Православная этика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА
модификация христ. этики, учитывающая как конфессион. особенности православия, так и специфику функционирования правосл. церкви в различных социальных условиях. Ее основополагающая идея - признание богоустановленности морали, универсальность и абсолютность моральных предписаний, содержащихся в Библии и трудах «отцов церкви»; важнейшими из них считаются ветхозаветное Десятисловие (Декалог) и новозаветные заповеди блаженства (см. Нагорная проповедь). Одно из центральных мест в П. э. занимают: признание всеобщей греховности, вызывающей потребность в покаянии и смирении, оправдание нравств. ценности ухода от мира, воспевание «личного спасения», проповедь всеобщей любви к богу и ближним (прежде всего к врагам). Теоретич. разработкой и обоснованием П. э. занимается нравственное богословие. СоВрем. богословы РПЦ модернизируют П. э. в духе времени: выдвигают на передний план общечеловеч. компоненты христ. морали, проводят параллели между нравств. поучениями христ-ва и нормами коммунистич. морали. Однако эта модернизация не может устранить мировоззренч. несовместимость христ. морали, основу к-рой составляет вера в бога, с моралью коммунистич., основанной на преданности делу коммунизма.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Православная этика
основана на библейских Десяти заповедях, Нагорной проповеди, вечных заповедях Христа о любви к Богу и ближнему.
Цель жизни человека видится в личном нравственном самосовершенствовании по формуле «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», смысл человеческой истории в построении Царства Божия на земле. Отсюда следует: моральные проблемы занимают в православии важное, основополагающее место.
Разделяя со всем христ-вом его нравоучительный, моралистический дух, его исконный интерес к проблемам смысла жизни, православие отличается при этом особым вниманием к морально-психологич. стороне взаимоотношений Бога и человека, особой приверженностью к этической проблематике. В отличие от зап. ветви христ. религии, где центральной этической проблемой всегда было, с одной стороны, понятие вины и неискоренимой ничтожности человека, сопровождаемое возможностью освобождения от грехов не только через покаяние, но и посредством денежного возмещения, а с др. индивидуальное, не нуждающееся в коллективном опосредовании противостояние Бога и человека, в П. э. упор делается на соборность предстояния человека Богу и на богочеловеческую природу Христа, искупившего своими страданиями и смертью человеческие прегрешения. Отношение к миру и людям у православных строится не на личном самоутверждении и формальной благотворительности, а на смиренно-мудрой любви-жалости ко всякому человеку и сострадательном умонастроении, сопровождающемся, однако, оптимистической убежденностью в том, что замысел Божий о мире не может быть плох. П. э. присуще особое внимание к этической стороне религии и роли религ. морали в жизни отдельного человека и человечества в целом. Это вело к весьма подробной и углубленной разработке проблем П. э. не только в самом религ. учении (нравственное богословие), но и в христ. философии. Несомненно влияние религ. этики не только на национальный характер русского народа, но и на всю культуру России, ее искусство, лит-ру. Исключительно плодотворным это влияние оказалось в кон. 19 нач. 20 в., в т. наз. серебряный век русской культуры. В этот период в России особый интерес и внимание к правосл. вере были характерны не только для широких масс народа, но и для его интеллектуальной элиты писателей, художников, философов. Русская лит-pa этого периода в лице Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, при всей сложности их взаимоотношений с РПЦ, развивалась под сильнейшим влиянием идей православия. Русская религ. философия этого периода была неразрывно связана с идеями П. э. и ими вдохновлялась, о чем свидетельствует факт преимущественного развития именно этих проблем. Тесная связь русской философии с нравственными проблемами привела к тому, что был создан уникальный, не имеющий аналогов в мире новый образ этики русская филос. этика. Было написано много работ, прямо и непосредственно посвященных осн. фундаментальным понятиям этики добру и злу, смыслу жизни, назначению человека, смыслу любви и т. п. Отстаивая высшие моральные ценности христ-ва, русские религ. философы пишут в этот период такие работы, как «Оправдание добра», «Смысл любви» (Вл. Соловьев), «Смысл жизни» (Е.Н. Трубецкой), «Назначение человека» (Н.А. Бердяев), «Условия абсолютного добра» (Н.О. Лосский), «Этика преображенного эроса» (Б.Н. Вышеславцев) и др. Характерной особенностью этой русской христ. этической лит-ры является позитивное, конструктивное, теоретическое решение злободневных вопросов, оказавшее значительное воздействие на последующее развитие этического учения на протяжении 20 в. П. э. стимулировала плодотворное развитие этики как филос. науки.
Русские релит, философы осуществили в этот период пересмотр всей предшествующей и совр. им зап. этики. Они критиковали ее за отношение к христ. моральным ценностям, за ее равнодушие к проблемам человека, за ее абстрактный и формальный характер, дав ей лаконичную характеристику: «Мертвые слова, сказанные мертвыми людьми о мертвых вещах» (Л. Шестов). Весьма актуальным и сегодня является утверждение Вл. Соловьева о том, что основу нравственного поведения составляют стыд, жалость и религ. чувство. Каждая из этих составляющих рассматривается философом с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие известного блага. «Способность к жалости, или сострадательность (в противоположность эгоизму, жестокости, злости), отмечает Вл. Соловьев, есть, во-первых, хорошее личное качество или добродетель; поскольку она признается таковою или одобряется, она дает норму для альтруистической деятельности по правилам справедливости и милосердия, а такая деятельность приводит к нравственному благу истинной общественности или солидарности с другими, окончательно со всеми живыми существами» (Оправдание добра. М.: Республика, 1996. С. 124). Отстаивая фундаментальные моральные ценности, русские философы подвергают критике с позиций христ-ва и марксистскую этику, подчеркивая, что она основана на насилии, антигуманна и пренебрегает интересами личности. П. э. противостояла и зап. христ. этике как катол., так и прот. в ее отношении к капитализму. Если прот. этика, по утверждению М. Вебера, подготавливала и способствовала развитию капитализма, выражая самый его дух деловитости, расчетливости, преклонения перед деньгами, вседозволенности, стремления к личному материальному благополучию и пр., то П. э. отнюдь не идеализирует капиталистические отношения. Ей чужд культ денег, комфорта, роскоши, а предпочтительнее духовное богатство, простота, скромность, нестяжание, внутреннее совершенство, милосердие, преодоление эгоистических желаний. Теоретическое обоснование существа и особенностей правосл. нравственности базируется на многовековом опыте формирования и развития русской нации, русского национального характера, на обобщении всей соц. практики людских возможностей, в к-рых раскрывается истинный смысл этических поступков.
Здесь важная роль принадлежит Русской Православной церкви, призванной верой и правдой служить богоугодным помыслам людей, их нуждам, заботам, высоким духовным стремлениям. Сегодня РПЦ прямо ставит перед собой задачу «исправления нравов, утверждения Православия, просвещения многих народов светом веры Христовой». Предстоятель РПЦ Патриарх Алексий II постоянно напоминает о первейшем долге церкви действовать «во благо нашей земной Родины» и «умножать добро, стараться помочь тем, кому тяжело, кто нуждается в нашей поддержке». В совместном заявлении Патриарха и Синода (дек. 1996), в определении Архиерейского собора 1997 подчеркивается, что прямое призвание РПЦ встать на сторону «нищих и забытых, униженных и оскорбленных, поруганных и отверженных» и всеми доступными средствами защищать их и помогать им. Обоснование соц. миссии РПЦ в нравственных христ. традициях, в традициях П. э.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
7.25 мб

