ПРАТЬЯБХИДЖНЯ

Найдено 1 определение
ПРАТЬЯБХИДЖНЯ
санскр. pratyabhffia — узнавание) — один из ключевых терминов индийской философской традиции, впервые введенный грамматистом и ведантистом Бхартplixapit в трактате «Вакмпадия». Пратьябхиджня более всего напоминает здесь платоново «припоминание» (): с точки зрения Бхартрихари, всякое знание уже латентно присутствует в сознании того, кто слушает, а произнесенное речение лишь косвенно способствует постижению смысла в мгновенной вспышке интеллектуальной интуиции. В традиции веданты это означает, что «освобождение» уже изначально заложено в самой природе сознания и важно лишь внезапно осознать в себе эту сущность, вечно пребывающую внутри каждого живого существа. Особую роль понятие «Пратьябхиджня» стало играть в учениях кашмирского шиваизма. В системе Абхинавагупты Пратьябхиджня рассматривается как требование, вменяемое адепту (садхака): сам Шива должен быть внезапно «узнан», «припомнен» как та внутренняя сущность в сердце адепта, которая составляет не только основание его сознания, но и абсолютное обещание освобождения. В узком смысле слова «Пратьябхиджня» — название одной из школ в рамках кашмирского шиваизма. Базовым текстом школы считаются «Ишвара-пратьябхиджня-карики» («Карики об узнавании Господа»), написанные в нач. 10 в. Утпаладевой и позднее прокомментированные Абхинавагуптой.
Н. В. Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
267.99 кб

Доктрина узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха»

Иванов Владимир Павлович
Статья представляет собой анализ главы «Пратьябхиджня-даршана» («Доктрина Узнавания») известного философского санскритского трактата «Сарвадаршана-санграха».
Читать PDF
305.71 кб

Сарвадарашана-санграха. Глава «Пратьябхиджня-даршана»

Данная публикация первый русскоязычный перевод главы из философского санскритского трактата «Сарвадаршана-санграха», в которой излагается философская доктрина Узнавания в кашмирском шиваизме.