санскр. букв.— запредельная мудрость). Лит-ра, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в к-рой речь идет о «высшей мудрости»), собиралась в Индии в течение мн. веков, начиная с 1 в. до н. э. Ведущий авторитет в ее изучении, Э. Конзе, различает четыре периода в ее истории (см.: Conze E. Selected Saying from the Perfection of Wisdom, 1955). Осн. масса текстов была собрана и обработана в течение 3-то периода. Наиболее известными сочинениями этого комплекса являются «Бриллиантовая сутра» и «Сутра сердца», относящиеся, по мнению Э. Конзе, к 4 в. Известным праджняпарамитским текстом является также «Абхисамаяланкара», названная Э. Конзе «опьянением необусловленным»; в ней анализируется метафизич. концепция щуньяты - пустоты, или относительности всех вещей. Эта концепция считалась основой всякой мудрости и являлась гл. темой мн. махаянских сочинений и медитаиии Позитивным аспектом щуньяты сторонники махаяны считали понятие «татхата» (или «таковость»), к-рое, так же как и понятие щуньяты, по мнению буддистов, ведет ум к непосредств. осознанию запредельной мудрости (см. также Парамита, Праджня). Н. А. Канаева
ПРАДЖНЯПАРАМИТА
ПРАДЖНЯПАРАМИТА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ПРАДЖНЯПАРАМИТА
сс. Запредельная, трансцендентная интуитивная мудрость, переправляющая адепта «на другой берег» и означающая высшее состояние сознания, отождествляемое с нирваной. Праджняпарамита — это также жанр буддийских сутр, появление которого называют вторым (после проповеди Будды) поворотом колеса учения (дхарма чакра правартана). Сутры праджняпарамиты относятся к философской литературе. В текстах небольшого объема, созданных в просветленном состоянии сознания, рассматриваются сложнейшие концепции буддизма. Структура сутры многомерна, она содержит элементы невербальной информации, которая может быть воспринята не при прочтении, а при переживании сутры, поэтому говорят не о понимании, а об овладении сутрами этого жанра. Постижение всего, что заложено в тексте, зависит от способностей адепта. Говорят, что сутры праджняпарамиты «разрушают опоры психики», т.е. привычные модели восприятия, штампы и «здравый смысл». Неподготовленному читателю их содержание кажется туманным, а форма тавтологичной, изобилующей повторениями. При овладении сутрой происходят изменения в сознании постигающего. Перед ним открываются до того неведомые ему грани его собственного сознания, истины, скрытые от невежественного, профанного сознания на мирском уровне мышления. Легенда приписывает Нагарджуне открытие праджняпарамиты. Согласно другому мнению, в устной традиции передача знаний сутр праджняпарамиты восходит к Будде Шакьямуни. Наибольшую популярность они обрели в Китае и Японии. Некоторые из них известны только по китайским переводам. Термину «праджняпарамита» синонимичны: нирвана, татхата, дхармакая, сарваджвята, ануттараса-мьяк-самбодхи и др.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003