Православная этика труда

Коваль Татьяна Борисовна
Вправе ли мы пренебречь тем великим наследием, которое дает нам выработанный веками православный идеал?
Читать PDF
273.46 кб

Мотивация труда: православная и протестантская этика

Авласович Елена Михайловна
Противопоставлены православная и протестантская этика труда, показаны некоторые проблемы их наложения и столкновения при формировании мотивационной структуры современного работника с точки зрения социально-философского анализа.
Читать PDF
2.34 мб

Православная этика и дух социализма (к обоснованию гипотезы)

Забаев Иван Владимирович
The article traces possible channels of influence of a religious factor on the formation of a specific Russian version of socialism. Using the logics of the M. Weber's work "The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism", I.
Читать PDF
488.82 кб

Православная этика и дух солидаризма: по следам Макса Вебера

Белжеларский Евгений Александрович
Статья рассказывает о социализации религии в России и о том, как формируется русская социальная этика, о таких ее элементах как принцип коллективного спасения, соборность, община, справедливость, солидарность и эсхатологизм.
Читать PDF
141.34 кб

Конфуцианский ритуал и православная этика: миссионерство как форма диалога культур

Поповкин Андрей Владимирович
В статье предпринята попытка дать ответ на вопросы, действительно ли конфуцианский ритуал является причиной «ущербности» понимания личности в китайской культуре?
Читать PDF
325.45 кб

Старообрядческая православная этика и «дух русского капитализма» (по материалам Нижегородской губерн

Козловцева Наталия Викторовна
В статье на основе архивных материалов представлены сведения о количестве староверов в Нижегородской губернии XIX в.
Читать PDF
236.71 кб

2017.01.031. ЗИЛЬБЕРМАН Д. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА И МАТЕРИЯ КОММУНИЗМА. - СПБ.: ИВАН ЛИМБАХ, 2014. - 256

Пущаев Ю.В.