Праведность

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Праведность

Праведность не может родиться, пока живо самооправдание.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ПРАВЕДНОСТЬ

- нравственное совершенство. Христианская мысль отличает праведность от святости: праведники встречаются во всех религиях мира, тогда как святость означает жизнь согласно евангельскому идеалу. Праведность достигается волей и подвигом человека, его личным усилием, святость - сотрудничеством Бога и человека в деле благодатного преображения души последнего. Праведность и святость не являются полной безгрешностью. Иногда говорят о "пресвятости" как свободе от личного греха, но не от последствий греха первородного (в отношении девы Марии).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПРАВЕДНОСТЬ
категория религиозной этики, представленная двумя исторически сложившимися аспектами, раскрывающими ее содержание: а) в Ветхом Завете П. характеризует воплощенную в жизни сообразность личности нравственному закону; б) в Новом Завете — состояние нравственной преображенности падшей природы человека в результате обожения. Категория П. имеет библейское происхождение и потому не может быть однозначно сопоставлена с основополагающими категориями античной этики. Предварительное сопоставление выводит к гипотезе близости значений категорий П. и кардинальной добродетели мудрости.
В рус. пер. Ветхого Завета словом «П.» переводится др.-евр. слово «цедек», Септуагинты. Значение П. раскрывается в двух основных подходах. Первый отождествляет П. с буквальным исполнением заповедей Закона, нравственной законосообразностью личности.
В ветхозаветном понимании П. есть важный сотериологический аргумент, приводимый человеком на Суде в пользу своего оправдания, что переносит П. в эсхатологическую перспективу (см. Спасение). Второй подход характеризуется переходом от рассмотрения человеческой П., обращенной к Богу, к божественной П., понимаемой как тождество правды и милосердия. Божественная П. определяет человеческую П., моральную целостность личности, нравственность и благой в своей изначальности порядок мироздания. Другим аспектом П. в Ветхом Завете является понимание ее как верности Закону и награды за его исполнение должным нравственным поведением.
В последнем смысле П. рассматривается как заслуга. Сотериологический смысл П.-заслуги возвращает нас к эсхатологии. Позднее эти идеи были наиболее полно раскрыты в пелагианстве.
В Новом Завете сохраняется употребление понятия П. в ветхозаветнем смысле нравственной законосообразности личности. Христос говорит о нравственной жизни личности в смысле П. Однако сотериологический смысл П. претерпевает значительные изменения. Нельзя утверждать христианскую П. как имманентное свойство моральной сферы человеческой личности. П. христианина есть П. Христа. П. изначально не принадлежит человеку, представляя собой дар Божий, и, потому, не будучи связана с личными заслугами человека, не может выступать сотериологическим аргументом в ветхозаветном смысле. На фоне рассматриваемой в свете богочеловеческой личности Христа этики ветхозаветная П. утрачивает черты нравственного совершенства, становится фарисейской и самоправедной. Она не может более выступать в качестве идеала для христианина. Одним из вариантов экзегезы фрагмента о благочестивом юноше (Мф. 19:16—22) является толкование его богатства как ветхозаветной П., от к-рой необходимо отказаться в следовании за Христом. Отказ Павла от обрядовой стороны Закона, исполнение к-рой являлось значимым компонентом ветхозаветной П., ведет к дискредитации представления о праведности как нравственной законосообразности личности. Замещение сотериологической функции Закона благодатью в паулинизме сопровождается рассмотрением П. в перспективе нравственной сообразности личности ниспосылаемой Богом благодати.
С категорией П. связано формирование сотериологической доктрины Реформации. Предрсформационное учение католической церкви указывало на наличие в человеке внутренней П., милостиво ниспосланной Богом. Это не означало смешение П. с заслугой, — П. вкладывается Богом. Идея внутренней П. имела важное сотериологическое значение. Ее раскрытие осуществлялось через концепцию опосредованного оправдания при помощи благодати через промежуточный дар П. М.Лютер опровергал эту концепцию, считая оправдание непосредственным, т.е. не нуждающимся в даре П. для спасения. Лютер последовательно отстаивает внешний характер П., присущей Христу и налагаемой на человека через оправдание Голгофской жертвой.
В акте веры человек принимает П. Христа, к-рая тем не менее не становится его собственной природой.
В истории христианства П. становится одной из важнейших категорий нравственного богословия. С одной стороны, П. ассоциируется со справедливостью. С другой, она отождествляется с исключительно позитивной и высокой оценкой нравственности другого человека. В обыденном словоупотреблении П. сближается с понятием святость, однако в теологии акцентируется различие между этими двумя понятиями. Невозможность для теологического мышления принять характерный для нравственного сознания принцип отождествления П. и святости обусловлена тем, что Церковь никогда не учила о святости как исключительно нравственном явлении. Путь святого шире пути нравственного совершенства, на к-ром стоит праведник. Особого агиологического статуса понятие «праведник» не получило, оно было прочно закреплено за патриархами и пророками Ветхого Завета и святыми мирянами и мирской святостью в целом.
В православном нравственном богословии категория П. раскрывалась в тесной связи с другими нравственными категориями. Библейское представление о П. нашло свое выражение в талмудическом иудаизме.
В хасидизме особым почитанием пользуются праведники — «цадики». См. Богословие нравственное. Лит.: Словарь библейского богословия. Брюссель: Жизнь с Богом, 1974; Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель: Жизнь с Богом, 1992; Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этикобогословское исследование. М.: Православный паломник, 1996; Катехизис Католической Церкви. М.: Истинная Жизнь, 1997; Клеман О. Истоки; Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994; МагратА. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. А.Е.Митько

