ПОВАРНИНПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 9 определений термина ПОВЕДЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОВЕДЕНИЕ

см. Среда.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПОВЕДЕНИЕ

глобальная реакция организма на возбудитель. Поведение — то, что объективно наблюдается в реакции индивида, независимо от его мыслей и психологической установки. С этой точки зрения различают поведение и «образ действий», предполагающий психологическую установку (образ действий =* поведение = человеческое значение). См. Бихевиоризм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Поведение

система внутренне взаимосвязанных и согласованных с окружающей средой действий объекта (субъекта), направленных на реализацию соответствующих функций. В широком смысле можно говорить о поведении любых объектов (начиная от электрона и заканчивая системами биологического и социального типа); в более узком смысле понятие «поведение» описывает нравственные поступки человека (в философии, этике), а также системные характеристики психической деятельности биологических индивидов различных уровней организации по поддержанию своего существования (в физиологии, психике, этологии и т.д.). Опираясь на зафиксированные в рамках бихевиоризма (Дж. Б. Уотсон) теории рефлекса (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин), гештальт-психологии (Л. Левин), психологической школы (Л.С. Выготский), генетической психологии (Ж. Пиаже) и другие подходы, в современной биоэтике исследуются специфические механизмы поведения человека в условиях биомедицинских исследований; правовые, нравственные и ценностные параметры поведения профессионалов– медиков в условиях принятия решений в экстремальных ситуациях; механизмы регулирования поведения и взаимоотношений индивидов и общества, касающихся применения новых биомедицинских знаний и технологий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

ПОВЕДЕНИЕ

присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) н внутренней (психической) активностью. Термин "П." применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы). П. изучается конкретными науками: биологией, этологией, психологией и т.д. Философия включает П. в предмет своего исследования с целью выявления общих и специфических закономерностей и механизмов взаимодействия материальных систем с окружающей средой, определением роли биологических форм отражения (раздражимости, чувствительности, психики, зачаточного интеллекта) и сознания человека в регуляции П. Философия обращает внимание на то, что П. возникает в живой природе, когда ее живые системы (организмы) приобретают способность воспринимать, перерабатывать, хранить и использовать информацию для приспособления к условиям существования и регуляции внутреннего состояния. Взаимодействие человека с миром характеризуется понятиями П. и деятельности. При этом смысловой акцент в понятии П. делается на приспособлении человека к природным и социальным условиям существования, в понятии деятельности - на творчески-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом. Динамика конкретно-научных представлении о П. (моделей П.) тесно связана со сменой концепции детерминизма в науке. Механический детерминизм определял понимание П. живых существ как автоматические реакции на получаемые извне раздражители (Декарт, Ж. Леб). Органический детерминизм, сложившийся в эволюционном учении Дарвина, позволил раскрыть сложную структуру П. и объяснить целесообразность реакций через формирование в высшей нервной деятельности животных системы безусловных и условных рефлексов (Сеченов, Павлов). П. как системное единство психических и физиологических компонентов, обеспечивающих направленность опережающих реакций на получение полезного для живой системы результата, выбор и корректировку целевых программ адекватного действия, раскрыла теория функциональных систем П.К. Анохина, используя категориальный аппарат системно-функционального детерминизма. П. человека тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой. П. человека многоуровнево и многоструктурно и поэтому не может с достаточной полнотой быть раскрыто в какой-либо одной конкретно-научной модели П. Его научное объяснение возможно лишь на основе комплексного подхода со стороны естественных и социально-гуманитарных наук.

