ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА
реалистическое изображение жизненных явлений в произведениях искусства; выражение того, как художник чувствует, воспринимает, оценивает и относится к окружающей действительности. Х. п. характеризуется не тем, что изображается внешне, а внутренним смыслом изображаемого события, структурным соответствием внутреннего мира художественного произведения и мира реального.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
одна из центральных категорий эстетики., раскрывающая гносеологическую специфику иск-ва, П. х. не исчерпывается ни «жизнеподобием», ни верностью худож. образов «правде жизни». В достижении П. х. не меньшую роль играет худож. воображение, фантазия, сама творческая личность художника, -его умение использовать при худож. отражении жизни всю гамму изобразительно-выразительных средств. Представления о сущности П. х. исторически изменялись. С древности и до конца XVIII в. они формировались под воздействием «подражательной» концепции иск-ва (Мимесис, Подражания теория), согласно к-рой «искусство... есть начало, находящееся в другом, природа — начало в самой вещи...» (Аристотель). Сторонники этой теории считали, что П. х. может быть достигнута путем сочетания в иск-ве правдоподобия и выражения общих универсальных представлений (о космосе, боге, природе, разуме). Большая-роль здесь отводится фантазии: с ее помощью устанавливается та мера правдоподобия, к-рая не способна помешать выражению общей идеи. Дальнейшее развитие эта концепция П. х. получила в эпоху Возрождения. Художники и теоретики иск-ва того времени утверждают мысль о единстве красоты и правды («Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной»,— У. Шекспир). Источником П. объявляется не «худож. игра», а сам человек, обладающий титанической мощью чувств и разума. Согласно эстетике Возрождения, ум художника-живописца должен быть подобен зеркалу, но при этом он должен не бессмысленно копировать, а опираться на знание природы вещей (Леонардо да Винчи). Вместе е тем эстетике Возрождения не удалось научно постичь диалектический характер -взаимосвязи художественности и П„.в иск-ве- В результате намечается тенденция противопоставления правдоподобия и истины — реальности. Эта тенденция достигает кульминации в эстетике классицизма, где правдоподобие выступает гл. худож. принципом. Под ним понималось иллюзорное сходство образов иск-ва с действительностью, достигаемое путем использования при построении произв. кск-ва особых правил единства места, времени и действия (Три единства). С критикой такого понимания П. х. выступили представители эстетики Просвещения. Дидро утверждал, что «правда натуры — основа правдоподобия искусства». Новый шаг в развитии представлений о П. х. был сделан эстетикой в XIX в., когда всесторонней критике был подвергнут сам принцип подражания. Утверждается понимание иск-ва как исторически развивающейся формы духовно-практической деятельности и худож- отражения действительности. Обосновывается положение, что П. х. неразрывно связана с П. жизни, Гегель развивает мысль о П. х. как истине, выраженной в чувственной форме, как идеале, воплощенном в «живой» индивидуальности. Представители материалистической и демократической эстетики отстаивают т. зр., согласно к-рой в основе П. х. должно лежать изображение «человеческой жизни как жизни народной» (Пушкин), идею о «правде как силе таланта» (Чернышевский). Опираясь на положения реалистической эстетики, классики марксизма-ленинизма всесторонне исследовали взаимосвязь П.х. с принципом реалистической типизации и передовой идейности (Маркс, Энгельс), мировоззрением и партийной позицией художника (Ленин). Они показали, что П. х. в совр. иск-ве неотделима от способности художника ставить «великие вопросы» времени, с беспощадной правдивостью вскрывать реальные жизненные противоречия, возникающие на пути свободного развития об-ва и личности. На XXVII съезде КПСС вопрос о правде худож. отражения был поставлен в центр внимания всех отрядов советской интеллигенции. В поворотный период своего развития страна, наш народ, как никогда, нуждаются в объективном, всестороннем видении реальности. «Правда должна быть полной,— подчеркнул М. С. Горбачев на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации и пропаганды (март 1987 г.).—Тогда она будет обладать качеством конструктивности». В иск-ве и эстетике XX в. одним из центральных вопросов стала проблема многообразия форм отражения реальности. В полотнах М. А. Врубеля и П. Пикассо, романах М. А. Булгакова и Ф. Кафки, фильмах Ф. Феллини и А. А. Тарковского П. х. раскрывается подчас в сложных, далеких от «жизнеподобия» и реалистической образности формах.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
344.05 кб

Художественный мир Валериана Правдухина

Якимова Людмила Павловна
Статья посвящена литературной судьбе малоизвестного русского писателя и критика первой трети XX века, творчество которого, по мнению автора работы, следует рассматривать в ряду первостепенных явлений национальной культуры
Читать PDF
77.66 кб

Категория истины и проблема художественной правды

Андреев Андрей Леонидович, Кузнецова Татьяна Викторовна
Статья посвящена развитию классической концепции художественной правды. Анализируется смысловая связь между категорией художественной правды и концепцией искусства как мимезиса.
Читать PDF
67.78 кб

К проблеме художественной правды и истины в искусстве

Сложеникина Н. С.
Читать PDF
453.67 кб

Художественная концепция личности в повести Л. Бородина «Третья правда»

Павлов Юрий Михайлович
Статья посвящена анализу художественной концепции личности в творчестве Л. Бородина.
Читать PDF
1.39 мб

Триединство правды истины справедливости в художественной аксиологии В. Г. Распутина

Компанеец Валерий Васильевич
Анализируется образная система произведений В.Г. Распутина в свете основных поведенческих моделей литературных героев и в аспекте общих проблем христианской нравственности.There is analyzed the imagery system of the works by V.G.
Читать PDF
363.38 кб

Об исторической правде и художественном вымысле в современном культурно-историческом просвещении

Бусыгин А. Е.
Акцентируется внимание на важности культурно-исторического просвещения молодежи, на возможности и допустимости художественного вымысла в литературных и иных произведениях на исторические темы.
Читать PDF
298.53 кб

«Правда без прикрас» в жанре «Путешествий» и художественной документалистике «Из жизни отверженных»

Сафронов Александр Викторович
Читать PDF
489.55 кб

Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвящённых Великой

Воронов Алексей Михайлович
В статье рассматривается актуальная проблема отражения отечественным кинематографом всей глубины и многозначности трагедии, пережитой советским народом в годы Великой Отечественной войны.
Читать PDF
199.06 кб

Исторические свидетельства и художественная правда о Великой Отечественной войне в романе А. Сегеня

Моторина А.А.
Рассматривается взаимосвязь романа А.Сегеня «Поп» и созданного на его основе одноименного художественного фильма В.Хотиненко.
Читать PDF
494.15 кб

Художественное воплощение образа сибирского правдолюбца Тимофея Бондарева в очерке И. Ф. Петрова «Си

Гладкова И. Б.
Long communication and correspondence between Lev Nikolayevich Tolstoy and Siberian truth-seeker Timofey Mikhailovich Bondarev is of the author's interest.
Читать PDF
131.64 кб

Категория «Правды» в художественной литературе. Анализ романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота» на осно

Емельянова Ганна Вадимовна
Изложена феноменологическая концепция оценки художественного произведения на основе критериев правдивости Р. Ингардена.