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Праведность
(Righteousness). Словами "праведный" и "справедливый" обычно переводится евр. saddiq, первоначально означавшее "прямой", "правый ". Ему соответствует греч. dikaious  так в греческом обществе называли все то, что соответствовало законам и социальным нормам. Производные существительные от этих прилагательных  sedeq (sedaqa ) и dikaiosyne. Глаголы sadak и dikaioo означают "поступать справедливо", "быть праведным", "отстаивать" или "оправдывать" (в юридическом смысле "объявления правым" и "отношения как к правому").
В ВЗ. Бог Израиля открывает ся как Бог праведности, Который всегда справедлив в своих суждения и делах (Быт 18:25; Втор 32:4; Пс 10:7; Дан 9:14). В.з. концепция праведности тесно связана с идеей БогаСудьи (Пс 9:8; 49:6; 142:2): Бог судит беспристрастно; Он не обеляет виновного и не бросает праведного. Судьи Израиля призваны следовать Его примеру (Исх 23:7; Втор 1:1617; 10:1718; Пс 97:9). Так, справедливость Бога открывает ся в наказании Им грешников и непокорных (Неем 9:33; Пс 7:917; Плач 1:18; Дан 9:14). Еще более явственно о справедливости Бога свидетельствует то, что Он освободил свой народ от врагов и угнетателей (1 Цар 12:611; Пс 9:79; 50:14; Ис 46:1113). БогСудья приходит спасать бедных и угнетенных, освобождая их от несправедливости и восстанавливая их права (ПсЗЗ:1622; 71:14; 82; Ис 11:4). Более того, Он обходится с ними как с правыми, поскольку они правы по отношению к своим грешным угнетателям (Пс 75:11; 142:13,1112). Тем самым справедливый суд Бога часто выражается в Его спасительных действиях. Справедливость многократно увязывается, причем самым тесным образом, с Божьим спасением, милосердием и любовью, особенно  в Пс и Ис (Пс 39:10; 84:910; 97:23; Ис 45:84; 46:13; 51:5; Иер 9:24).
Подчеркивание Божей справедливости, обретающей форму спасения, еледует понимать в контексте Божьего заветас Израилем. Бог по своей милости заключил завет с Авраамом и его наследниками, и справедливость (праведность) Бога проявляется в том, что Он неуклонно соблюдает завет (1Пар 16:1617,35; Ис 46:913; Иер 33:2536). Завет не избавляет греховный Израиль от Божьего суда, но после наказания Бог освобождает свой народ и тем самым свидетельствует о своей справедливости (урок Вавилонского пленения). Бог оправдывает народ завета, объявляя его праведным, не потому, что евреи твердо соблюдали закон, а в силу того (или на том условии), что их раскаявшиеся души преданы Ему и стремятся соблюсти Его завет (Быт 15:6; Пс 31:1011; 102:1718; Ис 50:8; 53:11). Суд или наказание Божье, т.о.,  и акт справедливости, и дар милости.
Современные ученыебиблеисты, опираясь на ВЗ, часто слишком подчеркивают милосердие в праведности Божьей, упуская из виду ее юридическикарающий аспект. Праведность БогаСудьи столь же явно проявляется в наказании нарушителя закона, как и в освобождении оправданного. Следует, однако, заметить, что в ВЗ преобладает позитивный аспект Божьей праведности, в то время как наказание теснее связано с понятием Божьего гнева.
Вершина этого позитивного аспекта находит выражение в теме Мессии, Который станет истинно справедливым царем Израиля и приведет его, как и все народы, к окончательному осуществлению справедливости Божьей (Пс 71; Ис 9:7; 11:35; 42:6; Иер 23:56; 33:1516; Зах 9:9).
