ПРАКРИТ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПРАКРИТ
Санскр.) Один из местных диалектов санскрита - "языка
богов", и поэтому - его материализация.

Источник: Теософский словарь

ПРАКРИТИ
в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизировало творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом.

Источник: Тематический философский словарь

ПРАКРИТИ
(Prakriti) или прадхана (санскр.) — в философии санкхья первоначальное, первоматерия, элементы, из которых все возникает; природа, материя, см. Индийская философия.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРАКРИТИ
Санскр.) Природа вообще, природа как противоположность
Пуруши - духовной природы и Духа, которые вместе являются "двумя
первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества". ("Тайная
Доктрина", I, 97.)

Источник: Теософский словарь

ПРАКРИТИ
санскр., букв. - производящая, творящая) — вдр.-инд. философии - изначальная материя, тождеств, творческой силе природы; позднее - сама природа противоположности творческому духовному началу - пуру-ше. В индуизме и брахманизме П. выступает как сила, препятстгую-щая спасению атмана — вечной индивид. души, к-рая стремится к слж»йдз ;: «ир. душой - брахманом.

Источник: Атеистический словарь

ПРАКРИТИ
санскр.): в древнеиндийской мысли исходная субстанция, материальная первооснова, первопричина мира объектов, природы. Она вечна, вездесуща, несводима к каким-либо элементам, которые порождает в своем существовании. Противопоставляется пуруше – сознанию, принципу «я». Вместе они дают начало эволюции. В мифологии пракрити воплощает высшую волю творца и идентифицируется с божественной женской энергией (шакти) с вселенской иллюзией (майей).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Пракрити
др. – инд.)  – первичная субстанция, изначальная причина вещественного мира, характеризующаяся необусловленностью, вечностью и вездесущностью. В мифологии П. воплощает высшую волю творца и идентифицируется с майей (иллюзией) и шакти (божественной женской энергией). В философских учениях П. противостоит пуруше, первичному созидающему началу. П. состоит из трех гун (субстанций), которые, изменяясь, порождают радость, страдание и безразличие. Соединяясь с пурушей, П. теряет равновесие и дает начало эволюции мира.

Источник: Мифологический словарь

ПРАКРИТИ
(букв, предсозданная) — первоматерия, материальная основа мира. Важное значение понятие П. имеет в философии санкхъи, где она является материальной и действенной причиной появления вселенной. П. — вечное, динамичное и непроявленное начало бытия. П. состоит из трех основных качеств [гуна): ясность, страстность и инертность. П. отличается от Пуруши, вечного духовного начала, Я. Притягиваясь к нему, П. разворачивает эволюцию мироздания. Цель эволюции — дать Пуруше возможность участвовать в бытии через различные аспекты П. Однако такое положение Пуруши считается в санкхъе неблагоприятным. В идеале дух должен осознать (с помощью все той же П.) свое полное отличие от нее и тем самым обрести освобождение (кайвалья). Йога Патанджали в целом принимает эту концепцию, дополняя ее введением особых духовных практик. В философии тантризма П. — это материально-энергетическая основа мира, одна из форм Шакти, неотделимая по своей сущности от Шивы-Пуруши. В кришнаизме П. — бессознательная материальная сила (то же, что и майя)у природа, сотворенная Бхагаваном-Кришной в процессе непостижимой космической игры (лила).

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ПРАКРИТИ
сс. Природа. Праматерия. Материя. Материальный мир. Проявленное состояние вещей. Одно из двух начал в учении санкхьи. Состояние материи определяется преобладанием в ней одной из гун. Доминирование тамас-гуны обусловливает формирование мертвого, инертного неодушевленного вещества. Доминирование раджас-гуны вызывает в материи избыток энергии. Доминирование саттва-гуны приводит к развитию познающих существ. Все преобразования материи происходят под влиянием духа (Пуруша) и причины (прадхана). В тонкой форме пракрити выступает как праматерия, с которой связаны танматры. В более плотной, грубой форме она образует стихии, элементы (махабхута, бхута). В упанишадах пракрити не признается истинной реальностью, которой считается бог, и трактуется как иллюзия, порождаемая заблуждением. Сущность пракрити сводят к силам (шакти) и к энергии (карма). Согласно буддизму, материя пустотна. Представление о ней возникает на мирском уровне сознания, которое принимает как реальность комбинации вспышек дхарм группы материи (рупа-скандха). Эти вспышки формируют в сознании образы, форму, цвет и другие признаки, воспринимаемые, интегрируемые и трактуемые как материя.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ПРАКРИТИ
санскр.), в др.-инд. мысли - первонач. субстанция, природные условия чего-либо, материальная основа и первопричина мира объектов. П. вечна, вездесуща, несводима к к.-л. конкретным эле­ментам (напр., к атомам земли, воды и т. п.), к-рые возникают из нее, равно как и тонкие элементы (ум или чувства). В ряде филос. направлений П. противо­поставляется пуруше (сознанию, «Я»); оба эти начала, рассматриваемые в санкхье как самостоят. реальности, соединяются друг с другом, открывая начало эволю­ции. Существование П. в санкхье обосновывается ря­дом аргументов: ограниченность и взаимозависимость всех объектов мира предполагает неограниченную и независимую причину их бытия; общие свойства разных объектов, вызывающие сходные ощущения, должны иметь общую причину и т. п. В ряде школ инд. мысли П. выступает как источник заблуждения: низшая ре­альность П. скрывает высшую реальность абсолюта. Согласно Раманудже, П., время (кала) и чистая мате­рия (шуддхататтва) - три субстанции, лишенные сознания; П. недоступна восприятию или умозаклю­чению, существование ее доказывается лишь отсылкой к свидетельству Священного писания. В мифологии П. воплощает высшую волю творца и идентифицируется с майей (иллюзией) и с божественной жен. энергией - шакти.

