Постулат
положение, принимаемое в рамках какойлибо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Постулат
определенное, принимаемое априори утверждение, не доказанное или недоказуемое, но принимаемое в качестве исходного основания для построения той или иной теории.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ПОСТУЛАТ
(лат. postulatum — требование) — предпосылка, положение, не обладающее самоочевидностью, но принимаемое в данной теории (науке) за исходное без доказательства. Ф.М.Дягилев
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ПОСТУЛАТ
положение или принцип некоторой научной теории, принятый в качестве исходного и недоказуемый в ее рамках. В логике и методологии науки понятие постулата обычно тождественно понятию «аксиома».
Источник: Философия науки и техники: словарь
ПОСТУЛАТ
(postulatum — требование) — требование, предположение, которое не нуждается в строгом доказательстве ввиду его самоочевидности. Постулировать — значит высказывать чтолибо в качестве П., принимать исходное положение без доказательств.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Постулат
Принцип, который устанавливают, не имея возмож ности его доказать. От аксиомы постулат отличается разве что меньшей долей очевидности. Впрочем, математики новейшего времени отказались от подобного различения, из чего следует, что они отвергли очевидность принципов в пользу необходимости заключений.
Источник: Философский словарь.
ПОСТУЛАТ
[от лат. postulatum требование] – 1) положение, не обладающее самоочевидностью, но принимаемое в отдельной специальной науке за исходное без доказательств, т.е. утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-л. научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы; 2) общее наименование для аксиом и правил вывода какого-л. исчисления.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ПОСТУЛАТ
математический термин, означающий исходное положение, с которым нужно согласиться, которое не будет ни доказуемым, ни самоочевидным (это случай аксиомы), но которое необходимо для построения дедуктивной системы. У Канта постулаты практического разума (свобода, бессмертие души, существование Бога) не являются доказуемой реальностью, но реальностью, без которой моральная жизнь была бы невозможна и бессмысленна.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Постулат
(postulare требовать, postulatum требование) вообще означает требование — сделать что-нибудь еще не сделанное, чтобы потом можно было вести на основании сделанного дальнейшее рассуждение. Но у Канта постулат означает такую истину, которая составляет необходимое требование нашей нравственной природы, хотя этой истины мы и не можем доказать. Такими истинами Кант признает, например, бытие Божие, бессмертие души и божественное мироправление.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
Постулат
(лат. postulatum — требуемое) — принцип или положение некоторой научной теории, принятое в ней в качестве исходного, недоказуемого в ее рамках. В совр. логике и методологии науки понятия «П.» и «аксиома» обычно используются как эквивалентные, причем термин «П.» менее употребителен. Иногда сохраняется идущее из античной философии различие в значении этих понятий: под аксиомами понимаются логические исходные принципы, под П. — исходные принципы специальной научной теории.
Источник: Философский словарь. 1963
Постулат
от лат. postulatum — требуемое) — 1) предпосылка, допущение; положение, не отличающееся самоочевидностью, но все же принимаемое в данной науке за исходное без доказательств (особо известны в науке постулаты Бора об атомах, постулаты Эйнштейна о постоянстве скорости света (независимости от скорости источника) и эквивалентности инертной и тяготеющей масс); 2) общее наименование для аксиом и правил вывода какого-либо исчисления, т. е. правил, определяющих переход от посылок к следствиям.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ПОСТУЛАТ
лат. postulatum — требуемое) — принцип или утверждение нек-рой научной теории, принятое в ней в качестве исходного, недоказуемого в ее рамках. В совр. логике и методологии науки понятие “П.” обычно используется как синоним более употребительного понятия “аксиома”. Иногда сохраняется идущее из античной философии различие в значении этих понятий: под аксиомами понимаются логические исходные принципы нек-рой теории, под П.— исходные специально-научные принципы этой теории. В отдельных случаях термином “П.” обозначают аксиомы и правила вывода определенной теории.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПОСТУЛАТ
утверждение, которое принимается в какой-либо теории как исходное, без доказательства в рамках этой теории. Иногда выступает в качестве синонима понятию "аксиома". В конвенциональных концепциях постулаты и аксиомы носят согласительный характер, и вследствие этого имеют определенную долю относительности и субъективности. Поэтому данные теории не используют понятия объективной истины и считают научную теорию не только отражением действительности, но и определенным допущением. Процесс познания идет таким образом, что, по мере усложнения познания, таких допущений становится все больше.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Постулат
предпосылка, допущение, утверждение, принимаемое без доказательств, в качестве исходных посылок для дальнейших логически строгих рассуждений.
Основные философские (мировоззренческие) постулаты:
· Вселенная существует, едина и неделима;
· Вселенная обладает размерами и движением (подвержена действию времени);
· Вселенная обладает инерцией (способностью сохраняться во времени);
· Бог и чудеса существуют (тогда.....);
· чудес и Бога не существует (при этом.....);
· все события во Вселенной причинно обусловлены (вероятностные события существует только в субъект-объектной системе);
· причинно-следственные связи в природе не обязательны;
· Человек-животное общественное;
· Человек-венец природы.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ПОСТУЛАТ
лат. postulatum - требование) - принцип, положение, который служит основанием для осуществления содержательных рассуждений и выводов. По отношению к самим рассуждениям П. выступает регулятивом их реализации, неявно содержа их в себе и оставаясь при этом, однако, семантически неакцентированным. П. часто отождествляется с аксиомой, однако, такое отождествление не учитывает его специфики: П. предполагает меньшую строгость и линейность выводов, отсутствие жесткой необходимости следования правилам логической дедукции. В силу этого имеет смысл различать преимущественные области применения П. и аксиом: соответственно - социогуманитарное и естественнонаучное познание. Наличие в той или иной системе знания П. характеризует ее как достаточно развитую с точки зрения рефлексии над своей логической структурой и эволюцией.