Е.В. Петушкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ПОВЕДЕНИЕ

моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то П. охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям). В отличие от обычая, к-рый предполагает однородные поступки различных лиц, П. охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива. Марксистская этика исходит из того, что П. человека - это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов. Ей чуждо идеалистическое противопоставление «внутреннего» духовного мира человека и его «внешних» действий, к-рое характерно для большинства этических теорий прошлого. Это противопоставление и связанные с ним попытки найти некий внутренний, субъективный показатель подлинной нравственности возникают потому, что в классовом об-ве человеку постоянно приходится совершать поступки, противоположные его мотивам· и намерениям, так или иначе вступать на путь лицемерия. До тех пор, пока противоречие между устремлениями отдельного человека и общества в целом кажется неустранимым, и П. рассматривается как недостаточный показатель нравственности. Марксистская же этика исходит из возможности и необходимости преодоления этого противоречия в процессе ликвидации классового и построения коммунистического об-ва. Поэтому мотивы и деяния, намерения и дела человека она ций, во время войны, а также исключительных обстоятельствах в повседневной жизни (напр., когда: в результате несчастного случая создается угроза человеческой жизни), В ходе общественного развития постоянно возникают ситуации, требующие от людей «необычных» поступков, выходящих за рамки общепринятых нравственных требований. Коммунистическая нравственность требует от человека в исключительных обстоятельствах напряжения всех физических и духовных сил для; совершения исключительных поступков, превосходящих все обычные нормы. Эту исключительность П., однако, не следует понимать односторонне. Он не является уделом лишь выдающихся личностей, Значение П. может состоять в том, что он явится почином массового движения, и тогда исключительное) становится обычным. Вместе с тем, коммунистическая мораль не проповедует в качестве каждодневной нормы поведения всеобщий аскетизм, самопожертвование или при-й менение крайних средств в повседневной общественной жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ПОВЕДЕНИЕ

система внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых сложным (обладающим организацией) объектом; эта система подчиняется определенной логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой. В широком смысле термин «поведение» употребляется применительно к объектам любого уровня организации (в этом смысле говорят о поведении электрона в магнитном поле, о поведении той или иной самоорганизующейся системы), причем имеют в виду поведение как отдельного индивида, так и группы индивидов (биологического вида, социальной группы и т. п.). Нередко термином «поведение» характеризуют систему поступков человека, представляющих собой реализацию нравственных установок. Однако чаще всего под поведением понимают систему действий по поддержанию своего существования, осуществляемых биологическим индивидом любого уровня организации. В этом понимании поведение исследуется гл. о. физиологией и психологией, которые рассматривают его как целостную характеристику психической деятельности.

Развернутые представления о поведении сложились в науке по существу лишь в 20 в., прежде всего в концепции бихевиоризма, который провозгласил поведение главным предметом анализа и рассматривал систему «стимул—реакция» как основную единицу поведения. Однако уже в нач. 30-х гг. обнаружилась явная недостаточность подобной схемы. Ее слабость состояла в том, что она оставляла в стороне те звенья системы поведения, которые лежат между стимулом и реакцией и формируют поведение. В физиологии исследование поведения велось гл. о. по линии усовершенствования и развития теории рефлекса. В результате этих исследований (в частности, работ Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина) схема рефлекторной дуги была переработана в более эффективную схему рефлекторного кольца, которая позволила привлечь к нейрофизиологическим исследованиям аппарат кибернетики. Согласно современным физиологическим представлениям, поведение есть сложная иерархическая структура, складывающаяся и реализующаяся одновременно на ряде уровней (напр., поведение как последовательность мышечных сокращений, как последовательность движений конечностей, как последовательность целенаправленных действий и т. д.). Однако до настоящего времени нет единой общепринятой иерархии структурных уровней поведения.

Развитие исследований поведения в последние десятилетия привело к широкому взаимопроникновению физиологических и психологических методов анализа. Специфика же поведения как особым образом организованной психической деятельности составляет предмет психологии, которая рассматривает высшие формы поведения животных и человека. При этом центральное место в психологии занимает исследование поведения человека. Что же касается поведения животных, то одним из наиболее развитых направлений его исследования является в настоящее время этология. При рассмотрении поведения с психологической точки зрения в нем выделяют два основных аспекта — аффективный (эмотивный) и когнитивный (интеллектуальный). Проблема соотношения этих аспектов является дискуссионной. Но обычно аффективной стороне поведения приписывают роль источника энергии и—в той или иной степени — роль ценностного регулятора. П. Жане различал «первичное действие» — отношение между субъектом и объектом (интеллект) и «вторичное действие» — реакцию субъекта на свое собственное действие, которая образует элементарные чувства и выполняет функции регуляции первичных действий, обеспечивая выход избыточной внутренней энергии.

