ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ
религ.-филос. направление, возникшее как обоснование правосл. вероучения и культа. Идейн. источниками П. ф. явились неоплатонизм, патристика, никейская ортодоксия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков. ее видные представители Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий стремились весь комплекс христ. понятий сформулировать в соответствии с требованиями аристотелевской логики и на этой основе обосновать их истинность и непреходящую ценность. Иоанн Дамаскин сформулировал исходные установки христ. схоластики, обосновал представление о науке как служанке богословия. В его соч. переплетаются рационализм и мистика, приверженность к никейской традиции с переосмыслением библ. представлений. В последующие века П. ф. приобретала все более мистич., иррациональный характер. В соч. т. н. исихастов (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) - Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Кава-силы единственным средством познания божеств, истины признавалось молитв, созерцание, аскетич. подвиг, мистич. озарение. Только благодаря мистич. опыту становится возможным, по их мнению, постичь абсолютно непостижимого бога через проявление его благодати. С этих позиций исихасты вели ожесточенную борьбу со сторонниками освобождения знания от церк. опеки, активно выступали против оппозиц. движения, обосновывали незыблемость основ феод. общества. Визант. философия оказала значит, влияние на др. правосл. церкви, в т. ч. и на русскую. На славян, язык были переведены сочинения «отцов и учителей церкви», исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно популярными в 14—16 вв. были сочинения «каппадокийцсв» (см. Патристика) и исихастов. Однако религ.-филос. воззрения в этот период не были однородными. Мистико-созерцат. направлению, представленному Сергием Радонежским, Нилом Сорским, противостояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоцкого. Зиновия Отенского. Хотя мистич. и схоластич. тенденции не приобрели в православии крайних форм выражения, тем не менее в отд. отрезки времени каждое из этих направлений доминировало. В нач. 19 в. возн. т. н. академическая философия. Ее общие принципы были разработаны Ф. А. Голубин-ским, В. Д. Кудрявцевым-Плато-новым, В. Н. Карповым, С. С. Го-гоцким, П. Д. Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (от грея. soter — спаситель) (П. Я. Светлов, архиепископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский, П. А. Флоренский), правосл. антропологии (В. И. Несмелов, М. М. Та-реев), экклезиологии (Е. П. Акви-лонов). Нецерк. линия П. ф. разрабатывалась представителями «церк. обновления», славянофилами, «метафизики всеединства», «нового религ. сознания».

Источник: Атеистический словарь

ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ
одно из религ.-философ направлений, получившее широкое развитие в Византии. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин и патриарх Фотий предприняли попытку обосновать весь комплекс христ. представлений в соответствии с требованиями аристотелевской логики. В своей работе «Источник знания» Иоанн Дамаскнн, отдав приоритет откровению, разработал сложную систему доказательств истинности христ. догматики. Задачей философии он считал приобщение человека к божеств, мудрости. Этой цели должна служить и наука. Кроме того, философия позволяет познать материальный и духовный мир, уяснить значение божеств, нравств. принципов в семейной, личной и обществ. жизни. В сочинениях исихастов - Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Квасилы единств, средством познания божеств, истины признается молитвенное озарение. Благодаря мистич. опыту становится возможным познать непознаваемую божеств. сущность через проявление божеств, энергии. С этих позиций исихасты вели борьбу со сторонниками освобождения знания от церк. опеки, активно выступали против оппозиц. движений, обосновывали незыблемость феод. об-ва и монархия, устройства. Визант. философия оказала значит, влияние на все правосл. церкви, в т. ч. н на русскую. На рус. язык были переведены осн. сочинения «отцов и учителей церкви», исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно привлекательным оказалось учение Григория Паламы о двух модусах бога. В 14 - 16 вв. популярными в России были произведения «каппадокийцев» (см. Патристика) и исихастов. Однако крайнему мистико-созерцат. направлению, представленному Сергием Радонежским, Нилом Сорским, противостояло рациональносхоластич. учение Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского, хотя и не приобретшее в рус. православии заметного влияния, но тем не менее проявлявшееся в различных формах длительное время. Переориентация на западноевроп. схоластику, «христ, аристотелизм» и метафизич. телеологизм X. Вольфа, Ф. X. Баумейстера, Винклера не была долговременной. С сер. 18 в. господствующее положение вновь занимает визант. мистицизм. В конц. 18 - нач. 19 в. формируется т. н. академическая философия. Ее общие принципы разрабатывались Ф. А. Голубинским, Д. Кудрявцевым-Платоновым, М, И. Каринским, Ф. Ф. Сидонским, В. Н. Карповым, П. Д. Хоркевичем, С. С. Гогоцким. Особое внимание уделялось исследованию патристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (П. Я. Светлов, архиеп ископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский), правосл. антропологии (В. И. Несмелое, ММ, Тареев), экклесиологии (Е. П. Аквилонов). Во вт. пол. 19 в. Соловьевым В. С. был а разработана новая система правосл. философии - сметафизика всеединства». Ее последователями стал и Флоренский П. А., братья Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин. На рубеже 19 - 20 вв. в религ. философии возникло направление, получившее название «новое религ. сознание». Ее видными представителями были Бердяев Н. А., Булгаков С. Н., Мережковский Д. С. Совр. правосл. церковь, высоко оценивая свое философ, наследие, опирается на его осн. принципы, отвергая при этом прежние социально-политич. установки.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
488.93 кб