В.Н. Ретунский
Источник: Новейший философский словарь
ПОСТУЛАТ
от лат. postulatum - требование), положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках к.-л. науч. теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы (наряду с аксиомами логики). Таковы, напр., галилеевский принцип относительности и принцип постоянства скорости света в релятивистской механике. П.- это нелогические (специальные) аксиомы теории; их сочетание с аксиомами и правилами логики позволяет описать (индивидуализировать) объекты универсума теории и их свойства. П. теории выступают как ее осн. абстракции и служат содержат. основанием для вывода др. ее положенийтеорем. Подобное толкование П. согласуется с антич. традицией, восходящей к «Началам» Евклида. Иногда под П. (или правилами преобразования) подразумевают все аксиомы, схемы аксиом, определения и правила вывода рассматриваемой формальной системы. Встречается также толкование П. как спорных положений, включение к-рых в число исходных принципов (аксиом) не приводит, однако, к противоречию. В этом смысле П. будет, напр., по отношению к др. аксиомам логики - исключенного третьего принцип.
Источник: Советский философский словарь
ПОСТУЛАТ
от лат. postulatum требование) - требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. Это предположение, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно (правдоподобно) на основе фактов или исходя из систематических или практических объяснений. Постулат практического разума - это, согласно Канту, "данный a priori, практический (NB: нравственный) императив, неспособный дать никакого объяснения, а также и доказательства своей возможности" (см. также Атеизм). Кантовские постулаты "практического разума" - свобода воли, бессмертие души, Бог. В качестве постулатов эмпирического мышления Кант вообще выдвигает следующие положения: 1) то, что согласно с формальными условиями опыта (со стороны воззрения и со стороны понятия), возможно; 2) то, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), деиствительно; 3) то, связь чего с действительным определяется по всеобщим условиям опыта, существует необходимо. Постулировать - высказывать что-либо в качестве постулата, принимать в качестве исходного положения без доказательств.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПОСТУЛАТ
от лат. postulatum – требование) 1) У Эвклида П. (греч. ????????) – осн. положения геометрич. метода наряду с определениями и аксиомами. По Проклу, П. относятся к аксиомам как задачи к теоремам, они утверждают возможность определ. построений (с помощью циркуля и линейки), обусловливающих в свою очередь существование рассматриваемых в определениях геометрич. объектов (как результатов этих построений). В аксиомах же утверждаются без доказательства свойства объектов, существование (возможность построения) к-рых постулировано или доказано. 2) То же, что аксиома (или менее очевидная аксиома). Такое употребление термина "П." сложилось в 17 в. Оно характерно, в частности, для авторов Пор-Рояля логики, хотя еще в 18 в. аксиомы, как правило, отделяются от П. 3) В совр. науч. терминологии при дедуктивном построении к.-л. нелогич. содержательной теории I обычно наз. П. осн. положения (аксиомы) н е л о г и ч е с к о г о характера, к-рые выражают отношения между осн. понятиями теории I и из к-рых остальные ее положения (теоремы) выводятся средствами соответств. логического исчисления L, на базе к-рого формализуется теория I. При дедуктивном построении I выделяется нек-рое множество P ее осн. положений, к-рое затем расширяется до множества Р*, включающего все выражения из Р, все теоремы и аксиомы L, а также правила (правила вывода), позволяющие устанавливать (логически) принадлежность к Р* новых выражений (теорем) на основе выражений, уже принадлежащих к P*. (P* является формализацией I средствами L и в общем случае P* ? I в силу теоремы Геделя о неполноте). Согласно (3), постулатами Р* наз. только выражения из P (см. А. Черч, Введение в матем. логику, М., 1960, с. 55). 4) Часто, расширяя понятие П., определенное в (3), наз. П., кроме выражений из Р, аксиомы L и правила получения теорем Р* (см. С. К. Клини, Введение в метаматематику, М., 1957, с. 31, 77, 425). Независимо от того, понимают ли П. в смысле (3) или в смысле (4), в отношении каждой системы П. ставятся обычные для метатеоретич. исследований (см. Метатеория) вопросы о независимости, непротиворечивости и полноте. При отделении, согласно (3), П. от логич. аксиом говорят даже об особой т е о р и и П. (см. А. Черч, Введение в матем. логику, с. 307–19). Помимо отмеченных в (1) – (4) случаев (и, вообще говоря, в известном смысле в соответствии с ними) наз. П. также: 5) с п о р н о е метатеоретич. положение, исключение к-рого из числа исходных принципов или, напротив, включение к-рого в число таких принципов не приводит к противоречию, так что принятие этого положения носит, по существу, условный (конвенциональный) характер. Напр., П. в смысле (5) будет принцип исключенного третьего (понимаемый, конечно, не как теорема классич. логики, а как определ. утверждение о логике). 6) Положение, хотя и не очевидное, однако с т. зр. поставл. целей обладающее определ. преимуществами перед др. положениями и потому принимаемое за исходное. 7) Положение, принимаемое без доказательства в данном контексте, хотя и доказуемое (возможно) в нек-ром др. контексте. 8) Очевидное положение, к-рое именно в силу своей очевидности не нуждается в доказательстве. Лит.: Начала Евклида, пер. о греч., кн. 1–6, М.–Л., 1950, с. 14–15, 237–41; Энрикес Ф., Начала геометрии, в кн.: Новые идеи в математике, сб. No 9, СПБ, 1914, с. 1–2. М. Новоселов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.