ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Постнеклассическая наука
этап в развитии науки (1960-е гг. – настоящее время), для которого характерны следующие черты: 1) в центре изучения оказываются саморазвивающиеся системы, у которых есть специальные структуры, выполняющие функции информационных программ; особое внимание уделяется анализу “человекоразмерных комплексов”; 2) логика развития самой науки приводит к необходимости осуществления междисциплинарного синтеза знаний. В качестве основы такой интеграции выступает концепция глобального эволюционизма; 3) формируется парадигма целостности космоса, биосферы, ноосферы, человека, общества; 4) просматривается ориентация на синтез научного и вненаучного знания; 5) субъектом познания признается целостная личность, включенная в конкретно-исторический социокультурный контекст; 6) наука становится социальной силой, проникая во все сферы общественной жизни.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
обл. чел. деятельности по выработке и теор. систематизации объективных знаний о действительности, сформировавшаяся в последней трети XX в. в результате т.н. четвертой глобальной революции. Термин «П.н.» появился в отеч. филос.-науковедческой лит-ре под влиянием работ В.С.Степина. Осн. факторы, повлиявшие на становление П.н.: расширение междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследовательской деятельности, объектами к-рой становятся уникальные саморазвивающиеся системы. Подобные системы характеризуются синергетическими (см. Синергетика) эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Человек при этом явл. не внешн. фактором, а частью системы, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Среди истор. развивающихся систем совр. науки особое место занимают природные комплексы. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить мед.-биол. и экол. объекты, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь, генной инженерии), системы «человек—машина» (включая сложные информационные комплексы и системы искусств. интеллекта). В П.н. трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических (см. Аксиология) факторов в состав объясняющих положений. Науч. познание рассматривается в контексте соц. условий его бытия и его соц. последствий как особая часть жизни об-ва, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной истор. эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
связана с теми принципиальными новациями, которые возникают в эксперименте, картине мира, а также социокультурном бытии, которые появляются во второй пол. ХХ – нач. ХХI вв. и не укладываются в признаки неклассической науки; этим объясняется и название – постнеклассическая наука. Постнеклассическая наука своим появлением не отменяет классическую и неклассическую науку – они сосуществуют, дополняя друг друга, как разновидности науки современного типа. Среди ученых мирового масштаба И. Пригожин признает, что в современной науке происходят революционные изменения, суть которых в принципиально новом отношении человека к природе. По его мнению, в естествознании новая научная революция лишь началась, и она постепенно охватывает все основные подсистемы науки. В отечественной философии науки рассматриваемый концепт, а вместе с ним и понятие «постнеклассический тип рациональности» ввел В. С . Степин для обозначения особенностей онтологии, идеалов, норм и ценностей современной науки; он оценивает переход от неклассического к постнеклассическому типу научной рациональности как четвертую глобальную научную революцию.
Особенности постнеклассического эксперимента О появлении нового этапа в развитии науки, в первую очередь, могут свидетельствовать изменения, происходящие в эксперименте как основании и методе науки современного типа. а) Компьютеризация эксперимента Если в основании классической и неклассической науки лежит «натурный эксперимент», то в постнеклассической науке появляется компьютерный эксперимент. Отличия их в том, что натурный эксперимент подчинен принципу реальности и нацелен на получение фактов, тогда как новейшая разновидность эксперимента по своей сути является математическим экспериментом, использующим в процессе научного исследования моделирование на ЭВМ, что и получило название компьютерного моделирования. История компьютеризации эксперимента, которая началась в середине ХХ ст., оказалась зависимой от двух факторов. Во-первых, от возможностей развития самой вычислительной техники. Так, в нач. 70-х г. активно заявляет о себе проблематика по искусственному интеллекту, разрабатываются теоретические и прикладные аспекты эвристического моделирования, нацеленные на то, чтобы моделировать не узко специализированные виды умственной деятельности человека, а сложные процессы мышления, протекающие в естественной среде обитания. Во-вторых, в активно науку втягиваются столь сложные и глобальные объекты, которые принципиально не могут быть изучены в ходе натурного эксперимента (биосфера, экологические и астрофизические явления, эпидемии и пандемии и пр.). В подобных случаях исследуемый объект имитируется с помощью компьютерного моделирования.
Компьютерный эксперимент как метод научного исследования проникает во все основные подсистемы науки – естественные, технические, социальные и гуманитарные; при этом сложился определенный порядок внедрения методов, связанных с компьютерными технологиями – от структурно-функционального до имитационного компьютерного моделирования. Компьютерный эксперимент не отменяет «натурного», напрямую добывающего факты об изучаемом объекте, а либо встраивается в него, либо существует наряду с ним, обретая относительно самостоятельное значение б) Космизация эксперимента означает появление такой его разновидности, как космический эксперимент и проникновение его достижений (через средства, приборы, механизмы, результаты и пр.) в технологию и результаты обычных (земных) экспериментов. В космических экспериментах происходят радикальные изменения во всех составляющих экспериментальной деятельности – в объекте, субъекте, средствах и технологии ее проведения. Спекулятивно-метафизические размышления о мире в целом современная астрофизика конкретизирует, проводя исследования глобальной структуры, зарождения и возраста Вселенной; строения и эволюции метагалактик и галактик, их ядер, звезд и планетных систем. И сама Земля перестает быть сугубо теоретическим конструктом, а становится и физическим объектом для исследований с МКС и с помощью других космических аппаратов т. н. ближнего и дальнего космоса.
