ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКО-ДЕКОНСТРУКТИВИСТСКО-ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ КОМПЛЕКСПОСТУЛАТ

ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ

Найдено 2 определения термина ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ

К концу 80-х годов ХХ века - наиболее распространенное нигилистическое околофилософское направление. Такой П. фактически подготовлен не французскими мыслителями, а всем ходом немецкоязычной философии. Если Гуссерлем был окончательно выветрен из философии живой субъект, то хайдеггеровским компенсаторным псевдотрансцензусом - объект. Попытка оживления объекта превратилась в его смерть. В историко-философском смысле тандем Гуссерль-Хайдеггер не знает аналогий. Таков центральный исходный пункт П.

Гносеологической предпосылкой П. является факт узости сектора реальности субъекта и объекта в сфере практического существовании человека. Полагаемое за действительность, в основном контингенте случаев является фикцией.

Нигилизм по отношению к основным вопросам философии успешно сочетается в П. с примитивизмом, широким внедрением в философский обиход наивного реализма.

Поражает сходство П. с марксизмом. У провозвестников и апологетов П. нет основополагающих трудов, зато есть критика и рассмотрение второстепенных вопросов в подробнейшем журналистском ключе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ

совокупность ряда подходов в социальногуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е 80-е годы XX в. и связанных с критикой и преодолением  структурализма. Постструктурализм обычно связывают с именами Ролана Барта (1915-1980), Жана-Франсуа  Лиотара (1924-1998),Жиля Делеза (1925-1995), Жана Бодрийяра (1929-2007), Жака  Деррида (19302004), Феликса Гваттари (1930-1992). Возникновение постструктурализма обусловлено французскими выступлениями студенческой молодежи и леворадикальной интеллигенции в  мае-июне  1968  г.  против  существующих общественных порядков.  Стало  очевидно,  что  популярные философские направления (в  том числе структурализм и экзистенциализм) не смогли ни предвидеть, ни объяснить причины  массовых  революционных  выступлений. Объективистский  подход структурализма к человеку и культуре в целом себя не оправдал. Основные задачи постструктуралистов: 1) критика западноевропейской метафизики с ее главной особенностью  –  логоцентризмом  (который  стал  фундаментальной  установкой западной ментальности с акцентированием властного мужского начала); 2) изобличение возникающих на всех уровнях власти (и власти языка в том числе) стратегии принуждения,  скрытых под оболочкой бессознательного (истина рассматривалась как поиски порядка и смысла, навязанных всему, на что направлена мысль человека); 3) поиск зон свободы, маргинальных, находящихся за пределами  структуры  (зону  свободы  представлял  собой  текст,  лишенный  автора,  не имеющий центра, являющийся авансценой борьбы множества сил). Если в структурализме субъект был носителем и защитником знания, то в постструктурализме он человек, мышление которого зыбко, неустойчиво, бессистемно и безосновно. Постструктурализм также как и структурализм обращается к анализу культуры как тексту, меняя однако сам  подход к анализу: не выявляются структуры и, наоборот, в тексте на передний план выступает все, что находится за его пределами и прежде всего контекст, не интересующий структуралистов, которые обращают  внимание на  совокупность индивидуальных явлений и  черт,  которые стоят за текстом и определяют его. Это динамика, изменчивость, все случайное, иррациональное в человеческих действиях, которые не фиксируются  структурным анализом. К особенностям постструктурализма относятся: 1) исходной стороной в понимании человека является его субъективность: воля, желание (которое является универсальной  формой бытия человека, обеспечивая его коммуникации с окружением, а его сознание описывается не  логически упорядоченной структурой, а хаотической картиной желаний, устремлений, лишь частично определяемых его социальным и культурным опытом; 2) анализ общества и культуры– это поле тотального проявления отношений «власть-подчинение», где власть конкретно существует как воля к доминированию, как стремление к упорядоченности, структурированности, устойчивости, единству (она реализует себя на всех уровнях человеческих взаимоотношений и, прежде всего,  как  «язык власти» и«власть языка»); 3)  «деконструкция» текста, его фундаментальная «разборка» на элементарные формы во всех  планах: композиционном, сюжетном, стилистическом, психологическом, и затем последующая «сборка» (которая представляет собой интерпретацию, выявляющую то, что внесено в этот текст конкретно контекстом, желанием его создателя, того, что сам автор не видит или умалчивает, ночто обнаруживает себя как «след» дискурса власти); 4) нетрадиционное понимание знака, который есть не указание на какой-либо предмет или смысл, а наоборот, указание на его отсутствие (знак и смысл  превращаются в фикцию, симулякр); 5) негативное отношение к метафизике и науке: объективность, логичность,  верифицируемость  научного  познания  рассматриваются  как  фикция  и симулякр, порожденные опорой на авторитет, выступающей как власть, но единственной формой преодоления их выступает у них  деконструктивная переинтерпретация и противопоставление философии  и  науке  культуры,  которую  они рассматривают  как  свободную стихию творчества, игры, реализации желания, рождения  феноменального  текста,  размывает  границы  между  ними.  Сегодняпостструктурализм рассматривают или как теоретическую предпосылку формирования постмодернизма, или как вариант постмодернизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

Найдено схем по теме ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ — 0

Найдено книг по теме ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ — 0