ПРАМОНОТЕИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРАМОНОТЕИЗМ
теория происхождения религии, согласно которой за всем многообразием существующих верований, в том числе верований примитивных народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога Творца. Именно она, по мнению сторонников теории прамонотеизма, предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней примешались загрязнившие ее тотемистические, фетишисткие, магические, анимистические и др. элементы.  

Источник: Религиоведческий словарь

ПРАМОНОТЕИЗМ
псевдонаучная реакц. теория, выдвинутая в конце XIX в. шотл. бурж. ученым Э. Лэнгом и в дальнейшем развитая австр. католич. патером В. Шмидтом и его школой. Согласно этой теории, монотеизм в форме веры в бога-творца и «всеобщего отца» будто бы изначален и свойствен всем народам с первых шагов истор. развития. В. Шмидтом и его последователями создана громадная литература, в к-рой грубо фальсифицированы этногр. и лингвистич. источники.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПРАМОНОТЕИЗМ

- в философии Ф.Шеллинга и др.: убеждение, что изначальная религиозная вера человечества была монотеистичной. Сторонники прамонотеизма выступили против идей Э.Тайлора и др., утверждавших, что историческое развитие религии шло от анимизма через политеизм к монотеизму. Однако, Иудаизм, Ислам и Христианство сформировались в противостоянии и борьбе с языческим политеизмом, а не путем развития из него. Эмпирическое подтверждение прамонотеизму дал этнограф и католический священник В.Шмидт.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПРАМОНОТЕИЗМ
клерик. теория происхождения религии (т. н. Венская школа патера В. Шмидта). Возн. в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П. мифологич. образы демиургов, первопредков, культурных героев и небожителей, фигурирующие в мифах и религиях первобытн. народов, суть осколки первонач. представлений о едином боге-творце. Подтасовывая соответствующий этнографич. материал, сторонники П. доказывали, что изначальной формой религии было единобожие. Для обоснования этой теории в «поисках» этпографич. фактов миссионерами были предприняты мцогочисл. экспедиции, особенно на о-ва Океании и н Африку к наименее развитым народам (напр., исследования среди пигмеев Центр. Африки патера Шмидта, карликовых племен Малайского п-ва патера Шебесты). Антинаучность построений клерик. школы «примитивного монотеизма» очевидна и для бурж. ученых, большинство к-рых отвергают П.

Источник: Атеистический словарь

Прамонотеизм
(первобытное единобожие) — псевдонаучная теория, имеющая целью подкрепить библейскую легенду о богодухновенном происхождении религии и об изначальности монотеизма. П. имеет два истока: русский и английский. В России с теорией П. выступил в 1873 – 1890 гг. мистик В. С. Соловьев. Ввиду очевидного спекулятивного характера и сомнительности аргументов версия В. С. Соловьева не получила признания даже в клерикальных кругах. В Англии соответствующая попытка на первых порах оказалась более «удачной»: в 1898 г. британский журналист и фольклорист Э. Лэнг опубликовал монографию «The making of religion», в к-рой привел несколько фактов поклонения отдельных отсталых народов верховному небесному существу, высказав при этом предположение, что эти факты указывают на изначальность П. Гипотеза Э. Лэнга получила поддержку в католич. кругах; под руководством патера В. Шмидта в Вене организовалось целое религиоведческое направление, деятели к-рого тщательно собирали, систематизировали и перетолковывали этнографические факты в пользу теории П. В 50-е гг. 20 в. теория П. была скандально разоблачена: оказалось, что этнографические факты в ее пользу были фальсифицированы. Специалистами было доказано, что идея единого бога — высшего небесного существа или духа — сравнительно позднее явление в истории религии, связанное с усложнением социальной структуры об-ва.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПРАМОНОТЕИЗМ
п е р в о б ы т н о е е д и н о б о ж и е) – ложная клерикальная теория происхождения религии, согласно к-рой религия началась с почитания единого бога. Теория П., в основе к-рой лежит библейский рассказ о сотворении человека богом и идея "первобытного откровения", до недавнего времени держалась лишь на авторитете церкви и не имела никакого отношения к науке. Но в 19 в. успехи прогрессивной науки, подрывавшие основы церк. традиции, побудили защитников религии научно обосновать идею П. В 1873 рус. философ-идеалист Влад. Соловьев попытался доказать исконность монотеизма и его позднейшее искажение на примере древней индо-европ. мифологии (см. "Мифологический процесс в древнем язычестве"). В 1898 англ. фольклорист Э. Лэнг в своей книге "Делание религии" указал на то, что у мн. отсталых народов есть вера в верховное небесное божество, и предположил, что это – один из корней религии. За выводы Лэнга ухватились католич. ученые во главе с венским этнографом патером В. Шмидтом (см. Культурно-историческая школа). В своем 12-томном труде "Происхождение идеи бога" (W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1–12, M?nster, 1912–55) и во многих более мелких работах Шмидт старательно подбирал факты из мифологии всех частей света, говорящие будто бы о том, что древнейшим религ. представлением было представление о едином небесном боге, строго этич. образ к-рого был лишен мифологич. элементов; это представление якобы сохранилось у наиболее "древних" племен – пигмеев, австралийцев и др., и было искажено позднейшими мифологич. наслоениями ("солярная" и "лунарная" мифология), а также привнесенными в него анимистич., тотемич., магич. и др. верованиями. Т.о., согласно Шмидту, данные науки якобы подтверждают библейский рассказ об "откровении". Однако критич. разбор трудов Шмидта и его последователей показывает, что вся теория П. построена на произвольном истолковании фактов, на необъективном подборе источников. В действительности идея небесного бога-творца – сравнительно более позднее явление в истории религии. Лит.: Лукачевский ?., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Крывелев И. И., Крушение теории П., "ВФ", 1960, No 7; ?окарев С. ?., Религия в истории народов мира, М., 1964; Lang ?., The making of religion, 2 ed., L., 1900; Schmidt W., Die Uroffenbarung als Anfang der Offenbarungen Gottes, M?nch., [1921]. С. Токарев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.