Православная Философия В. Ф. Войно-Ясенецкого

Степанова Инга Николаевна
В статье исследуется разработка проблем мира и человека в философском учении архиепископа Луки. Являясь сторонником энергетизма В.
Читать PDF
146.92 кб

Православная традиция и русская философия Имени

Фриауф Василий Александрович
Что такое имя? Лингвистический феномен или онтологическая трансценденталия?
Читать PDF
364.35 кб

Призвание человека в трудах православных философов

Шутова Екатерина Александровна
В статье анализируются представления о призвании, характерные для православных философов ХХ в.
Читать PDF
6.87 мб

Философия и история русской православной педагогики

Гагаев П. А., Гагаев А. А.
Читать PDF
253.44 кб

Представление русских православных философов о добре и зле

Чернова Галина Рафаиловна, Буленкова Мария Евгеньевна
В связи с отсутствием четкой идеологии, а, соответственно, и четких нравственных ориентиров в России в последние десятилетия разобраться в потоке информации и отличить Добро от Зла очень сложно.
Читать PDF
1.61 мб

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ФИЛОСОФИИ

Скворцов Юрий Анатольевич
В статье предложен анализ представлений о личности и обществе в теологии и православной философии. Показан антропологический аспект как особенность христианской философии.
Читать PDF
234.19 кб

Православный тип личности в философском наследии славянофилов

Овсянникова Татьяна Анатольевна
Важнейшая задача сегодня укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования.
Читать PDF
198.48 кб

Русская православная церковь и ее философское влияние на право

Халиков Аслям Наилевич
В статье говорится о значении православной церкви для развития российского законодательства.
Читать PDF
196.97 кб

«Ресурсы» философской рефлексии и принципы православной аскезы

Думаревский Дмитрий Борисович
Рассматриваются возможности философской метафизики в её рефлексивной функции выражения социальной практики, деятельности.
Читать PDF
267.51 кб

Православные истоки понимания личности в европейской философии

Кушнаренко Сергей Петрович
В статье показывается, что имеющиеся в европейской философии способы концептуализации личности как исторически, так и логически восходят к идеям православной теологии.
Читать PDF
155.01 кб

Православное вероучение и консервативная философия права часть i*

Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С.
В статье рассмотрены основные мировоззренческие позиции отечественной историографии христианской и секулярной, особенности восточной и западной церквей в их понимании церковной иерархии, природы государства и статуса церкви.
Читать PDF
184.33 кб

Православное вероучение и консервативная философия права часть 2*

Овчинников А. И., Овчинникова С. П., Андрейченко А. С.
Авторы рассматривают в статье православное понимание как цельность бытия, в котором не должны быть разорваны разум и вера, наука и религия, право и нравственность, предопределяют особенности русского правопонимания, которое не мож
Читать PDF
1,019.93 кб

Православное восприятие истории как предмет философской рефлексии

Даренская В.Н.
В статье рассмотрены мало изученные идеи православной историософии. В частности, проанализированы ключевые компоненты концепции о. Георгия Флоровского, его онтологическое определение истории как трагедии греха и тайны спасения.
Читать PDF
204.73 кб

Проблема православной цивилизации в философии истории А. Ф. Лосева

Бойко П. Е.
Читать PDF
176.16 кб

Философия всеединства и православная аскетика: историософский аспект

Глазков А. П.
Аскетика является характерной особенностью христианской православной философской традиции. В философии всеединства В.С. Соловьёва аскетизм является этическим понятием историософии.