Космические эксперименты современной астрофизики позволяют иметь дело с объектами, взятыми в их естественной среде существования. Это создает условия для последовательного отхода от геоцентризма, когда земное с его законами экстраполируется на всю Вселенную. Имеются данные о том, что объекты, проявляющие в земных условиях одни свойства, могут радикально их менять в неземных условиях. Сегодня весьма актуально звучат слова В. И. Вернадского: научно познать любой объект – значит, поставить его в рамки космической реальности; все активнее заявляет о себе требование – рассматривать земные события (и земные объекты) в цепи космических взаимозависимостей. Все, чем располагает субъект в ходе эксперимента, зависит от земных законов, от тех уникальных свойств, которыми обладает Земля как космическое тело. Космические эксперименты заставляют осознать, что субъектом научной деятельности является «землянин», – это его атрибутивный признак, влияющий, в конечном счете, на результаты исследования. Поэтому постнеклассический эксперимент подводит к признанию неустранимости геофизических (а также геобиологических, геоантропологических) факторов существования субъекта научной деятельности. Космизация эксперимента связана с активным внедрением роботизированной техники («луноходы», «марсоходы» и пр. – стали уже реальностью космической науки) Роботизированная техника, различные виды компьютерного моделирования, по сути дела, обеспечивают дистантную форму проведения космического эксперимента, что также является его отличительной чертой и оказывает влияние на земные эксперименты.
Нельзя не признать также существенного влияния космических технологий на средства и возможности, которыми сегодня располагает субъект-исследователь при получении информации. Современный исследователь погружен в инфосферу, что делает его равноправным участником мировой науки, независимо от налагаемых на него географических или социокультурных факторов. Субъект-исследователь погружен в глобальное информационное поле, конструируемое космическими системами. Космизация экспериментальной деятельности активно происходит в естественных, технических и математических науках (как в фундаментальных, так и прикладных исследованиях). Сегодня достаточно строгий смысл имеют такие предметные области, как космическая биология и космическая медицина, правомерно говорить и о космической психологии. Все активнее говорят о возникновении космической экологии; достаточно быстро космизируется и земная экология. Процессы глобализации приводят к необходимости учета планетарных факторов и в экономических исследованиях (геоэкономика). Не могут не вызвать интереса и суждения о формировании спутниковой археологии, данные которой способны радикально менять информацию, получаемую традиционными методами. Таким образом, компьютеризация и космизация являются принципиально новыми признаками в экспериментальной деятельности второй пол. ХХ – нач . ХХI ст., и они постепенно охватывают всю систему науки. Картина мира постнеклассической науки (ПКМ) Современные ученые утверждают, что «мы живем в плюралистическом мире», поскольку отсутствует некий фундаментальный, первичный уровень реальности, к которому можно свести все многообразие мира. Но при этом признается и объединяющая ПКМ идея – это синергетическая КМ, которая описывает самоорганизующийся и саморазвивающийся мир.
Основные положения синергетической ПКМ следующие. А) Принцип системности Живые и социально-гуманитарные системы становятся моделями для выявления отличительных признаков постнеклассических систем. Постнеклассические системы – это динамические системы, их строение определяется их поведением. Они характеризуются сложностью, естественностью, открытостью, нелинейностью, неравновесностью, необратимостью, приспособляемостью, пластичностью и являются историческими структурами, хранящими в себе предшествующую эволюцию системы. Важной разновидностью постнеклассических систем являются диссипативные системы. В) Поскольку постнеклассические системы являются динамическими, то важно выявить особенности их функционирования. Необратимость – одна из главных характеристик функционирования постнеклассических систем. В классической и неклассической науке даже в среде выдающихся физиков необратимые процессы не воспринимались как объективные, при этом им приписывали деструктивную, разрушительную роль. В ПКМ обосновывается объективный и конструктивный характер необратимых процессов. Необратимость объясняет особенности поведения постнеклассических систем, которое раскрывается как разнообразные способы перехода от порядка к хаосу и от хаоса к порядку. Именно с необратимостью связывают появление «неожиданных свойств» функционирующих систем. Диаметральная противоположность обратимых и необратимых процессов вовсе не исключает признания тех и других в ПКМ. С) Принцип эволюции и самоорганизации в контексте новой концепции времени Эволюционному подходу противостоит статический, который, по оценке И. Пригожина, господствует в науке до начала ХХ в. и создает образ устойчивого мира, поскольку в этом мире отсутствуют процессы возникновения и исчезновения. В системе физических наук особое место в развитии идеи эволюции отводится квантовой механике, что означает проникновение идеи эволюции на фундаментальный уровень организации материи – в микромир. Революционность подобного шага заключается в том, что даже в неклассической науке идея эволюции не дошла до этого уровня. Механизм эволюции постнеклассических систем определяется реально действующим фактором случайности. Случайность эта особого рода – она связана с флуктуациями и бифуркациями. Флуктуации являются отклонением от стандартного, устойчивого и стабильного состояния системы. Флуктуации носят динамический характер, поскольку в сложной системе присутствует не один вариант отклонения от стандартного состояния, а некоторое их множество. Понятие бифуркации фиксирует момент слома стандартного состояния, ситуацию «критического выбора», в которой реализуются новые возможности системы, тем самым поведение системы диверсифицируется. В сильно неравновесных системах в точках бифуркации возможен спонтанный переход системы в организованное состояние. В синергетике этот процесс называется возникновением порядка из