ПРАТЕИЗМПРАТИБХА

ПРАТЕХНИКА

Найдено 1 определение:

ПРАТЕХНИКА (ГЕНЕЗИС ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК)

совокупность условий, способствующих становлению орудийного (ручного) способа производственно-хозяйственной  деятельности  общества,  лежащего  в  основе  донаучного этапа технических наук. Если человека рассматривать как «животное, делающее орудия», зачатки «пратехники» обусловлены антропогенезом.  Генезис и становление технического знания обусловлен зарождающейся и развивающейся предметно-практической деятельностью человека, когда «первочеловек» в процессе антропогенеза переходил от стадии случайного использования природных предметов к постепенному их приспособлению и совершенствованию для повышения эффективности  своей  деятельности.  При  этом  прослеживается  тенденция  все более активного использования человеком предметов и процессов естественной природы. Элементы  донаучного технического знания обнаруживаются на самых ранних  этапах  антропогенеза.  Считается,  что  генезис  элементов  технического знания связан со становлением и развитием первичных форм общества. Практический опыт, накапливаемый обществом в процессе антропогенеза, и был положен в основу  «пранауки». Древневосточные «пранаучные» («пратехнические») знания  имели  прикладной  характер.  Это  было  преимущественно  рецептурноинструктивное  знание.  Древние  технологии  носили  магический  и  сакральный характер, постепенно получающий выражение в знаковых системах. Это была«божественная мудрость», которой владел служитель Бога (царь, жрец или писец). Древнегреческая «пранаука» («пратехника») уже характеризуется доминантой теоретического (спекулятивного) уровня анализа реальности, у нее уже отсутствует прикладная направленность. Более того, практические сферы деятельности не увязывались непосредственно с развитием науки. В это время начинает формироваться  представление  о  технике,  как  искусстве  изготовления  вещей,  но внимание уделялось не столько  развитию технического знания, сколько «достоверному знанию». В этот период сравнительно высокого уровня  развития получила техника (в сфере строительства, металлургий, ремесленного производства, кораблестроения  и др.). Соответствующие технические объекты требовали, как очевидно,  расчетов;  планов,  схем  и  т.п.  Техническое  знание  античной  эпохи опиралось преимущественно на практический опыт, метод проб и ошибок,  сложившиеся многовековые традиции. Но древнегреческие философы и ученые не замыкались в рамках умозрительного знания (Пифагор известен своими работами по приложению математики к исследованиям  природных закономерностей, Архимед  оставил  теоретические  работы,  обосновывающие  создание  технических объектов). Античность элементы научно-технического знания получала с Востока,  но  одновременно  эффективно  развивала  их  в  рамках  своей  цивилизации. Именно в условиях античной культуры  решались не только сложные техникотехнологические  задачи,  но  возникли  первые  элементы  научно-технического знания. В период Средневековья становление и развитие ремесленного производства требовало совершенствования технико-технологических форм деятельности (в сфере обработки метала, дерева,  в ткачестве и др.), поэтому в этот период закладывались  научные  и  технико-технологические  основания  грядущей  промышленной революции. В эпоху Возрождения и Нового времени на основе динамики Г. Галилея и математической физики И. Ньютона формируются предпосылки создания сравнительно целостной системы  естественнонаучного и техникотехнологического Знания. На базе взаимосвязи экспериментальных и теоретических  разработок  создаются  элементы  технознания.  В  рамках  промышленной революции XVIII в. происходит реальное формирование первых наук технического цикла.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено схем по теме ПРАТЕХНИКА — 0

Найдено научныех статей по теме ПРАТЕХНИКА — 0

Найдено книг по теме ПРАТЕХНИКА — 0

Найдено презентаций по теме ПРАТЕХНИКА — 0

Найдено рефератов по теме ПРАТЕХНИКА — 0