ПОВСЕДНЕВ

Найдено 1 определение
ПОВСЕДНЕВ

Франц. QUOTIDIEN, англ. QUOTIDIAN, нем. ALLTAG (ALLTAGSLEBEN). Термин социолого-гуманитарных наук, демонстрирующий переориентацию современных философских исследований с традиционных для них проблем, рассматриваемых преимущественно sub specie aeternitatis, на проблематику повседневной жизни, где, по мнению большинства современных мыслителей, и протекают наиболее жизненно важные процессы, ускользающие обычно от рассудочного анализа, поскольку относятся скорее к сфере культурного бессознательного. Постановка проблемы повседнева позволяет изучать жизнь не в ее крайних проявлениях, фиксируемых в философски отрефлексированных понятиях или в художественно-религиозных сублимациях, а в том виде, как она проявляется в быту, отчасти в сознательном, а в большей мере даже в бессознательном виде.
Изучение повседнева имеет довольно долгую историю; на первоначальном этапе оно развивалось в несколько абстрактных понятиях философии жизни, заново поставившей на повестку дня вечный вопрос о специфике существования Lebenswelt&a — жизненного мира человеческого бытия. Во Франции проблематика повседнева приобрела особую актуальность благодаря деятельности Школы анналов, категорически, особенно на первом этапе своего авангардистского порыва, отказавшейся изучать историю «великих» людей, принципиально предпочтя им историю «молчаливого большинства», в то же время достаточно грамотного, чтобы оставить после себя письменные следы.
Современный виток своего развития она обрела, получив новый импульс в работе Мишеля де Серто 1980 г. «Изобретение повседнева» (De Certeau:1980: на английский она была переведена как «Практика повседневной жизни» — De Certeau: 1984). Четко и программно сформулированные идеи Серто затмили все, или почти все, что было сделано ранее в этой области, перехватив инициативу и направив дальнейшее развитие научной мысли в определенное русло. Справедливости ради следует все же отметить, что еще в 1973 г. в Париже была опубликована солидная двухтомная работа Э. Гофмана «Мизансцена повседневной жизни» (Goffman:1973), в 1989 вышло известное исследование Пьера Бувье «Работа повседнева: попытка социо-антропологического подхода» (Bouvier:1989), где он обобщил свои идеи, разрабатываемые им с начала 80-х годов. Сюда же можно отнести очень влиятельную работу Маффесоли 1985 г. «Обыденное сознание» (Maffesoli:1985).
Постепенно философия повседнева стала оформляться как специфическая наука — так называемая «социо-антропология современности», как назвал одну из своих недавних книг сам Бувье (Bouvier:l995). В данный момент она существует как одно из весьма популярных направлений современного научного знания, ставя своей задачей дать самоосмысление культуры, или, выражаясь более точно, описание культурного бессознательного, причем в самом широком диапазоне социо-культурных практик, от наблюдений за чисто политическими институтами жизни до глубинных культурных феноменов. В качестве примера можно привести исследование Ж. Абемса «Повседневная жизнь европейского парламента» (Abems:1992), или работы М. Оже «Атопика: введение в антропологию сюрсовременности» (Auge:1992) «Смысл других:
актуальность антропологии» (Auge:1994a), «К антропологии современных миров» ( Auge:1994b).
Давно и очень продуктивно работает в сфере социальной антропологии Жорж Баландье. Для него, как и для многих современных французских антропологов повседнева, характерна очень любопытная траектория исследовательских интересов: почти все они начинали с традиционных социо-антропологических, как это было принято, полевых наблюдений «первобытных» африканских сообществ, с изучения традиций, обрядов, суеверий, пережитков языческих верований, их синкретизма с насильственной христианизацией или уже традиционной для тех мест исламизацией быта. Затем, в 60-70-е годы французские социоантропологи пережили волну интенсивного увлечения социальными проблемами самого широкого аспекта, изучая в основном практику социальных институтов, лежащих в основе функционирования общества как сложной, многослойной системы. С конца 70-х — начала 80-х годов большинство из них решительно переориентировалось на исследование социальных и духовных практик повседнева, преимущественно в его культурно-бессознательном аспекте. И здесь роль Жоржа Баландье была весьма значительной. Достаточно назвать такую его влиятельную книгу, как «Власть над сценами» (Balandier:1992).
Другой не менее важной фигурой в изучении повседнева является Пьер Бурдье, автор книги «Различие» (Bourdieu:1979), представляющей собой детальный анализ привычек и вкусов всех социальных слоев Франции: от рабочих, крестьян, служащих, интеллигенции в различных ее дифференциациях и вплоть до крупной буржуазии. Ученый прослеживает в основном престижность тех или иных вкусовых, игровых, зрелищных и прочих пристрастий. Фактически Бурдье и предпринял изучение той области, которая называется Lebenswelt и которую он определяет, согласно Гуссерлю, как горизонт жизни, где коренятся язык и поведение и к которым необходимо обращаться, чтобы понять наших собеседников. Бурдье смог убедительно показать, что каждая социальная группа отличается своим образом жизни, манерами, мышлением, питанием; что она зависит от собственных традиций даже тогда, когда хочет их избежать. Иными словами, Бурдье, проанализировав то, что он называет «капиталом денег» и «капиталом знаний» французского общества, показал, каким образом пристрастия и вкусы, даже чисто эстетические, предопределяются политическими и философскими и иными взглядами.
В исследования политического аспекта повседнева много интересных наблюдений и обобщений сделал Поль Вирилио (Virilio:1996; Virilio: 1998); в общефилософском плане, связанном, однако, самым непосредственным образом с политической злободневностью (см. его книгу «Войны в Заливе не было»; Baudrillard: 1991) несомненна и неоспорима роль Жана Бодрийара (Baudrillard:1981; Baudrillard: 1987).
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Новый подход к интерпретации повседневности. Любутин, К. Н. , Кондрашов, П. Н. Диалектика повседневн

Наумова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Повседневная вера в жизни человека информационной эпохи

Шафоростов Александр Иванович
Рассматривается возможность выделения особой повседневной формы личностной веры. Специфика повседневности определяется через безличность, двойственность, типизацию и предсказуемость.
Читать PDF
129.79 кб

Повседневная жизнь и постчеловеческая реальность: отличия и точки соприкосновения

Есина О. Ю.
Читать PDF
65.28 кб

Повседневная жизнь современного православного монастыря (по материалам исследования повседневной кул

Ермолович В. С.
Читать PDF
280.34 кб

Философское исследование вещи: нетривиальность простоты и внеобыденность повседневноcти (рецензия на

Шипулина Наталья Борисовна
Читать PDF
144.57 кб

Событие путешествия в пространстве повседневного

Ганина Ольга Николаевна
Статья посвящена анализу пространства повседневности и путешествия в контексте постмодернистской концепции Ж. Делеза.
Читать PDF
4.71 мб

Историческое и повседневное в творчестве Ф. М. Достоевского

Камнев В. М.
Читать PDF
79.27 кб

Искусственные интеллектуальные системы в повседневной жизни человека

Ревко П. С.
Читать PDF
6.00 мб

"ДЬЯВОЛЬСКИЕ КОЗНИ" В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ "ХРОНИК

Ильин М.С.
Читать PDF
84.14 кб

Проблема эстетизации повседневного уровня существования

Думинская Марина Викторовна
Рассматриваются процессы эстетизации повседневной жизни человека, которые приобретают сегодня всеобщий и весьма неоднозначный характер.
Читать PDF
373.91 кб

Коммуникации как зеркало повседневного бытия

Фролова Светлана Михайловна
Повседневность как особая сфера реальности включает опыт жизнедеятельности многих поколений, формирует практики общения.
Читать PDF
364.93 кб

Анализ оснований повседневного знания в теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т

Латышева Ж. В.
В статье раскрывается специфика трактовки мира повседневности П. Бергером и Т. Лукманом. Выявляются и анализируются такие структуры повседневного сознания, как зоны релевантности, интерсубъективность и темпоральность.
Читать PDF
783.61 кб

«Практика» vs. «Фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира

Вахштайн Виктор
Основная цель этой статьи кодификация теоретических ресурсов социологии повседневности. В фокусе внимания автора находятся две исследовательских программы современной социологии повседневного мира: теория фреймов и теория практик.
Читать PDF
181.86 кб

Оценка науки в повседневном сознании (на примере творчества Розанова и Пришвина)

Черемин Н. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Философские контуры повседневности

Албаева И. В.

Похожие термины:

  • ПОВСЕДНЕВНОСТЬ,повседневная жизнь

    процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. Социальные взаимодействия в контексте П. зиждутся на предпосылке един
  • ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА

    совокупность ценностей, норм, значений и смыслов, определяющих существование человека в ближайшем его реальном окружении, признанных им и обладающих для него непосредственной достоверностью. П.
  • ПОВСЕДНЕВНОЕ ЗНАНИЕ

    [англ. еveryday knowledge] – знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте, являющееся ориентировочной основой поведения человека в обыденной жизни. Повседневное знание в феноменологической
  • ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

    это способ бытия присутствия, владеющий присутствием все “время жизни”., то есть “ближайшим образом и большей частью” . “Ближайшим образом значит – так, как присутствие бывает в публичности. “Б