В НЗ. Значительная часть НЗ показывает, что Иисус из Назарета  несомненно Мессия, и, т.о., божественная цель справедливости и спасения обрела в Нем средоточие. Отсюда неудивительно, что праведность оказывается тесно увязанной с н.з. темой Царства Божьего (Мф 5:10; 6:33; 13:43; Рим 14:17). Праведности и Царству приготовил путь Иоанн Креститель, а осуществил их Иисус (Мф 3:15; 5:1720; 21:32; Деян 3:14,2526).
Иисус говорит о лжеправедности тех, кто превозносит свою нравственность, полагая себя праведным и оправданным (Мф 23:28; Лк 16:15; 18:9). Он учит, что истинное оправдание получат те, кто признает свои грехи и вверит себя Богу (Мф 5:36; Мк 2:17; Лк 18:14).
Ключевым здесь оказывается особое толкование "праведности", к-рое во всей полноте изложил ап. Павел. Следуя учению Христа, ап. Павел объясняет, что всякий, кто ищет праведности исполнением дел закона, не может быть оправдан в глазах Бога, поскольку всякий человек  грешник и не способен достичь Божьего уровня праведности (Рим 3:910,20,23; Гал 2:16). Т.о., праведность Божья представляется как дар, крого мы не заслуживаем (Рим 3:24; 5:1517). Это благодатное провозвестие, в к-ром Бог называет праведным того, кто уверовал в Иисуса Христа (Деян 13:39; Рим 3:22; 5:1,18). Бог возвещает о прощении грехов оправданного как о результате искупительной смерти Христа, так что наряду с грешниками Бог сам оказывается оправданным (Рим 3:2526; 5:89; ср. 1 Ин 1:9; 2:2).
Однако в НЗ ясно указывается, что всякий провозглашенный праведным по вере должен, по вере же, стремиться исполнять дела праведности и возрастать в праведности дарами благодати Божьей (Рим 6:1218; Еф4:24; 5:9; Флп 1:11; Евр 11; Иак 2:1726; 1 Пет 2:24; 1 Ин 2:29). Своей благодатью Богприводит оправданного к высшей праведности (Гал 5:5; Евр 12:23; 2 Пет 3:13)  в день Христов, когда Бог судит весь мир (Лк 14:14; Деян 17:31; 2 Тим4:8).
Т.о., как в ВЗ, так и в НЗ божественная справедливость (праведность, правда) находит выражение в гневе и суде над нераскаявшимися грешниками (2 Фес 1:59; Рим 2:59; Откр 19:2) и достигает победы через любовь, в спасении от греха всех тех, кто кается и провозглашает исполнение Божьих обетований во Христе.
Теологические концепции. В систематической теологии праведность (справедливость) рассматривается, прежде всего, как атрибут Божьего бытия (один из моральных и сообщаемых человеку атрибутов) и затем уже как атрибут человека, сотворенного по образу Божьему.
Божественная праведность (справедливость) . Праведность есть атрибут Божий, благодаря к-ром у нам открывает ся в Божьей природе вечная и совершенная моральная норма истины. Праведность тесно связана с Божьей святостью (нравственным совершенством), с одной стороны, и нравственным законом (волей) Бога как выражением Его святости  с другой. Хотя библейский лексикон не делает различий между "праведностью" и "справедливостью", теологи часто относят первое понятие к собственно божественному атрибуту, а второе  к действиям Бога по отношению к Его творениям. Т.о., справедливость Бога находит воплощение в том, как Он управляет вселенной с помощью различных законов и наделяет ее различными правами, в соответствии с иерархией существ, сотворенных Им. Это т.н." законодательная справедливость ", но существует еще и "распределительная справедливость", в рамках крой Бог устанавливает законы и наделяет каждого положенными ему правами,  иначе говоря, обращаясь к каждому сотворенному Им существу в соответствии со значением и местом его в мироздании. Распределительная справедливость по отношению к творениям, крые несут в себе нравственное начало, выражается в наказании за грех и непокорность (наказывающая справедливость) и в награждении за добро и покорность (вознаграждающая справедливость,  Рим 2:511).