Одну из интересных концепций поведения предложила геш тальт-психологил, в частности К. Левин, который представил его в виде целостного «поля», охватывающего субъект и объект; динамику этого поля образуют чувства (которые выступают как факторы, регулирующие у субъекта обмен энергией с внешней средой; в этой связи они выполняют функцию реальных или фиктивных «ценностей»), а структурируется это поле при помощи восприятия, моторной функции и интеллекта. Дальнейшее развитие системный подход поведению нашел в концепции Ж. Пиаже, который дополнил ег принципом генетизма, т. е. положением, согласно котор. чувства и когнитивные формы зависят не только от актуально существующего «поля», но и от предшествующей истории действующего субъекта.

Заслуга выявления специфики человеческого поведения и его форм, вытекающих из социальной природы человека и его деятельности, принадлежит отечественным психологам. Наиболее значительный вклад в анализ поведения внесла психологическая школа Л. С. Выготского, выдвинувшего идею о важной роли знаков и знаковых систем как структурных компонентов поведения.

В последние десятилетия развернуты социологические и семиотические исследования поведения, направленные на анализ тех его аспектов, которые значимы в рамках социальных групп того или иного уровня, в реализации ценностных ориентации личности в той или иной культуре.

Э.Г.Юдин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

поведение

ПОВЕДЕНИЕ — совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных частиц, космических тел, животных, человека и т.п. В узком смысле П. представляет собой целесообразную активность живых организмов, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Термин «П.» означает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассмотренные в нравственном, когнитивном, эстетическом и других аспектах. Для эпистемологического анализа интересен исключительно последний способ определения П. в аспекте фиксации субъектно-объектных отношений.         Логика развития представлений о П. в современной науке движется от классической парадигмы к неклассической. Объективизм в изучении П. характерен для классической методологии. Основой для его научного изучения как самостоятельного предмета познания стала открытая в 20 в. схема рефлекса (стимул — реакция, S-R) и развиваемая на ее основе теория рефлекса (И.П. Павлов и др.). Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) провозгласил П. главным предметом своего анализа (Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др.) и выступил с критикой теории рефлекса. В области методологии бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S-R с целью предсказания П. субъекта и управления им. Бихевиоризм «революционизировал» и систему категорий, описывающих когнитивные стороны П.: ощущение понималось как «дискриминационная реакция», мышление — «субвокальная реакция гортани», чувство — «висцеральная реакция», самосознание — «вербальный отчет» и т.д. Модернизация бихевиоризма в концепции Э. Толмена (молярный бихевиоризм) внесла в теорию П. телеологический компонент. Особую разновидность представляет социальный бихевиоризм (Г. Мид, П. Лазарсфельд, Л. Ландберг и др.), применяющий принцип S-R для изучения П. человека в социальной среде. Фиксируется идея зависимости П. от общения, изучается П. групп, коллективов, создаются математические модели социального П. (Рашевский, Додд). Социальный бихевиоризм вырабатывает манипулятивные схемы, позволяющие управлять «открытым П.», т.е. поступками людей. Для современного бихевиоризма характерно максимальное ограничение круга явлений, объясняемых с помощью рефлекторной теории, и стремление исключить любые субъективные факторы из объяснения П.         Недостаточность этой схемы была выявлена в науке уже в середине 30-х гт. 20 в., когда утвердилась неклассическая парадигма в учении о структурных уровнях П. (П. Жане и др.), где чувства — первый уровень, предписывающий П. цель, интеллект — второй, дающий П. средства. В концепции Ж. Пиаже П. представлено как равноправное единство чувственных и когнитивных форм, с учетом всей предшествующей истории действия субъекта. Пиаже определяет функции когнитивной стороны П. через способ выработки путей реализации воли; в то же время, по его мнению, с необходимостью существует некоторая форма или структура, определяющая возможные пути реализации П., которая и есть его когнитивная сторона.         Гештальтпсихология, в частности ее приверженец К. Левин, представляет П. в виде целостного поля, динамику которого образуют чувства, а структурируется оно восприятием, моторной функцией и интеллектом. С точки зрения структурных уровней (П. Жане и др.), П. представлено состоящим из первичных (отношение субъекта к объекту) и вторичных (реакция субъекта на свою деятельность) действий. В качестве уровней П. рассматривались чувства, предписывающие ему цель, и интеллект, предоставляющий ему средства.         Когнитивный смысл П. раскрывается также в его знаковом характере (Л.С. Выготский и др.); это позволяет среди компонентов П., наряду с биологическими и социальными, выделить лингвистические и семиотические факторы. Утверждается, что принятые нормы употребления слов определяют некоторые формы мышления и П. (Б.Л. Уорф и др.). Сильное влияние на П. могут оказывать разнообразные типы грамматических категорий — такие, как категории числа, рода, классификация по одушевленности, неодушевленности и т.п., а также времена, залоги и другие формы глагола, классификация по частям речи в целом. Следовательно, лингвистические факторы оказываются решающими в формировании П. в ситуации познания, которая в связи с этим трансформируется в ситуацию понимания герменевтика).         П. как поступок представлено в концепции М. Бахтина, где выделяются поступок-мысль, поступок-чувство и поступок-дело, которые составляют бытие-событие. Содержательная мысль и конкретно-индивидуальный поступок в своем «малом, но действительном» причастны бесконечному целому. Он также фиксирует внимание на ценностной составляющей эпистемологической реальности поступка.         В социологии различают автоматическое П. и преднамеренное действие, имеющее социальные значения и цели. В кибернетике изучают возможности создания технических объектов, которые обладали бы субъектными свойствами, т.е. собственным управляемым П., для чего выявляют принципиальные структурные схемы П. и его динамику.         Л. Т. Ретюнских

