ПРАДЖНЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРАДЖНЯ
санскр.), паннья (пали) — трансцедентальная мудрость, божеств. интуиция. Одно из 6 совершенств (парамита) и одна из 2-х (наряду с состраданием) опор махаяны. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Праджня
будд.) – «мудрость», «понимание» – в буддийской мифологии ваджраяны – женское соответствие будд, бодхисатв, идамов и прочих мифологических божеств. Некоторые П. выступают и самостоятельно, выполняя при этом функции мужских божеств. П., которых изображают в грозном виде, называются дакини.

Источник: Мифологический словарь

ПРАДЖНЯ
Буквально «высшая мудрость». В Тхераваде праджня понимается как умение распознавать явления-дхармы, а в Махаяне это некая особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть. Праджне посвящена особая разновидность сутр — праджня-парамитские сутры. В знаменитой «Сутре сердца праджня-парамиты» говорится:
«По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия. А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх. Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану. Все будды трех времен по причине опоры на праджня-парамиту обрели освобождение.
Посему знай, что праджня-парамита — это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя».
В тибетском буддизме праджня — женское соответствие будд и бодхисаттв. В своей грозной, карающей ипостаси они зовутся дакини.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ПРАДЖНЯ
санскр. prajna, пали panna — мудрость, знание, понимание, различение) — в буддизме одно из понятий, обозначающих высшую мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию. В раннем буддизме правдам отождествляется с интуитивным познанием четырех благородных истин и закона взаимозависимого возникновения (нратипия-самутяада). Составляет важнейший компонент буддийской практики, придающий высший смысл как моральному поведению (шяла), так и медитации (самадхи). В вайбхашике и саутрантике праджня связывается со способностью различать дхармы — элементы существования. Особое внимание праджне уделяется в махаяне, где она выступает как высшее совершенство (мрамнта), присущее буддам и бодхисаггвам и сводящееся к знанию реальности сансары (перерождения) и нирваны (освобождения от перерождений) как пустоты (шуньята}. Вместе с каруной (состраданием) праджня составляет «опору» махаянского пути. В ваджраяне праджня трактуется как женское начало — она и богиня, и одновременно иизкородная потаскуха. Соединяясь со своим мужским партнером упаи (искусными средствами), праджня приводит адепта к реализации недвойственности. См. также Праджшпарамиты сутры.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРАДЖНЯ
(санскр. prajn~a–, тиб. shes rab, проникновенная мудрость) — интуитивное духовное знание, состоящее в постижении глубинного смысла главных буддийских истин: о невечности (анитья), отсутствии «я» (анатман) и о страдании (вкупе с Четырьмя Благородными истинами о нём). Обычно называют три вида П. — это: 1) мудрость обучающегося (Закону, Дхарме); 2) мудрость размышляющего (над ним); 3) мудрость созерцающего (его истины). Они составляют учение о тройственной мудрости. Первые два вида являются мирскими, омрачёнными рассудочным (дискурсивным) сознанием (виджняна), поэтому они остаются осквернёнными желанием, ненавистью и неведением. Так, 1) Щрута-майи праджня, передаваемая устно, принимает буддийские истины на веру и находится в согласии со словами Просветлённого. Такого рода мудрость позволила Сихе («Ангуттара-никая», IV) заявить: «Я не верю, что подаяние приносит плод здесь, внизу, но я знаю, что подающий родится на небесах, я знаю это от Будды». Объектом мудрости является слово или буква, т.е. то, что было сказано Буддой. 2) Чинта-майи праджня есть личное и осмысленное понимание буддийских истин, схватывающее их смысл (артха), а не только букву. Опираясь на собственное понимание, монахи («Маджджхима-никая», I) могли утверждать: «Мы говорим то или это не из уважения к Мастеру (Будде), а потому, что сами признали, увидели и поняли так». Два первых вида П. практикуются в качестве подготовительных упражнений (прайога) мирянами, которые ещё не вступили на Путь, ведущий к нирване. Эти виды имеют лишь временную ценность и после достижения совершенства должны быть отброшены. В «Махавибхаше» (главы 42 и 81), а также в «Абхидхарма-коше» (VI) первая мудрость сравнивается с пловцом, за которого постоянно хватается не умеющий плавать, а вторая — с тем же пловцом, за которого иногда держится, а иногда уже и нет тот, кто учится плавать. Тот же, кто обладает третьим видом П. — мудростью, возникающей в качестве плода медитативного созерцания (бхавана-майи праджня), сам подобен сильному пловцу, пересекающему реку без всякой помощи. 3) Бхавана-майи праджня является не рассудочным (дискурсивным) сознанием (виджняна), а подлинным знанием (джняна), т.е. непосредственным постижением буддийских истин (сатья-абхисамайя). Будучи далёким даже от намёка на заблуждение, оно трансцендентно (локоттара) и вне загрязнений (анащрава). Его обретение знаменует вступление на Путь к нирване, а обретший становится благородным (арья). Теперь он с помощью упражнений (щайкша), продолжающихся на Пути медитативного созерцания (бхавана-марга), постепенно освобождается от всех страстей, которые ещё могут сосуществовать с незагрязненной П. Однако в конце концов она приведет его к архатству — состоянию, в котором больше нет нужды в упражнениях (ащайкша), поскольку нечистота сознания окончательно устранена и никогда не возродится вновь. П. как вид знания имеет своим объектом вечные законы взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) и их общие признаки — непостоянство, страдание, бессамостность и пустотность, и, наконец, утверждение нирваны. Подготовленная доверием к Слову и размышлением, незагрязнённая П. превосходит их отчетливостью видения и прямо постигает объект. Иконографический символ П. — колокольчик (гханта). Кроме того, П. — заключается в джняна-мудре персонажей и изображении символической супруги йогина, а также других персонажей иконографии (то же самое в тантрической практике). Непременными нормами изо- бражения П. считались прекрасное лицо (чару-вактра) и большие глаза (вищала-акши). Именно это и отличало её от прочих йогинь. В Ваджраяне П., изображаемая в гневном облике, — это дакини.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
380.14 кб