В систематической теологии гармония Божьей любви и справедливости рассматривается гл. обр. в рамках учения об искуплении Христовом. На кресте Бог исполняет требования собственной справедливости по отношению к нашему греху, так что в искупительном акте Христа Божья священная любовь выступает как высшее проявление наказывающей справедливости и одновременно как высшее проявление прощающей милости.
Человеческая праведность. В вероучительном плане праведность человека можно определить в четырех категориях. (1) Изначальная праведность. Бог сотворил человека праведным, высоконравственным (Еккл 7:29; Быт 1:31), но человек из этого первоначального состояния впал в состояние греха. (2) Христова праведность. Со времени Адамова грехопадения Христос  единственный Человек, Который абсолютно исполнил нравственный закон Божий и сохранил праведность (Мф 5:17; Ин 8:29,46; Евр 4:15; 1 Пет2:22). Поскольку Христос  Богочеловек, Его праведность обладает бесконечной ценностью, неся спасение всем верующим. (3) Вмененная праведность (оправдание). Бог, оправдывая верующего, провозглашает его праведником, что составляет шаг ко спасению. Протестантская теология настаивает, что спасаемому вменяется Христова праведность (записываемая на "счет" верующего); католическая теология учит, что Бог оправдывает верующего в соответствии с праведностью, накопленной заслугами Христа и поддерживавмой добрыми делами. (4) Восстановленная праведность (освящение). Объявленный праведным, верующий возрастает в подобии Христу (будучи восстановленным в образе Божьем) и обретает праведность в реальном нравственном смысле, т.е. освящается. Большинство теологов считает, что освящение  процесс постепенный, не завершающийся в земной жизни.
D. W. D1EHL(nep. Ю.Т.) Библиография: J.A. Baird, The Justice of God in the Teaching of Jesus: H. Bavinck, The Doctrine of God: C. Brown, NIDNTT, III, 35277; E. Brunner, The Christian Doctrine of God; P.J. Achtemeier, IDB, IV, 8099; R. CarrigouLagrange, God, His Existence and His Nature; A. C. Knudson, The Doctrine of God; L. Morris, The Apostolic Preaching of the Cross; J. I. Packer, Knowing God; G. Rupp, The Righteousness of God; P. Tillich, Love, Power, and Justice.
См. также: Изначальная праведность; Освящение; Оправдание; Бога, атрибуты.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Автономная праведность

    (Selfrighteousness). Обозначает самостоятельно разработанную этику, воспринимаемую как нормативное условие спасения. Если исходить из надлежащего понимания того, что слово "праведность" по отношению к Бо
  • Гражданская праведность

    (Civil Righteousness). Считается, что все люди порочны, мы лишь признаем, что грех поразил всю человеческую природу, включая все стороны его существования разум, чувства, волю и личность. Это не значит, что вс
  • Изначальная праведность

    (Righteousness, Original). Этот термин относится к изначальному нравственному состоянию человека, к-рое предшествовало грехопадению. Библейские тексты, рассказывающие о нем (Быт 1:31; Еккл 7:29), утверждают, что ч