Источник: Советский философский словарь

ПРАКРИТИ
санскрит., букв. – производящая, творящая, создающая) – одна из осн. категорий инд. философии, эквивалентная первоматерии, природе, объективному миру. Понятие П. своими корнями уходит в мифологич. представления Др. Индии, где оно символизировало продуктивные, производящие, творч. силы природы, отождествлявшиеся с женским началом. Самое раннее систематич. и развернутое изложение концепции П. дается в филос. текстах Махабхараты и принадлежит эпич. санкхье. Здесь П. выступает первоначалом, к-рое за счет взаимодействия трех своих составляющих противоречивых компонентов (гун) порождает из себя мир феноменов, как психических, так и вещественных; в этом смысле П. перекликается с античным понятием materia, означавшим "мать", "начало" всех вещей. Однако в эпосе П. обычно подчинена стоящему над ней и порождающему ее духовному принципу (пуруше, атману, брахману, богу). Дальнейшую разработку категория П. получила в классич. санкхье (4–10 вв.), к-рая стремилась объяснить П. как исходное начало бытия, уже не зависящее ни от какого внешнего по отношению к ней божеств. принципа; здесь делается попытка истолковать П. как источник, первопричину и субстанциальную основу всего эмпирич. многообразия конкретной действительности. Поскольку П. не обладает творч. способностью к саморазвитию, санкхья постулирует духовное начало, существующее параллельно и наряду с П.; с одной стороны, оно выполняет роль своего рода первотолчка, выводящего П. из состояния первонач. равновесия, а с др. стороны – воплощает принцип духовности сознания, его качественного отличия от материи. В идеалистич. школах (в частности, в веданте) П. выступает синонимом майи – иллюзии видимости. Лит.: Махабхарата, пер., введения и прим. Б. Л. Смирнова, вып. 2–7, Аш., 1956–63; Чаттопадхьяя Д. П., Локаята даршана, пер. с англ., М., 1961; Mishra M. U., Conception of matter. According to Nyaya-Vai?hesika, Allahabad, 1936; его же, History of Indian philosophy, v. 1, Allahabad, [1957]. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПРАКРИТИ
санскр. pratei — природа, производящее начало) — одно из двух первоначал мира в дуалистической философии классической санкхьи, являющееся одновременно его Первоматерией, действующей причиной и «дизайнером» с целеполагающими интенциями. Синонимы «Пракрити» — «непроявленное» (см. Вьякта—авьякта) и «основное» (прадхана). Пракрити является особым модусом взаимоотношения трех гун, состоянием их «равновесия». Как непроявленное первоначало мира Пракрити противопоставляется остальным 23 «проявленным» началам, являющимся ее эманатами, и как особый модус трехгунной реальности, наряду с ними — Пуруше. По «Санкхья-карике», Пракрити в качестве материальной причины мира содержит все его феномены в недифференцированном состоянии (см. Паринама-вада}, но сама является началом «тонким» — сверхчувственным (ст. 8), постулируемым на основании абстрактного умозаключения. Как единая Первоматерия, или единое непроявленное первоначало, Пракрити выводится из 1) «ограниченнности» всех феноменов, 2) их гомогенности, 3) наличия общей для них потенциальности, 4) видовых различий между следствиями и причиной, 5) «слияния» следствий с их причинами в конце каждого космического периода (ст. 15—16). Комментаторы акцентируют момент однородности феноменов, имеющих трехгунную природу, и необходимость недопущения regressus ad infinitum (если не признать Пракрити конечным основанием мировых причин, придется допустить их бесконечный ряд). Как действующая причина Пракрити, аффинируемая присутствием Пуруш, «развертывает» миры в неизменной последовательности эманации и периодически «свертывает» их в обратном порядке. Пракрити «обеспечивает» и трансмиграцию, снабжая тонкое тело (сукшма-шарира) безграничными возможностями перевоплощений (ст. 42). Наконец, в качестве целеполагающего начала Пракрити (в противоречии с ее «бессознательностью») Заботится о «вкушении» Пурушей объектов и его же освобождении от этого опыта и от нее самой, служа ему наподобие бескорыстной возлюбленной (ст. 56-60).
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ДАЙВИ-ПРАКРИТИ

    Санскр.) Предвечный, однородный свет, некоторыми индийскими оккультистами назван "Светом Логоса" (см. Т. Субба Роу, В.А., L.L.B., "Hotes on the Bhagavat Cita"); при дифференциации этот свет становится Фохатом.
  • ПРАКРИТИ, или прадхана

    санскр.), - в философии санкхья первоначальное, первойатерия, элементы, из которых все возникает; природа, материя.
  • ПРАКРИТИКА ПРАЛАЙА

    Санскр.) Пралайа, следующая за Веком Брамы, когда все, что существует, растворяется в своей предвечной сущности (или Пракрити).
  • ПРАКРИТИЛАЙЯ

    сс. Бестелесное состояние. Развоплощение материи. Спонтанное разъединение души и тела в процессе занятия магической практикой. Достигшего этого состояния в йоге называют бестелесным (видеха). Счи