Кунчен Жамьян Шадпа Дорже и праджняпарамитская философия в образовательной системе Тибета

Гулгенова Арюна Цыденжабовна
В представленной статье изложен один из аспектов научной деятельности великого ученого-энциклопедиста средневекового Тибета Кунчена Жамьяна Шадпы Дорже.
Читать PDF
324.14 кб

Философия праджняпарамиты в традиции «Украшения из постижений» Майтреи

Нестеркин Сергей Петрович
В статье рассматриваются философские основания пути освобождения в традиции праджтпарамиты, изложенные в трактате Майтреи «Украшения из постижений»,

Похожие термины:

  • ПРАДЖНЯ и УПАЯ

    (мудрость и искусные средства) — два базовых понятия учения о пути бодхисаттвы (см.). В буддизме Махаяны двумя главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся Мудрость (праджня) и Состр
  • ПРАДЖНЯ ПАННЯ

    пали. Мудрость. Знание. Интуиция. Высшее интуитивное знание, интуитивная мудрость. Понимание. В отличие от взглядов (дришти) и суждений (сантирана), присущих логическому, дискурсивному мышлению, в п
  • ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА

    (санскр. praj na-pa–ramita–, тиб. shes rab kyi pha rol tu phyin pa, совершенствование мудрости) — 1) высший вид духовного совершенства в ранней Махаяне; 2) название цикла махаянских сутр; 3) йидам женского облика — воплощ
  • ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА-СУТРА

    (санскр. prajna-pa–ramita-su–tra, тиб. shes rab kyi pha rol tu phyin paI mdo, или текст «Совершенствования мудрости») — название отдельных сутр и цикла из махаянской канонической литературы (чаще во мн. ч. – сутры). Наиболее
  • ПРАДЖНЯПАРАМИТА

    санскр. букв.— запредельная мудрость). Лит-ра, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в к-рой речь идет о «высшей мудрости»), собиралась в Индии в течение мн. веков, начиная с 1 в. до н. э.
  • ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ СУТРЫ

    санскр. prajnaparamita-sutra — сутры о совершенстве мудрости) — цикл самых ранних текстов буддизма махаяны (классическое число —18), содержащих, согласно традиции, слова самого Будды, услышанные его ученика
  • ПРАДЖНЯПТИВАДА

    санскр., в будд. традиции «те, к-рые проповедуют учение о номинальном») — одна из 18 раннебудд. школ. Возникла ок. 250 до н, э. Согласно будд. преданиям, основателем школы был Махакатьяна, выходец из Гима