ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО,Потребности личности при социализме

ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

Найдено 1 определение:

ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений. П., характерное для обыденного сознания ряда массовых слоев капиталистического об-ва, вплетается в систему социальных верований и моральных представлений буржуазного реформизма, теоретическим выражением к-рых в буржуазной философии и социологии являются концепции «потребительского», «постиндустриального» об-ва и др. Распространению духа П. в капиталистических странах способствовали известное повышение жизненного уровня и стандартов бытового комфорта, увеличение времени досуга населения. Через средства массовой коммуникации, рекламу буржуазия разжигает потребительские страсти обывателей, используя их как идеологический инструмент формирования «соглашательского сознания». П. выполняет и экономическую функцию искусственного стимулирования потребления, необходимого для расширенного воспроизводства капитала. Адекватное выражение П. находит в совр. модификациях гедонизма; для предписаний буржуазной моральной системы в этих условиях характерны отказ от требовании умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским (Конформизм) общественным мнением. Усиливая кризис буржуазного индивидуализма, П, дегуманизиру-ет человеческие отношения, ведет к разрыву социальных связей, росту аморализма и цинизма, к атрофии духовности, распаду личности. Но распространение П. имеет внутренние границы, поскольку обострение антагонизмов в экономике, политике и культуре капиталистического об-ва выявляет нереализуемость внушенных массам притязаний, их несоответствие реальной жизнедеятельности трудящихся. Провоцирующие образцы и идолы потребления втягивают личность в изматывающую борьбу за «успех», обрекают на тяжелые колебания между тем, что ей действительно нужно в век быстрого роста потребления, и тем, что ее обязывают желать установки П. В условиях социализма ориентация всего хозяйственного и социокультурного развития на рост народного потребления не только не обусловливает духа П., но, напротив, создает предпосылки развертывания способностей личности, ее всестороннего совершенствования, т. е. вырабатывает подлинную альтернативу П. Высокий уровень потребления не служит здесь критерием ценности личности, средством социального утверждения и продвижения. Кроме того, в социалистических странах последовательно осуществляется процесс выравнивания уровней потребления населения на основе принципов социальной справедливости. Отдельные проявления потребительского подхода к жизни, побуждаемые мещанскими устремлениями к материальному благополучию как самоцели деятельности (Мещанство), являются формой пережитков капитализма в сознании и поведении людей. Потребительский подход влечет за собой снижение моральной ответственности, равнодушие к исполнению гражданских обязанностей, прямые или скрытые нарушения нравственных норм. Использование несоциалистических способов удовлетворения потребительских желаний оказывает деморализующее влияние на окружающих. Проявления П. возникают в связи с тем, что быстрый рост потребления не всегда сопровождается повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Осуждая все виды П., коммунистическая нравственность, социалистический образ жизни предполагают формирование способности к рациональному потреблению и к сознательному противостоянию «вещепо-клонничеству».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

Найдено схем по теме ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено книг по теме ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО — 0