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОВЕДЕНИЕ,

процесс взаимодействия живых су­ществ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда ее живые структур­ные образования приобретают способность восприни­мать, хранить и преобразовывать информацию, исполь­зуя ее с целью самосохранения и приспособления к ус­ловиям существования или (у человека) их активного изменения. О П. неорганич. объектов (напр., электро­на, планеты, машины и т. п.) можно говорить только условно, метафорически.

Термин «П.» применим как к отд. особям, индивидам, так и их совокупностям (II. биологич. вида, социаль­ной группы). П. является материальным, объективным процессом и изучается различными науками: биологи­ческими, социальными и в определ. аспектах киберне­тикой.

В антич. период регулятором П. живых тел считалась душа как имманентно присущее им начало (Аристотель). В новое время получило развитие учение о П., к-рое позволило понимать его исходя из принципа причин­ности, без обращения к нетелесным сущностям или си­лам. Так, Декарт полагал, что живые тела ведут себя подобно простым автоматам, не нуждаясь в воздействии со стороны нематериальных сил. Этот взгляд дал толчок к зарождению понятия о рефлексе как автоматич. ре­акции организма на внеш. воздействия.

С развитием эволюц. учения в биологии (Дарвин) объективная целесообразность П. получает новое детер­министское объяснение и прежняя механистич. кон­цепция рефлекса как основного акта II. преобразуется в системнобиологическую (Сеченов). В исследовании П. утвердился объективный метод, позволяющий изу­чать его в единстве физиологич. и психич. проявлений организма. Тем самым были заложены основы учения о высшей нервной деятельности, синонимом к-рой Пав­лов считал П.

