивались обществ, обеды, «освящение» хлеба, мяса, меда, раздавалось подаяние нищим, что представляло собой пережиток жертвоприношений Перуну и др. слав, богам.
В день «усекновения главы» Иоанна Предтечи (сентябрь), считающийся «великим» праздником, церковью установлен строгий пост и среди прочего запрещается есть все круглое, что «напоминает голову»: картофель, лук, яблоки и т. п.
День «мучениц» Веры, Надёжды, Любови и матери их Софьи (в сент.) установлен в память нечеловеч. мучений, к-рым будто были подвергнуты при имп. Адриане (II в.) никогда но существовавшие девочки Вера, Надежда и Любовь за то, что они не хотели отказаться от христианства. Праздник носит символич. характер и имеет целью внушать, что гл. христ. «добродетели) - это вера в бога, надежда на бога и любовь к богу. Свыше 200 праздников установлено русской правосл. церковью в честь «чудотворных» икон божьей матери - Казанской, Смоленской, Владимирской и др. Особую группу П. п. составляют т. н. престольные (храмовые) праздники, посвященные «событиям» или персонажам мифич. «свящ. истории», в ознаменование к-рых построен тот или иной храм или его придел (т. о., престольных праздников было больше, чем действовавших церквей). Эти праздники весьма живучи.
Наконец, со времени имп. Константина (IV в.) христ. церковь ввела вместо иудейского еже не д. праздника субботы празднование воскресенья. В силу традиции, давно утратившей для громадного большинства населения свое религ. значение, воскресный день является выходным в нашей стране и в ряде др. стран.
Вводя громадное количество религ. праздников с пышными молебнами, религ. церемониями и проповедями, православие, подобно др. религиям, стремилось и стремится постоянно поддерживать в верующих сознание «религ. долга», направлять их силы в сторону от социальных - «земных» - проблем, удерживать под своим контролем. Благодаря длившемуся сотни лет насаждению церковью религ. праздников они весьма прочно укоренились в быту нек-рой части населения, празднуются они и в наше время, порою даже в тех местах, где нет церк. храмов. Сохраняется и традиц. характер таких праздников - они сопровождаются разгулом, пьянством иногда и драками. Они нередко ведут к нарушениям трудовой дисциплины, мешают норм, деятельности сов. людей. Но гл. о. вредны П. п. тем, что способствуют закреплению религ. предрассудков, антинаучного мировоззрения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
315.09 кб

Традиционные календарные и православные праздники(на примере села Адашево)

Кулакова Н.А., Петрусевич Э.А.
В данной статье рассматриваются традиционные календарные и православные праздники мордвы-мокши на примере села Адашево Кадошкинского района Республики Мордовия. Как известно, мордва до принятия христианства были язычниками.
Читать PDF
63.82 кб

Особое место праздника «Паски» в православном воспитании детей у русских в Предбайкалье

Белобородова Нина Михайловна
В статье впервые рассмотрено празднование Пасхи в Предбайкалье в XIX начале XX в. в семьях русских старожилов. Автор излагает полевой материал, сохраняя образную речь сибиряков, постепенно восстанавливая картину праздника.
Читать PDF
2.24 мб

Поэма в прозе «Лето Господне» И. Шмелева как энциклопедия русских православных праздников

Лысенко Лидия Анатольевна
Иван Сергеевич Шмелев — глубоко религиозный, поистине православный писатель.
Читать PDF
146.20 кб

97. 04. 025. Колесникова В. Русские православные праздники. - М. : Крон-Пресс, 1995. - 319 с

Девина И. В.
Читать PDF
530.66 кб

40-летие восстановления патриаршества в русской православной церкви: церковный праздник или исполнен

Чумаченко Татьяна Александровна
Статья посвящена истории подготовки празднования 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ в мае 1958 г. в Москве с участием глав Православных автокефальных церквей.
Читать PDF
112.71 кб

Борьба с православными праздниками в Брянской губернии в первое десятилетие советской власти (1917-1

Захаров В. И.
Статья посвящена идеологической борьбе с православными праздниками в Брянской губернии в первое десятилетие советской власти.
Читать PDF
545.54 кб

«От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы

Шлихта Наталия
В статье на материалах Украины анализируются трансформации обрядово-церемониальных практик Русской православной церкви, как в период хрущевской кампании, так и в последовавшие десятилетия.
Читать PDF
7.17 мб

40-летие восстановления патриаршества в русской православной церкви: церковный праздник или исполнен

Чумаченко Татьяна Александровна
Статья посвящена истории подготовки празднования 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ в мае 1958 г. в Москве с участием глав Православных автокефальных церквей.