беспорядка и хаоса. Функционирование сложной системы обретает черты поведения, поскольку ей свойственны поиск, выбор и она принимает решение. Именно поэтому сложная система в процессе своего функционирования одновременно и эволюционирует, поскольку она обрастает инновациями, а ее дальнейшее существование зависит от них. Формулировка «хаос порождает порядок» становится знаковой для всей синергетической КМ, она раскрывает аспект самоорганизация в механизмах эволюции. И в этом ее радикальное отличие не только от классической, но и от неклассической КМ. Что касается факторов и условий, влияющих на процессы самоорганизации, то это спонтанность, сильная неравновесность, необратимость, нарушение симметрии, приводящие к флуктуациям и бифуркациям. Делая акцент на разных факторах, приводящих к самоорганизации в физических и биологических системах, тем не менее, применительно к тем и другим исследователи выделяют одни и те же критерии, свидетельствующие о становлении механизмов самоорганизации, – обретение приспособляемости, пластичности и специфичности.
С идеей эволюции связана и новая концепция времени. Новая концепция связана с открытием внутреннего времени в противовес классической и релятивистской динамике. Понятием «внутреннего времени» активно оперирует И. Пригожин, называя свой подход динамической трактовкой времени в противовес статической. Если существующее связано с признаками внешнего времени, то возникающее (и исчезающее) связано с признаками внутреннего времени. Модель детерминистского, симметричного, внешнего времени предстает в виде прямой, где из настоящего, сжатого в точку, время движется по прямой в бесконечное прошлое и бесконечное будущее. В пригожинской концепции переосмысливаются место и роль настоящего. Настоящее – это не сжатая, произвольно выбранная точка, а «средний возраст состояния» системы. И тогда обнаруживается различие между прошлым и будущем, что является показателем нарушения временной симметрии. D) Рациональное и иррациональное: принцип единства детерминации и хаоса Современная наука поставила нас перед принципиально новыми проявлениями иррационального в окружающем мире, когда все чаще происходящее квалифицируется понятием хаоса. Нерегулярности и беспорядок как признаки хаоса и есть проявления иррационального; соответственно, регулярность и упорядоченность как признаки детерминированного функционирования есть проявления рационального. Детерминированный хаос означает переход от нерегулярности и беспорядка к определенной упорядоченности. Нерегулярности и хаос в окрестностях точек бифуркации происходят из-за флуктуаций – это все относится к вероятностным элементам. В свою очередь флуктуации влияют на выбор последующего поведения системы, поэтому движение системы от одной бифуркации к другой определяется динамическими законами, а это все относится уже к детерминистическим элементам. Вероятностные и детерминистические элементы, казалось бы, разведены: вторые действуют в ситуации слома, бифуркации, тогда как первые – между бифуркациями; но вместе с тем они и сливаются, поскольку поведение системы от бифуркации до бифуркации определяется флуктуациями Словосочетание детерминированный хаос как раз и выражает неразрывность детерминистических и вероятностных элементов, порядка и хаоса, что, по сути, и раскрывает трансформированный по отношению к постнеклассике принцип причинности. Е) Универсальность информации как принцип постнеклассической КМ Постнеклассическая наука приходит к признанию того, что информация, наряду с веществом и энергией, носит универсальный характер и является атрибутивным признаком как физических, так и биологических, и социальных систем. Вырастая из термодинамики необратимых процессов и кибернетики, информация является нединамической физической характеристикой внутреннего времени, запечатлевающегося в структурах порядка и функционирования системы. Поэтому по смыслу понятие информации как меры порядка и организованности диаметрально противоположно понятию энтропии как меры беспорядка и хаоса. Правомерно выделять физическую, биологическую и социальную разновидности информации, из которых две последних обладают качественной спецификой в сравнении с физическим смыслом информации. F) Антропный принцип Во второй пол. ХХ в. в науку входит антропный принцип, который через физические характеристики Вселенной обосновывает закономерность появления в ней жизни и человека. При этом физическое содержание антропного принципа органически вписано в принципы синергетической картины мира. Особенности социального бытия постнеклассической науки
В последней четверти ХХ – нач . ХХI вв. появляются принципиальные новации в социальном статусе науки Первое. На наших глазах формируется новый мир – т . н . «мир высоких технологий» (Hi-Tech – от англ. high technology). Суть этого процесса исследователи оценивают как конвергенцию (сближение, схождение) науки и технологии, когда технологические процессы и средства становятся наукоемкими и, со своей стороны, стимулируют появление таких новаций, которые трудно заранее предвидеть (как, например, это происходит с Интернетом). Мир высоких технологий охватывает все стороны жизни современного человека, связан с созданием новых материалов и процессов в неорганической, органической и социально-гуманитарной сферах (нанотехнологии, телекоммуникации, биотехнологии, космические, интеллектуальные, медицинские, политтехнологии и пр.) и имеет высокий экономический эффект. Второе. Радикально новый способ институционализации науки связан с появлением во второй пол. ХХ в. – н ач . ХХI вв. таких форм социальной организации, как наукограды (Академгородок в Новосибирске, Дубна, Обнинск и др.) и технопарки (Силиконовая долина, Сколково и др.). Градообразующим фактором наукоградов является научно-исследовательская деятельность, для обеспечения которой создаются всевозможные научно-исследовательские институты, экспериментальные площадки и центры, лаборатории, конструкторские бюро и пр.; под эти же виды деятельности подстраиваются и высшие образовательные учреждения. Технопарки (типа Силиконовой долины) – это конгломераты, объединенные не только довольно обширно простирающейся территорией, но прежде всего исследовательскими разработками в мире высоких технологий, которые находят себе поддержку в виде инвестиций т. н. венчурного (рискованного) капитала и реализации профинансированных проектов. Н. В. Бряник

