ПОТОП

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОТОП
описанное в Библии (Быт. 6-8) легенд, событие, заключавшееся в том, что бог Яхве, рассердившись на людей, наслал на них кару — всемирн. наводнение, от к-рого погибло все человечество, за исключением заранее предупрежденного богом праведника Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Библ. повествование сбивчиво и противоречиво. Легенда о П. алогична и легко поддается рационалистич. критике: непогрешимый всеведущий бог «раскаялся... что создал человека на земле» (6:6), потом зарекся от дальнейших расправ над ним (8:21) ; за грехи человека погибли ни в чем не повинные животные. Сказания о П. имеются в фольклоре мн. народов. Библ. рассказ о П. ближе всего анало-гичн. сюжету из ассиро-вавилон. фольклора (сказание о Гильга-меше). В основе этих легенд лежат, видимо, реальные локальные наводнения, имевшие место в разные времена в различных странах. Библ. сказание явилось, очевидно, мифологич. отражением наводнения в Южной Месопотамии, следы к-рого обнаружены археологич. раскопками Л. Вулли в 20-х гг. 20 в.

Источник: Атеистический словарь

ПОТОП
мифич. затопление Земли и уничтожение на ней всего живущего, па исключением особо спасенных. В Библии изображение П. и того, как во время него спаслись в ковчеге Ной, его семья и «из всех животных» по паре (Быт. 6—9), изобилует противоречиями и наивными представлениями о Земле и животном мире. О П. существуют многочисл. сказания у разных народов. Наиболее близко к библ. мифу о П. ассир. сказание, текст к-рого, относящийся к XX—ХТХ вв. до н. э., открыл в 1872 Д. Смит. По этому сказанию, бог Эа сообщил Утнапиштиму, явившись к нему во сне, что боги решили погубить людей. По совету Эа, Утнапиштим построил судно, в к-ром и спасся вместе со мн. животными во время П., когда все живое погибло. Судно остановилось у горы Нисир; на 7-й день Утнапиштим выпустил голубку, а затем ласточку, но они вернулись, не найдя приюта. После того, как посланный ворон не вернулся, Утнапиштим высадился с судна и принес жертву богам. Это сказание, по-видимому, и легло в основу библ. рассказа о П. Миф о П. был распространен прежде всего среди ассиро-вавилонян, древних египтян, индийцев, китайцев, живших у берегов Тигра, Евфрата, Нила, Ганга, Инда, Хуанхэ. Это показывает, что основа мифа о П. - олицетворение разливов этих рек.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Потоп
один из самых распространенных сюжетов в сознании обществ с традиционно-религиозной культурой. Обозначает как реальные наводнения, которые происходили в определенной местности, так и метафору — вселенский потоп. Вселенский потоп как разновидность всепланетной катастрофы посылается богами за грехи людей. Грехи перевешивают всякую меру, поэтому происходит уничтожение всего живого с последующим возрождением, которое, как правило, означает начало новой культуры, нового времени. Схема вселенского потопа достаточно универсальна. Всесильный Бог карает греховных людей за нарушение «табу», «зарока», уничтожение жизненно важных элементов (животных, растений, воды). Справедливость Бога позволяет людям, которые не грешили (праведники), получить от него «весть», и подготовиться к спасению. Праведники строят плавучее убежище или скрываются от стихии на горе, высоком дереве и т. д. В культурах скотоводческих и земледельческих спасение сопровождается сохранением прежней культуры. Так, Ной в Библии в ковчег помещал кроме своей семьи всех животных и растения. Потоп происходит либо из-за ливня, либо из-за гигантских волн, в зависимости от географических условий. Например, существует гипотеза (Д. Мережковский), что библейский потоп и гибель Атлантиды - одно явление. Продолжительность потопа имеет сакральную (священную) продолжительность: 7, 12, 40 дней, 6 месяцев и т. д. Для удостоверения в окончании потопа выпускается птица или грызун, корабль пристает к горе или острову, возрождение жизни без греха происходит в полном культурном объеме. Как правило, возрождение обеспечивается одной культурной парой - прародителями общности. Сюжет потопа - один из мощных способов устрашения грешников в религиозном сознании.

Источник: Человек и общество. Культурология

ПОТОП
уничтожение водой всего живого на земле за грехи людей. Потоп связан с символизмом воды, являющейся амбивалентным символом — знаком потенциального и актуализированного бытия. С водой связана тема рождения и смерти, сотворения мира, с одной стороны, и водного апокалипсиса — с другой. С водой также нерасторжима тема возрождения или второго рождения: воды как резервуар творения предшествуют ему, а как орудие гнева поглощают искаженное, разрушившее свою связь с божественными принципами творение. Сведения о Всемирном потопе сохранились для нас в преданиях Вавилона, Палестины, Сирии, Фригии, Греции, Южной Азии, Индии и Уэльса. Известны три основные версии: вавилонская, греческая и библейская. Первая относится ко времени царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). В Сиппуре была найдена табличка с текстом о потопе, датированная 1966 до н. э., а таблицы из необожженной глины с аналогичными записями на шумерском языке, найденные в Ниппуре, датируются 2100 до н. э., т. е. временем царя Хаммурапи. Потоп всегда вызывается верховным божеством: Кронусом и Энлилем в вавилонских версиях, Элохимом — в еврейской, Зевсом — в греческой. Имена спасшихся праведников таковы: десятый вавилонский царь Ксисутрус, царь и жрец Утнапишти (в другом варианте Атрахазис), шумерский царь и жрец бога мудрости Зиудзудду, библейский Ной. Включенная в «Поэму о Гильгамеше» легенда о потопе повествует о том, что бог мудрости Эа предупредил Утнапишти о потопе и приказал построить корабль из своего дома и взять с собой всяких семян жизни. Гроза свирепствовала шесть дней и ночей, а по прошествии двенадцати дней показался остров. Вавилонское сказание о Великом потопе дошло до нас в изложении вавилонского историка Бероса (III в. до н. э.), рассказавшего о том, что бог Кронус предупредил праведного царя Ксисутроса о потопе и велел ему построить корабль и, взяв с собой по паре домашних зверей и птиц, отплыть с родственниками и друзьями. Весть о потопе передается тайно или во сне самим верховным богом или богом мудрости Эа (в вавилонской версии), Энки (в шумерской), божественной рыбой (в индийском варианте). Вавилонские праведные цари и жрецы после потопа получили бессмертие, а Зиудзудду — даже статус бога. Прародителями нового послепотопного человечества стали библейский Ной в лице трех его сыновей (Сима, Хама и Иафета) и греческие Девкалион и Пирра, взрастившие новую породу людей из брошенных в землю камней. Хотя египетские источники не сохранили сведений о потопе — единственное косвенное свидетельство этого содержится в «Династиях» Мането, — египетские жрецы отвечали грекам, что Египет был убережен от водного катаклизма, пройдя через другие испытания. В древнеиндийской легенде о потопе, вошедшей в «Ригведе» и получившей в переводе Макса Мюллера название «Спуск Ману с Горы Севера», рассказывается, как священная рыба, которую спас и вырастил Ману Вайвасата, предупредила его о грядущем потопе. Ману также спасся на построенном корабле с помощью рыбы, за которую зацепил канат своего судна. Так как Ману остался один на земле, то боги создали для него женщину из его жертвоприношений: масла, кислого молока, сыворотки и творога. Другая индийская легенда о потопе, содержавшаяся в Бхагавата-Пуране, повествует о Вишну, предупредившем царя рыбаков Сатиравату о том, что через семь дней будут затоплены три мира. Эта легенда сходна с халдейской легендой о Ксасисатре и библейской историей о предупреждении Богом Ноя. В священных книгах Ирана иранский прародитель человечества Йима был также предупрежден Ахура Маздой о грядущем потопе. У греков были две основные легенды о водной катастрофе, уничтожившей человечество. Одна из них связана с именем мифического царя Беотии и основателя Фив Огигеса (Огигуса, или Огига), чье имя происходит от санскритского слова «ангхи», обозначающего «потоп». По словам церковного историка Евсевия, этот потоп случился после Ноева и за 250 лет до Девкалионова потопа. Вторая легенда — о Девкалионе и Пирре — рассказывает о том, как Зевс, разгневанный преступлениями людей бронзового века, решил уничтожить их. Прометей посоветовал своему сыну Девкалиону и его жене Пирре сколотить деревянный ящик, в котором они спасутся от потопа. Ящик носило по волнам девять дней и ночей, пока не прибило к горе Парнас. Согласно другой греческой легенде, распространенной в Мегаре, журавли предупредили о потопе сына Зевса и нимфы Сизниды, спасшегося на горе Гераниен. В Фессалии Керамбос спасся от потопа, взмыв на крыльях, которые ему дали нимфы. Царь Аркадии Дардан бежал от потопа в Самофракию на надутом кожаном мешке, где стал основателем Трои. История о библейском потопе содержит все основные параметры других историй о потопе: предупреждение богом праведника, ливень, ковчег, приставший к горе, ворон и голубь как вестники окончания потопа. По одной версии, потоп длился 61 день, а по другой — целый год. Библия повествует, что в последнюю неделю перед потопом солнце всходило на западе, а садилось на востоке, но люди только издевались над Ноем, строившим ковчег. У бардов Уэльса сохранилось предание о потопе, уничтожившем всех, кроме Двейфара и Двейфах, которые спаслись на судне и дали начало новому поколению людей, населивших Британию. В скандинавской «Эдде» три сына Бора — Один, Вили и Be — победили отца ледяного гиганта Хримтурса Имира и создали мир из его тела. Кровь из ран гиганта затопила весь мир — погибла вся раса гигантов, кроме Бергельмира и его жены, спасшихся на лодке. Воды Смерти известны в мифах древнего Востока, Азии и Океании. Но воды смерти — потоп — стали в Библии водами жизни для Ноя. Евангельская тема крещения водой может быть воспринята как повторение потопа, как уничтожение ветхого, греховного человека. Крещение водой означает победу над грехом, символическую смерть и Воскресение. Юстиниан трактовал потоп как метафору посвящения и духовной битвы. У. Блейк понимал Ноев потоп — символ величайшей катастрофы — как форму наказания телесного человека, человека трех измерений, странствующего в море пространства и времени. Считая, подобно апостолу Павлу, что физическое тело не может унаследовать Царство Божие, Блейк уподоблял судьбу праведника Ноя духовной жизни, ковчег — лунному полумесяцу, ассоциирующемуся с воображением, радугу — духовному телу, в котором человек должен возродиться, чтобы стать бессмертным. Ной и его сыновья Сим и Иафет представляют, по Блейку, поэзию, живопись и музыку — три силы, «соединяющие человека с раем». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Похожие термины:

  • Всемирный потоп

    (Flood, The). Библейский потоп  удивительный пример внезапного разлива воды, края согласно археологическим раскопкам обрушилась на древнюю Месопотамию. Потоп  это внезапное, мощное, обширное и опусто