Бихевиоризм выдвинул, в противовес представлению о психологии как науке о сознании, положение о том, что ее предметом является П. как система ответных двигат. реакций на внеш. стимулы (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, впоследствии Б. Скиннер). Выявление ограничен­ности этой механистич. т. зр. на II. привело к необихе­виоризму (Э. Толмен, К. Халл), предложившему рассмат­ривать П. как процесс, в к-ром между внеш. стимулом и ответными реакциями организма действуют различ­ные промежуточные факторы (побуждения, установки, познават. феномены).

В других направлениях западной психологии изуча­лась зависимость П. от влечений (Фрейд), «жизненно­го пространства», в к-ром организм реализует свои побуждения (Левин, гештальтпсихология), стадиально развивающейся системы действий и операций (Пиаже) и др.

Получила развитие биология П., проследившая раз­личные формы П. животных, начиная с инстинктивного прирожденного П., зависящего от условий обитания вида, возникающие на этой основе прижизненные формы П. (типа навыков у животных, механизмом к-рых явля­ется условный рефлекс) и, наконец, элементы интеллек­туального (рассудочного) П. у высших животных. Эти формы изучаются этологией как наукой об особенносстях П. животных в естеств. условиях существования и зоопсихологией, исследующей роль различных психич. явлений (ощущений, восприятий, эмоций) в регуляции П. животных.

В сов. психологии П. человека трактуется как имею­щая природные предпосылки, но в основе своей со­циально обусловленная деятельность, типичной фор­мой к-рой является труд, придающий психич. регуля­ции человеч. П. качественно новый характер. Это позволяет вскрыть осн. компоненты П.: его регуляцию заранее поставленной целью, которая избирается обладающей способностью к свободному выбору и само­стоятельному принятию решений личностью. Фундамен­тальное значение при этом имеет мировоззрение, от характера к-рого зависят направленность и социаль­ная ценность П.

П. человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в процессе общения и создаю­щей предпосылки для интериоризации внеш. двигат. компонентов П. Благодаря этому формируется способ­ность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль.

В условиях коллективной жизни П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, кол­лективами, членом к-рых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта П., имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом П. наблю­даются такие своеобразные феномены, как подража­ние, эмоциональное «заражение», сопереживание, под­чинение индивидуального П. групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство.

Ценностные, аксиологич. аспекты П. выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм. В реальном П. осознаваемые и неосознаваемые, ра­циональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психич. факторов наиболее рельефно проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях П.

Наиболее существ. признаком патологии II. являет­ся его неадекватность объективным требованиям си­туации и установкам личности. Наблюдается рассогла­сование между объективным раздражителем и поведенч. актом, между мотивом и поступком. Целостность П. нарушается ввиду расщепления его вербального и реального планов, начатое действие не завершается со­ответственно имевшемуся намерению, ослабляется критичность, обеспечивающая контроль в реализации программы П., совершаются навязчивые действия и т. п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПОВЕДЕНИЕ

система внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых к.-л. сложным (обладающим нек-рой организацией) объектом; эта система подчиняется определ. логике и направлена на реализацию той или иной функции, присущей данному объекту и требующей его взаимодействия с окружающей средой. В широком смысле термин "П." употребляется применительно к объектам любого уровня организации (в этом смысле говорят о П. электрона в магнитном поле, о П. той или иной самоорганизующейся системы), причем имеют в виду П. как отд. индивида, так и нек-рой группы индивидов (П. биологич. вида, П. социальной группы и т.п.). В нек-рых случаях термином "П." характеризуют систему поступков человека, представляющих собой реализацию определ. нравств. установок. Однако чаще всего под П. понимают систему действий по поддержанию своего существования, осуществляемых биологич. индивидом любого уровня организации. В этом понимании П. исследуется гл. обр. физиологией и психологией, к-рые рассматривают его как нек-рую целостную характеристику психич. деятельности. Расчлененные представления о П. сложились в науке по существу лишь в 20 в. При этом базой для исследований послужила рефлекторная теория, развитая на основе трудов Сеченова, И. П. Павлова, а также Шеррингтона. Рефлекторная схема составила, в частности, и основу концепции бихевиоризма, к-рый провозгласил П. главным предметом анализа и рассматривал систему "стимул–реакция" как осн. единицу П. Однако уже в нач. 30-х гг. обнаружилась явная недостаточность подобной схемы. Ее гл. слабость состояла в том, что она оставляла в стороне те звенья системы П., к-рые лежат между стимулом и реакцией и формируют П. К наст. времени сделано много различных попыток заполнить этот вакуум, но все они носят гипотетич. характер. В сов. физиологии исследование П. велось гл. обр. по линии усовершенствования и развития теории рефлекса. В результате этих исследований (в частности, работ Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина) схема рефлекторной дуги была переработана в более эффективную схему рефлекторного кольца, к-рая, кроме всего прочего, позволила привлечь к нейрофизиологич. исследованиям аппарат кибернетики. В ряде работ Н. А. Бернштейн подвергал критике классич. рефлекторную теорию, считая недостаточными ее объяснения П. (см., напр., его ст. "Проблемы моделирования в биологии активности", в сб.: Математич. моделирование жизненных процессов, М., 1966). Согласно совр. физиологич. представлениям, П. есть сложная иерархич. структура, складывающаяся и реализующаяся одновременно на ряде уровней (напр., П. как последовательность мышечных сокращений, как последовательность движений конечностей, как последовательность целенаправл. действий и т.д.). Представление о различных структурных уровнях П. восходит к Толмену, различавшему т.н. "молекулярные" и "молярные" (т.е. мелкие и более крупные) единицы П. Однако до наст. времени нет единой общепринятой иерархии структурных уровней П. Развитие исследований П. в последние десятилетия привело к широкому взаимопроникновению физиологич. и психологич. методов анализа, причем по ряду причин в наст. время более развиты физиологич. методы. Поэтому иногда оказывается затруднительным указать тип того или иного исследования. Тем не менее различие в подходах к П. сохраняется. В общем виде его можно сформулировать след. образом. Физиологич. исследования выявляют "субстратную" основу П., т.е. те механизмы высшей нервной деятельности, к-рые обеспечивают его реализацию; физиология ориентирована на элементарные, исходные структурные уровни П. и специфич. средства их реализации. Специфика же П. как особым образом организованной психич. деятельности составляет предмет психологич. исследований; психология рассматривает высшие формы П. животных и человека и специфич. средства их построения. При этом центр. место в психологии занимает исследование П. человека. Что же касается П. животных, то одним из наиболее развитых направлений его исследования является в наст. время этология. При рассмотрении П. с психологич. т. зр. в нем выделяют два осн. аспекта – аффективный (эмотивный) и когнитивный (интеллектуальный). Проблема соотношения этих аспектов является дискуссионной. Но обычно аффективной стороне П. приписывают роль источника энергии и – в той или иной степени – роль ценностного регулятора. П. Жане различал "первичное действие" – отношение между субъектом и объектом (интеллект) и "вторичное действие" – реакцию субъекта на свое собств. действие, к-рая образует элементарные чувства и выполняет функцию регуляции первичных действий, обеспечивая выход избыточной внутр. энергии (см., напр., L´?volution de la m?moire et de la notion du temps, v. 1–3, P., 1928). Жане одним из первых в психологии сформулировал идею структурных уровней П. (см. об этом М. Роговин, Пьер Жане, "ВИМК", 1960, No 6). Согласно Клапареду, чувства предписывают П. цель, а роль интеллекта ограничивается тем, что он предоставляет П. средства. Одну из интересных концепций П. предложила гештальтпсихология, в частности в лице К. Левина. Он представил П. в виде целостного "поля", охватывающего субъект и объект; динамику этого поля образуют чувства (к-рые выступают как факторы, регулирующие у субъекта обмен энергией с внешней средой; в этой связи они выполняют функцию реальных или фиктивных "ценностей"), а структурируется это поле при помощи восприятия, моторной функции и интеллекта. Несомненное достоинство этой концепции состоит в том, что она впервые отчетливо разграничивает структурный и динамич. аспекты П. и кладет начало анализу П. как системы. Дальнейшее развитие системный подход к П. нашел в концепции Пиаже (см., напр., J. Piaget, La psychologie de l´intelligence, P., 1952). Приняв предложенное Левиным различение двух аспектов П., Пиаже дополнил его принципом генетизма, т.е. положением, согласно к-рому чувства и когнитивные формы зависят не только от актуально существующего "поля", но и от предшествующей истории действующего субъекта. При этом ни чувства, ни интеллект, согласно Пиаже, не имеют примата в П.: чувства выступают как энергетич. и волевой источник П. (воля понимается как своеобразная игра чувств. операций, направленных на создание высших ценностей и на то, чтобы сделать эти ценности обратимыми и сохраняемыми); в то же время с необходимостью существует нек-рая форма или структура, определяющая возможные пути реализации П., – это и есть когнитивная сторона П. Т.о., всякий взаимообмен со средой предполагает и наложение структуры, и создание ценностей. Поэтому даже в сфере чистой математики нельзя рассуждать, не испытывая никаких чувств, и, наоборот, невозможно существование к.-л. чувств без нек-рого минимума понимания или различения. Сов. психологии принадлежит заслуга выявления специфики человеч. П. и его форм, специфики, вытекающей из социальной природы человека и его деятельности. Наиболее значит, вклад в теоретич. анализ П. в сов. психологии внесла школа Л. С. Выготского. Особенно интересны в этом отношении два ее тезиса: идея социально-историч. обусловленности П. человека и выделение в этой связи роли социальных факторов и социального опыта в построении и реализации П., а также исключительно плодотворная мысль о важной роли знаков и знаковых систем как структурных компонентов П. т.н. знаковое П. индивидов стало предметом изучения в лингвистике и семиотике. В последние десятилетия развернуты социологич. исследования П., направленные на анализ тех его аспектов, к-рые значимы в рамках социальных групп того или иного уровня. В целом в наст. время исследования П. подошли к тому уровню, когда необходимо комплексное изучение П. социального человека в его социологическом, психологическом, логическом, нравственном, аксиологическом и эстетич. аспектах. Развитие кибернетики и создание сложных совр. технич. систем сделало П. объектом изучения в ряде дисциплин, так или иначе связанных с теоретич. кибернетикой. Осн. цель этих исследований состоит в создании таких технич. систем, к-рые бы обладали собственным управляемым П. Интересы исследователей направлены здесь гл. обр. на две проблемы: выявление принципиальных структурных схем П. (т.е. выделение и анализ строения тех компонентов системы, к-рые "ответственны" за П., обеспечивают управление им) и анализ динамики П., т.е. конкретных форм и способов его развертывания, реализации. В самое последнее время (см., напр., сб. Principles of self-organization, N. ?. – [а. о.], 1962) все большее внимание обращается на л о г и к у П., т.е. на те закономерности его строения и реализации, к-рые делают П. целенаправленным процессом широкого взаимодействия со средой и позволяют как подразделять осн. цель на ряд промежуточных, так и видоизменять, в зависимости от обстановки, промежуточные цели и способы их достижения. Лит.: Уотсон Д ж. Б., Психология как наука о П., пер. с англ., М.–Л., 1926; Войтонис Н. Ю., Предистория интеллекта, М.–Л., 1949; Леонтьев А. Н., Очерк развития психики. Об истории, подходе в изучении психики человека, в его кн.: Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Рубинштейн С. Л., Махизм и кризис психологии. Проблема сознания и П. в истории зарубежной психологии. Проблема сознания и деятельности в истории сов. психологии, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура П., пер. с англ., М., 1965; Вулдридж Д., Механизмы мозга, пер. с англ., М., 1965; Шовен Р., От пчелы до гориллы, пер. сфранц., М., 1965. Э. Юдин. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПОВЕДЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПОВЕДЕНИЕ — 0