ПРАМАНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРАМАНА
(санскр. prama–n a, тиб. mchog tu btsan pa, tshad gyur pa, мера, доказательство, источник достоверного знания) — в буддизме это теоретикопознавательные средства, принятые в учении о достоверном познании (прамана-вада). К источникам достоверного познания буддисты относили непосредственное восприятие органами чувств (пратьякша) и логический вывод (анумана). Дигнага (VI в.) к ним относил ещё и интуитивное самопознание (свасамведана), иначе называемое «йогическим восприятием» (йоги-пратьякша). Ф.И. Щербатской был крупнейшим знатоком этого раздела буддологии (см. раздел «Литература»).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ПРАМАНА
санскр. pramana — измерение) — первая из 16 категорий ньяи и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая валидные источники знания. В разработке концепции праманы участвовали все школы индийской философии, веками дискутировавшие необходимый набор праман, их определения и сферы функционирования. Средства познания, которым приписывался статус праман, должны были соответствовать следующим критериям: 1) быть источниками новой информации о вещах, а не воспроизводить полученную (поэтому из праман исключается память); 2) быть источниками определенного, точного знания (поэтому из праман исключаются все виды неопределенного познания); 3) быть «атомарными» — несводимыми друг к другу (количество таковых и было важнейшим предметом расхождения). Специально праманы исследуются в ньяе. В «Ньяя-сутрах» праманы открывают список 16 категорий (падартха) (1.1.1) и получают экстенсиональное определение — как восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета (1.1.3). Специальный раздел посвящен дискуссии о валидности праман: один из доводов буддистов-мадхьямиков, по которому одни праманы должны быть обоснованы другими и потому неизбежен регресс в бесконечность, «нейтрализуется» сравнением праман со светильником, освещающим не только предметы, но и самого себя (II. 1.8—20). Ньяни отвергают и противоположную крайность — мимансаков, предлагающих, помимо названных четырех, вводить еще дополнительные праманы: доказывается, что «новые» могут быть включены в основные (11.2.1—12). Сами вещи «утверждаются» на основании праман (IV2.27—30). Во вступлении комментария Ватсьяяны праманы вводятся в контекст четырех аспектов познавательного процесса (наряду с познающим, познаваемым и результатом познания), характеризуются как основания всей человеческой практики и источники знания о сущем и о несущем. В комментарии к первой сутре праманы и предметы знания (прамея) выступают категориями в «высшем смысле», противопоставляемыми 14 остальным.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
490.99 кб

Дхармакирти. «Прамана-винишчая» («Удостоверение инструментов достоверного познания»). Глава 1. Прать

Лысенко Виктория Георгиевна
Предисловие, перевод, примечания В.Г. Лысенко
Читать PDF
140.71 кб

Исследования буддийской праманавады в России

Канаева Наталия Алексеевна
Статья посвящена анализу важной области буддологии исследованиям буддийской эпистемологии и логики.

Похожие термины:

  • ПРАМА ПРАМАНА

    сс. Основа. Основание. Правильное представление. Истинное, достоверное знание. Критерий. Источник достоверного знания. В учениях, признающих веды священным писанием, их называют истинными словами
  • Шабда-прамана

    Слово как авторитетное свидетельство. Священное писание (веды). Откровения, полученные свыше (шрути). К авторитетным свидетельствам относят толкования вед, литературу преданий (смрити), свидетельс
  • ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ

    санскр. «Pramanasamuccaya» — «Сборник афоризмов об источниках достоверного познания») — самая важная работа Дигнаги, синтезирующая его отдельные эпистемологические и логические концепции, излагавшиес
  • ПРАМАНТХА

    Санскр.) Приспособление для получения священного огня трением. Палочки, используемые браминами для зажжения огня трением.
  • ПАРАТАХ-ПРАМАНЬЯ

    санскр. paratahpramanya — достоверность, [зависящая] от другого) — в индийской философии общее обозначение эпистемологических доктрин, отрицавших внутреннюю самодостоверность знания (как в учениях типа
  • СВАТАХ-ПРАМАНЬЯ

    санскр. svatahpramanya — собственная достоверность) — в индийской философии общее обозначение доктрин, признающих самодостоверность познания и отрицающих возможность егонеистиниости. Сторонники сват