ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даст человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем поведении от механизма природы и конечных условий эмпирического существования.

Источник: Тематический философский словарь

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ,
понятие нем. классич. философии, означающее способность человека к свобод­ному действию на основе высших безусловных принци­пов. Согласно Канту, разум, выступая в своих практич. функциях (т. е. как П. р.), дает человеку «законы сво­боды», т. е. моральные принципы, возвышающие че­ловека над миром природы. Благодаря П. р. человек выступает как свободное существо, независимое в сво­ем поведении от «механизма» природы и конечных ус­ловий эмпирич. существования. Если интерес теорети­ческого разума сводится к вопросу, «что я могу знать?», то интерес П. р. заключается в вопросе: «что я должен де­лать?». В конечном счете, по Канту, высший долг че­ловека - относиться к любому человеку (и человече­ству в его лице) как к цели и никогда - только как к средству (см. Категорический императив).

Источник: Советский философский словарь

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
понятие, разработанное представителями немецкой классической философии, и в первую очередь Кантом. Обозначает способность человека опираться в своих поступках на собственную свободную волю и высшие, безусловные принципы нравственности, важнейшим из которых является категорический императив. В евразийской философии – на высший закон мудрости: «Делай другим то, чего желаешь себе сам»(Конфуций). Обладание П.р. превращает человека в свободного субъекта, исполненного достоинства и самоуважения, способного возвышаться внутреннего характера. Человек, находящийся внутри такой системы, чувствует себя достаточно комфортно, чтобы использовать имеющиеся в его распоряжении права и свободы для своей социальной самореализации. Он с готовностью идет на различные соглашения с другими социальными субъектами, зная о существовании правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение заключенных конвенций над естественной ограниченностью собственной витальности (телесности) и диктатом внешних социальных обстоятельств. В отличие от теоретического («чистого») разума, П.р. интересуется не вопросами познания, а проблемами взаимоотношений между людьми, нормами и законами, которым подчиняется социальное взаимодействие. С его помощью обнаруживается свойство свободной воли быть самой для себя законом и служить источником долженствования, заставляя человека относиться к другим людям как к целям, а не средствам. Человек, как обладатель П.р. и свободной воли, не вправе ссылаться при оправдании своих неблаговидных действий на обстоятельства естественного и внешнего характера. Так, преступника не извиняют те обстоятельства, что он был дурно воспитан, вращался в низком обществе, был легкомыслен, неосмотрителен или отмечен злобным характером. Эти факты объясняют, но не оправдывают. Наделенный свободной волей, будучи человеком, а не просто живым существом, он уже поэтому должен поступать в соответствии с требованиями практического разума и категорического императива. Вина за нравственные проступки и преступления целиком ложится на виновного, потому что, будучи изначально свободен, он не внял голосу практического разума, принципам и законам мудрости.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ
специфическое понятие немецкого Просвещения, Канта и кантианства, не имеющее ничего общего с общеупотребительными выражениями «практичный» и «практицизм». Практический разум отвечает на вопрос «что я должен делать?» и трактует проблематику деонтологии. Он рационально формулирует общезначимые суждения и логические необходимости морального сознания, подчиняющие себе волевые акты людей. Это не познающий, а «непосредственно законодательствующий разум» (Кант), теория которого может быть только «этикой чистой воли» (Г. Коген).
Основные требования практического разума — безусловные принципы, обладающие достоинством самоочевидности — выявляются с помощью особого мысленного эксперимента. Человек испытывает себя, вопрошая: (1) может ли правило, которому он собирается следовать, быть общим законом общежития; (2) готов ли он жить в обществе, где это правило сделалось общим законом (см. Категорический императив). Проверка субъективных правил (максим поведения) на универсальность есть основной метод критики практического разума. Благодаря ей законы долженствования как бы выплавляются из конгломерата разнородных императивов (отделяются от норм утилитарной рассудительности, или «практичности» в обычном смысле слова). Согласно Канту, к законам чистого долженствования могут быть причислены элементарные нравственные запреты («не лги», «не убий», «не воруй» и т. д.); закон защиты человеческого достоинства («никогда не относись к другому и к себе самому только как к средству, но непременно как к цели самой по себе»), закон соблюдения договоров и уважение чужого права.
Законы долженствования, в отличие от законов природы, говорят о том, чему «следовало бы происходить при любых обстоятельствах, но на деле происходит далеко не всегда». Но даже не реализованные, эти законы и принципы уже через факт их осознания («факт чистого практического разума») возвышают человека над природой, постигаемой в опыте; они нравственно вынуждают его воспринимать себя как часть сверхчувственного, ноуменального мира. «Наше предназначение, — писал Виндсльбанд, — выходит за пределы мира нашего познания... Сама жизнь познания все время обусловливается этическим стремлением к сверхчувственному миру... Это-то Кант и называл приматом (первенством) практического разума над теоретическим» (там же). Высшее выражение практического разума — его постулата свободы воли, бессмертия души, существования Бога.
Понятие практического разума подверглось сложной трансформации в немецком идеализме (сперва у Фихте, затем у Гегеля). Гегелевская категория «практического духа» стала прологом спекулятивного и расплывчатого понятия «общественно-исторической практики» в концепции Маркса. Идея примата практического разума превратилась в идею «практики как критерия истины» и примата предметно-практического опыта как над научной теорией, так и над любыми этическими достоверностями. Идеологическим последствием этого Превращения стала историцистская релятивизация, а затем и отрицание любых безусловных, общезначимых норм и ценностей.
Лит.: Длугач Т. Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии. М-, 1986; Судаков А. К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. М., 1998, с. 28— 89; Cohen H. Ethik des reinen Willens, 2 Aufl. В., 1923; Wedel M. (Hrsg.) Rehabilitierung der praktischen emunft, 2 Bde. Freibui-g, 1972—74. См. также лит. к ст. Кант, «Критика практического разума».
Э. Ю. Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия

разум практический
РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ — понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, находящееся у него в определенных отношениях с чистым, спекулятивным или теоретическим разумом; само же различение коррелирует с различением способности познания и способности желания. В отличие от широкого истолкования практического, свойственного многим философам в 18 в., согласно которому к практической философии относилось все, что имеет отношение к счастью, блаженству (этика, правоведение, политика, экономика и т.д.), Кант исходит из более узкого понимания практического, согласно которому практическая философия, в противоположность теоретической, истолковывается как этика, состоящая из моральной философии (учение о мудрости, sapientia) и прагматического раздела (учение о благоразумии, prudentia). Практическим является для Канта «все то, что возможно благодаря свободе» (Кант И. Критика чистого разума. М, 1994. С. 469). Сам же Р. п. оказывается основанием для трансцендентальной свободы.         Доказывая существование чистого Р. п. в «Критике практического разума», Кант почти отождествляет Р. п. и чистый Р. п.: «Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом» (Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 410). В отличие от чистого спекулятивного разума, способного выйти за свои пределы, чистый разум есть действительно Р. п., «он на деле доказывает свою реальность и реальность своих понятий, и тогда ни к чему всякое умствование против возможности для него быть таким» (Там же. С. 374).         Несмотря на проводимое различие, Кант объединяет практический и спекулятивный интересы разума в трех вопросах: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» (Кант И. Критика чистого разума. С. 471). И если первый вопрос относится к сфере спекулятивного разума, то два других — к Р. п. Признавая определенную автономию спекулятивного разума, Кант тем не менее утверждает, что «интерес спекулятивного разума обусловлен и приобретает полный смысл только в практическом применении» (Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 4. С. 519).         Автономия чистого R п. выражается в моральном законе. Р. п. является собственным законодателем, в чем и проявляется свобода в положительном смысле и возвышение человека над природой. Высший моральный закон практического разума выражает для Канта категорический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, и в своем лице и в лице всякого другого, так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Там же. С. 205). В отличие от чистого спекулятивного разума, предметом Р. п. является для Канта «представление об объекте как возможном действии через свободу»; «единственные объекты практического разума — это объекты доброго и злого» (Там же. С. 442, 443). Причина такого различия состоит в том, что Р. п. «имеет дело не с предметами с целью их познания, а со своей собственной способностью осуществлять эти предметы (сообразно с их познанием), т.е. с волей, которая есть причинность» (Там же. С. 481). Если чистый спекулятивный разум обладает трансцендентальными идеями (душа, мир и Бог), то чистый R п. имеет постулаты (свобода, бессмертие и бытие Божье). Между практическим и спекулятивным разумом Кант выстраивает иерархию, однозначно признавая примат за Р. п. Спекулятивный разум и Р. п. не противоречат друг другу, однако Р. п. «дает сверхчувственному предмету категории причинности, а именно свободе, реальность (хотя только как практическому понятию и только для практического понимания)» (Там же. С. 377), подтверждая на деле то, что спекулятивный разум мог только помыслить. Поэтому, человек оказывается способным действовать как свободное существо, независимое от природной необходимости и каузальности. Несмотря на признание примата Р. п. над теоретическим разумом и расширение сферы чистого разума в практическом отношении, Кант отрицал, что тем самым происходит и соответствующее расширение познания чистого разума как разума спекулятивного.         Некоторые представления Канта о Р. п. и его примате получили дальнейшее развитие в немецком идеализме (И.Г. Фихте и др.). Вместе с тем само разделение разума на практический и теоретический было подвергнуто резкой критике, особенно в русской религиозной философии 19—20 вв.         А.Н. Круглое

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
432.01 кб

Этика и бизнес: апология практического разума

Ратников В.П.
Статья посвящена раскрытию противоречия между нравственностью и бизнесом и обоснованию необходимости утверждения нравственных принципов ведения бизнеса.
Читать PDF
544.45 кб

Идея практического разума в феноменологии Э. Гуссерля

Лаврухин А. В.
Рассматривается феноменологический проект научной этики Э. Гуссерля.
Читать PDF
429.06 кб

Страхование: модус хозяйства и проблема практического разума

Тягунов Александр Александрович, Евстифеева Елена Александровна, Рассадин Сергей Валентинович
С помощью философской рефлексии авторы статьи погружают проблему хозяйства в этический контекст и тем самым ставят этот контекст под вопрос.