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
277.06 кб

Наука постнеклассической эпохи

Прохоров Михаил Михайлович
Рассматриваются особенности науки постнеклассической эпохи. В сравнении с наукой классической и неклассической ее идеалом выступает не просто отыскание истины, но и претворение гум анистических ценностей.
Читать PDF
201.51 кб

Что такое "постнеклассическая наука"?

Никифоров А. Л.
Читать PDF
158.32 кб

Чем для меня является постнеклассическая наука?

Аршинов В. И.
Читать PDF
151.90 кб

Порошковая металлургия и постнеклассическая наука

Кем Александр Юрьевич, Жадько Людмила Александровна
Показано, что порошковая металлургия проявляет свойства постнеклассического этапа развития науки, а порошковые объекты соответствуют принципам антропоморфности.
Читать PDF
143.76 кб

Постнеклассическая наука и идеи наследия семьи Рерихов

Александров Илья Юрьевич
В статье идет речь о формировании постнеклассической науки в контексте идей наследия семьи Рерихов. Показано, что идеи наследия семьи Рерихов обладают эвристическим потенциалом для ученых.
Читать PDF
243.81 кб

Постнеклассическая наука и постмодернизм: проблемы теории и методологии исторического познания в оте

Гусева Наталия Сергеевна
В статье рассматриваются современные проблемы теории и методологии исторического познания.

Похожие термины: