ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
общество, в экономике которого в результате научнотехнической революции приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, доминирующим производственным ресурсом являются информация и знания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины внутреннего валового продукта. П. о. — термин Д. Белла, который в книге «The Coming of PostIndustrial Society» (1973) впервые предсказал появление нового общества. По Беллу, в послевоенном американском обществе происходит переход от индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме, к постиндустриальному обществу, образованному на знании (knowledge society). Постиндустриальная теория во многом была подтверждена практикой. Как и было предсказано, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
понятие, впервые использованное американским социологом Д. Беллом для разработки теории о переходе современного индустриального общества на качественно новую стадию развития. Представители этой теории (Г. Каи, О. Тоффлер) считают главным фактором современного социального развития научно-технический прогресс, определяющий создание информационных технологий, формирование наукоемкого, энерго- и ресурсосберегающего, экологически чистого производства. 8 постиндустриальном обществе ведущим становится производство научных знаний и, соответственно, университетское образование, научные исследования и разработки. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров. Политика основывается на теоретически обоснованных способах разработки и принятия решений. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. Его деятельность обеспечивает «властвующая элита» (Ч. Миллс) специалистов. Не собственность, а профессиональные различия становятся базой социальной стратификации (разделения общества на социальные слои, группы, иначе - страты). Переход к постиндустриальной цивилизации «третьей волны» (первые две - аграрная и индустриальная цивилизации) О. Тоффлер связывает с революцией в сознании, с рождением нового ответственного понимания угроз миру, безопасности, экологическому благополучию.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
термин, введенный Д. Беллом и иногда используемый для обозначения современной стадии развития индустриального общества. Концепция П.о. является дальнейшим развитием распространенных в 1960-е гг. теорий “инду-
стриального общества” Р. Арона и “стадий экономического роста” У. Ростоу. Наиболее видные представители этой концепции — Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский (“технотронное общество”), А. Тофлер (“сверхиндустриальное общество”), Ж. Фурастье — вкладывают в нее неодинаковое содержание. В частности, Белл считает П.о. особой исторической эпохой, идущей вслед за доиндустриальным обществом и индустриальным обществом. Такая трактовка неубедительна, поскольку тысячелетиям человеческой истории (доиндустриаль-ному обществу) противопоставляются три столетия индустриального общества, а последнему периоду — два-три десятилетия современной истории весьма ограниченного числа стран. Сомнительно, что уровня П.о., в котором валовой национальный продукт достигает 20 тыс. долл. США на душу населения, способны достичь хотя бы все наиболее развитые капиталистические страны. Проблематично также, что если бы “мировая система социализма” сохранилась на исторической арене, то какая-то из стран с государственной собственностью на средства производства и централизованной экономикой могла перейти от индустриальной к постиндустриальной стадии развития.
Идея П.о. как особой стадии развития человечества является, в сущности, попыткой противопоставить утопии коммунизма другую форму “рая на земле”, основанную уже на капиталистической системе экономики.
О Kahn H., Wiener A.J. The Year 2000. London, 1969; BrzezinskiZ. Between Two Ages. New York, 1970; Sell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1973.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
социальная форма, вырабатывающаяся и определяющаяся в процессе эволюции и преобразования общества индустриального; соответствует характеру и уровню развития многих стран Западной Европы и Северной Америки в конце XX столетия. В названии П. о. его специфика непосредственно не представлена. Его определения даются по принципу сопоставления его с индустриальным обществом или в противопоставлениях последнему. Например, П. о., в отличие от общества индустриального, более не рассматривает природу как "склад" сырья для экстенсивно развивающейся экономики. Соответственно этому, производство П. о. ориентировано не на объемы, а на качество продукции, на разнообразие рынка, на потребителя. Интенсификация производства фокусирует внимание на качестве деятельности людей,.следовательно, - и на личности работника. Проблема квалификации, образованности, компетентности людей, занятых в производстве, становится условием его продуктивности и экономичности. Стоимость и ценность человеческой деятельности и ее продуктов определяется тем качеством усилий, способностей, информации, что в ней воплощены.
В культуре П. о. большое значение приобретает тема преодоления стандартов: она оказывается важной как в плане непосредственно экономическом, так и в плане стимулирования творческой деятельности людей, развертывания межкультурных контактов, диалоговых форм социальных, политических, технологических взаимодействий между различными социальными группами. Особое значение эта тема имеет в аспекте отношений общества и природы: вырабатывается стратегия взаимодействия с природой, исходящая не из одномерного представления о вечных законах природы, а из представления о совокупности разнообразных и самобытных природных систем. В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

Постиндустриальное общество
распространённое в современной западной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, которое кладёт в основу социального прогресса смену различных технологических эпох во всемирной истории. Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 1950-х – начале 1960-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счёт роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Концепция «постиндустриального общества» представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х годах ХХ в. теорий «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадий экономического роста» американского социолога У. Ростоу. Наиболее видные её представители – Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер (США), Ж. Фурастье и А. Турен (Франция). В концепции «постиндустриальное общество» утверждается, что в зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладает «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а ныне выдвигается «третичная» сфера услуг, где ведущую роль приобретает наука и образование. Каждой из этих трёх стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия – в аграрном обществе, корпорация – в индустриальном, университеты – в постиндустриальном), а также господствующая роль определённого сословия (соответственно: священников и феодалов; бизнесменов; учёных и профессиональных специалистов). С 1980-х годов концепция «постиндустриальное общество» получает развитие в теории «информационного общества».

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
понятие социологии и философии, обозначающее современный этап развития ряда стран как переход от "индустриального" к "после-индустриальному" типу общества. Термин предложил Белл, сформулировавший основные признаки такого общества: создание обширной сферы "экономики услуг", резкое увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника нововведений и политических решений, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой "интеллектуальной" техники. Различные концепции П.о. разработали 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, Тоффлер, Хабермас и др. Реальной основой появления теорий П.о. является происшедшая в 60-70-е годы в развитых странах Запада структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, бурное развитие "индустрии знаний", компьютеризация и появление глобальных информационных систем, открывающих путь к децентрализации производства. Эти сдвиги вписываются теоретиками П.о. в общую концепцию, разбивающую социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития общественных систем. На каждой из этих стадий доминирующую роль в социальной организации играют различные институты: церковь и армия в традиционном обществе, промышленно-финансовые корпорации в индустриальном, универститеты в П.о. В обществах постиндустриального типа происходит также переориентация экономики от погони за чисто количественным ростом производства в сторону улучшения "качества жизни", существенного расширения сферы внеэкономических социальных программ. Для них характерно смещение зоны противоречий и конфликтов с социально-классовых отношений в область противостояния индустриального и постиндустриального секторов общества, экономики и культуры. Напряжение возникает также из-за недостаточной способности людей к адаптации перед лицом ускоряющихся темпов роста знаний и технологических изменений.

Источник: Современная западная философия: словарь

Постиндустриальное общество
общество, которое может прийти на смену индустриальному; такое общество будет, скорее всего, предельно криминогенным по ряду причин:
· во-первых, резкое исчезновение мобильных энергоносителей может привести к падению производительности труда в сельском хозяйстве и в областях распределения "жизненной энергии" и, соответственно, изменению форм последних; прогнозы на появление "альтернативных" источников энергии пока неутешительны;
· во-вторых, человеческое общество состоит из людей различных способностей, умственных и нравственных качеств; в силу этого в целом общество глупее и скажем так "хуже" отдельных его представителей (тем не менее каждый народ имеет представителей, которыми он может гордиться, но не каждый их видит);
· в-третьих, “мудрость" толпы при медленном развитии событий позволяет ей сохраняться, выдвигая наиболее подходящих к требованиям момента людей в элиту; при быстром развитии событий толпа также сохраняется, но из-за дефицита времени (цейтнота) на другом моральном уровне, при этом работает не разум, а инстинкты - говорят "толпа звереет". Отметим также, что сохраняется именно толпа, а вот оставшиеся живыми индивидуумы в том и другом случае могут быть совершенно разными по качеству.
По литературным данным [10], постиндустриальное общество - обозначение в современной буржуазной социологии и футурологии новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным обществом... Это такое общество, в котором ведущую роль играет сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам; сохраняются социальное неравенство, отчуждение личности, деление на правящую технократическую элиту и управляемые массы, частная собственность и социальные конфликты. Постиндустриальное общество по существу - вариант государственно-монополистического капитализма.
Как видно из данных [10] вариант близок к тому, что представляет собой социализм.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
понятие впервые было предложено Д.Беллом в 1962 г. Впоследствии оно разрабатывалось при описании экономических и социальных изменений в конце в работе "Грядущее постиндустриальное общество" (1974). Белл говорит о том, что в развитых обществах знание, его производство, повышение роли высшего образования становятся "осевым принципом" и являются источником инновации и формирования политики, они все более становятся информационными обществами. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и замене его производством услуг. Что касается классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. Во всех сферах – экономической, политической и социальной – основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Другие исследователи также рассматривают растущую власть технократов в экономической и политической жизни. Дж.К.Гэлбрейт (1964) полагает, что власть в экономике Соединенных »татов, а следовательно, и во всем американском обществе находится в руках технической бюрократии, или "техноструктуры" крупных корпораций. Такой подход может критиковаться за преувеличение власти и влияния представителей новых профессионалов и технических специалистов, поскольку не существует данных о том, что они составляют отдельный социальный класс, эффективно контролируют деловые корпорации или обладают значительной политической властью. Хотя замечание о том, что теоретическое знание в течение нынешнего столетия постепенно приобретало все большее значение в качестве одной из производительных сил, является справедливым, этот сдвиг не означает изменения в распределении власти в экономике или в обществе в целом. Другие исследователи утверждали, что ключевая роль знания в современных экономиках привела к возникновению нового рабочего класса технических служащих, потенциально являющегося революционным. В более широком контексте сравнительно редко принимается, что современные общества вышли за пределы индустриализма в каком-либо из предложенных смыслов. Например, если добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности считаются утрачивающими свое значение, то это – заблуждение, ибо многие производственные услуги оказываются именно для них. Подобным же образом общество изобилия и избыточного досуга, часто указываемое как характерная черта постиндустриализма, остается весьма далеким от своего воплощения. Кроме того, знание и информация – недостаточные основания прогресса общества, поскольку оно находится в состоянии глобального кризиса. Нужны поиски новой парадигмы поступательной эволюции человечества. Евразийская философия полагает, что такой парадигмой является мудрость, реализация принципов и законов которой, может стать фундаментом становления новой цивилизации – цивилизации мудрости.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
распространенное в совр. социологии и футурологии обозначение новой стадии обществ. развития; соц. форма, вырабатывающаяся и определяющаяся в процессе эволюции и преобразования индустриального общества; соответствует характеру и уровню развития мн. стран Зап. Европы и Сев. Америки в конце XX — начале XXI вв. В названии «П.о.» его специфика непосредственно не представлена. Его определения даются по принципу сопоставления его с индустриальным об-вом или в противопоставлении последнему. П.о. имеет неск. значений: 1) об-во, в к-ром на основе новых технологий происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, вводятся элементы планирования и контроля над технол. изменениями. В соц. структуре возрастает численность занятых в сфере услуг, формируются новые элиты; 2) стадия обществ. развития, в основе к-рой — «третичная» сфера услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование; 3) третья (после аграрного и индустриального об-в) стадия развития человечества, отд. стран, характеризуемая соц. изменениями, к-рые связаны с достижениями науч.-техн., информационной и др. революций. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы соц. организации (церковь и армия в аграрном об-ве, корпорация в индустриальном, ун-ты в постиндустриальном), а также господствующее положение опред. сословия. Теория П.о. была разработана Д.Беллом и О.Тоффлером. В основе ее выделение в обществ. развитии трех стадий: доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Постиндустриальная волна начинается с середины 1950-х гг., когда в США колво занятых в непроизводственной сфере («белых воротничков») впервые превысило численность занятых в производственной сфере («синих воротничков»), и началось массовое внедрение достижений НТР, что изменило не только экономику, но и стиль жизни, психологию об-ва. В культуре П.о. большое значение приобретает тема преодоления стандартов: она оказывается важной как в экон. плане, так и в плане стимулирования творч. деятельности людей, развертывания межкульт. контактов, диалоговых форм соц., полит., технол. взаимодействий между разл. соц. группами. Особое значение эта тема имеет в аспекте отношений об-ва и природы: вырабатывается стратегия взаимодействия с природой, исходящая не из одномерного представления о вечных з-нах природы, а из представления о совокупности разнообразных и самобытных природных систем. Концепция П.о. представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий «индустриального об-ва» фр. социолога Р.Арона и «стадий экон. роста» амер. социолога У.Ростоу. Наиболее видные ее представители — Д.Белл, Г.Кан, З.Бжезинский, О.Тоффлер (США), Ж.Фурастье и А.Турен (Франция). В целом концепция П.о. претендует на роль общей социол. теории поступательного развития человечества. Лит.: Араб-Оглы Э.А. Общество постиндустриальное // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. М., 1998; Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999; Touraine A. La sociеte postindustrielle. P., 1969; Bell D. The coming of postindustrial society. N.Y., 1973. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»,
распро­страненное в совр. бурж. социологии и футурологии обозначение новой стадии обществ. развития, противо­поставляемой коммунистич. формации в качестве на­следника индустриального капиталистич. общества. Концепция «П. о.» представляет собой дальнейшее раз­витие популярных в 60-х гг. теорий «индустриального общества» франц. социолога Арона и «стадий зкономич. роста» амер. социолога Ростоу. Наиболее видные ее представители - Белл, Кан, Бжезинский, Тофлер (США), Фурастье и Турен (Франция). Осн. положения концепции «П. о.» разделяются также мн. др. бурж. социологами, экономистами, политологами и футуро­логами. В понятие «П. о.» эти авторы вкладывают не­одинаковое содержание. В целом концепция «П. о.» претендует на роль общесоциологич. теории поступат. развития человечества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриаль­ное (капиталистическое и социалистическое) и постин­дустриальное (Белл и др.; технотронное - Бжезинский, сверхиндустриальное - Тофлер, и т. п.) общество кладется уровень техники произ-ва, а также отрас­левое и проф. разделение труда; при этом умаляется зна­чение обществ. производств. отношений, собственности и классовой борьбы. В концепции «И. о.» содержится явное стремление сформулировать теоретич. альтерна­тиву марксистскому учению о социальном прогрессе как последоват. смене обществ.-экономич. формаций, подменить социальные революции технологич. перево­ротами, противопоставить коммунизму иной социаль­ный идеал - все это предопределило ее популярность среди бурж. идеологов.
В концепции «П. о.» утверждается, что в зависимости от уровня техники (т. н. технологич. детерминизм) в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономич. деятельности (с. х-во), «вторичная» (пром-сть), а ныне выдвигается «третичная» сфера услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трех стадий присущи специфич. формы социальной организации (церковь и армия - в агр. обществе, корпорация - в индустриальном, универси­теты - в постиндустриальном), а также господствую­щая роль определ. сословия (священников и феодалов, бизнесменов, ученых и проф. специалистов). Эта кон­цепция фактически пытается увековечить антагонистич. обществ. отношения, ибо в «П. о.» сохраняются соци­альная неоднородность, «естеств.» неравенство и отчуж­дение личности, деление на правящую, технократич. элиту (меритократию) и управляемые массы населения, частная собственность и политич. конфликты. Т.о., в конечном счете «П. о.» отнюдь не «новая стадия» в обществ. прогрессе, но всего лишь спроецированный в будущее, модернизированный, рационализированный и идеализированный гос.-монополистич. капитализм. Такое общество, естественно, не может служить соци­альным идеалом, привлекательным для трудящихся. Это обстоятельство, а также обострение общего кризиса капитализма заставило поборников «П. о.» быть более сдержанными в его идеализации и проецировать его во все более отдаленное будущее за пределами 20 в. Концепция «П. о.» спекулирует на относит. самостоя­тельности совр. науч.-технич. революции и выражает интересы верхушки науч. интеллигенции, стремящейся войти в состав правящего класса капиталистич. обще­ства. Она является одной из изощренных форм бур­жуазнолиберального реформизма применительно к совр. условиям общего кризиса капитализма, сосуще­ствования двух систем и науч.-технич. революции. Для нее характерны отмеченная еще В. И. Лениным (см. ПСС, т. 33, с. 68) готовность декларативно отречься от капитализма, но вместе с тем отказ признать, что его история, преемником является социализм и ком­мунизм. В 70-х гг. в связи с экономич. кризисом поня­тие «II. о.» пессимистически интерпретируется предста­вителями мелкобурж. радикализма (Р. Хейлбронер, В. Феркисс и др.) как вынужденное возвращение чело­вечества вспять к доиндустриальному состоянию.

Источник: Советский философский словарь

ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
Термин “постиндустриальное общество” появился в США еще в 50-е годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Великого Кризиса 1929-1933 гг. Примечательно, что первоначально О. п. рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем, уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из “верхнего среднего класса” постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами. С конца 60-х годов термин О. п. наполняется новым содержанием. Наиболее известными работами, посвященными этому периоду, являются “Становление постиндустриального общества” Д. Белла (1973) и “Третья волна” А. Тоффлера (1980). Сам термин “постиндустриальное общество” был предложен Беллом. Согласно теоретикам О. п. исторический процесс делится на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную. В рамках аграрной культуры люди, работая малыми группами, по преимуществу взаимодействовали с естественной природой, находясь в зависимости от нее. В индустриальной культуре работа является взаимодействием между человеком и искусственной средой, где людей заслоняют машины, которые производят товары. В постиндустриальной культуре на первый план выходит взаимодействие человека с человеком: чиновника и просителя, врача и пациента, учителя и ученика, поэтому люди должны учиться жить друг с другом. Природа оказывается выключенной из рамок трудовой и общественной жизни. Переход к постиндустриальной культуре характеризуется деконцентрацией и децентрализацией в производстве и в сфере принятия решений (распределение властных полномочии). Общество постепенно приходит к гибким режимам и графикам, которые заменят синхронизацию в режиме конвейера, все выше ценятся оптимальные размеры и масштабы. Техническая база О. П. основывается на достижениях биологии, генетики, электроники, использовании искусственных материалов, а также деятельности под водой и в космосе; при этом производство станет не таким громоздким и экологически опасным. Большая его часть станет малообъемной и легкой в управлении. Отходы одних производств будут использоваться в качестве сырья для других. Становление О. п. представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определить как “богатую индивидуальность”, “многомерного человека”. Если еще 30—50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных (социальных) связей определялись, в первую очередь, тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую — его личными способностями, то “многомерный человек” реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах “рыночный ренессанс”. За “рыночным ренессансом” в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы — системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда — по воспитанию, “производству” человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося О. п. становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора “развития потенциала человека”, где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие этой сферы все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентоспособность стран в мире. При этом развитие человеческих возможностей все меньше является прерогативой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного самоуправления, общественных организаций, и, наконец, самих граждан. Л. А. Путилина

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
широко распространенный в социологии и политологии термин, применяемый для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества. Концепции постиндустриализма, невзирая на их внешнюю новизну, имеют много общего с идеями основателей теорий индустриального общества и дендеалогизацчи, и прежде всего с концептуальными построениями Р. Арона и У. Ростоу. Основоположником концепции постиндустриального общества является Д. Селя, который выдвинул в своей известной книге 1973 «Грядущее постиндустриальное общество» тезис о том, что современное западное общество вступает в новую фазу собственного развития, выходящую за рамки индустриализма — доминирования промышленного сектора в экономике и соответствующей социальной и политической структуры общества. Беллом было принято свойственное теориям индустриализма разделение исторического развития на два основных этапа — 1) доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрного сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов и структур, и 2) индустриальный, отличительной особенностью которого становится доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институтов общества. По мнению Белла, кон. 20 в. совпадает с третьим этапом — этапом постиндустриализма, который отличается выдвижением на первый план сферы услуг и производства знания. В результате переход от индустриального к постиндустриальному обществу определялся изменениями в экономике и выдвижением науки на роль одной из ведущих производительных сил общества.
Описывая экономическую систему постиндустриального общества сторонники теорий постиндустриализма, как правило, выделяют ряд присущих ей характерных признаков. В их числе — решающее значение широкого применения информационных технологий, превращение производства знания в самостоятельную отрасль экономики, а университета — в основное место этого производства, распространение гибких форм мелкосерийного производства промышленной продукции, приходящего на смену унифицированному массовому производству и т. д. В социальной структуре общества эти изменения коррелируются с исчезновением, размыванием границ социальных классов, благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу постиндустриального общества -- знаниям — посредством развитой системы образования и появлением на ключевых позициях в обществе представителей профессионально подготовленной высокомобильной элиты. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере постиндустриализм отличает окончательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. При этом сторонники теорий плюрализма делают акцент на первой части этого утверждения, полагая, что насыщение общества информацией вполне укладывается в рамки концепции «компетентного гражданина», способного к активному политическому участию и обеспечивающего такого рода участием достаточную степень рациональности и эффективности всей системе управления. Приверженцы элитистских воззрений, напротив, концентрируют внимание на подготовке высококвалифицированных управленцев, вышколенной «правящей элиты», способной совладать с глобальными вызовами новой эпохи (см. Меритократия, Нового класса концепции и т. д.). В отличие от индустриального общества, раздираемого классовыми противоречиями и конфликтами социальными, стадию постиндустриализма, по мнению сторонников концепции, отличает наличие только одного основного конфликта — между знанием и некомпетентностью, эффективностью и неэффективностью.
Типология аграрного, индустриального и постиндустриального общества, по мнению критиков теорий постиндустриализма, в значительной степени перекликается с эволюционными схемами, существовавшими в политической социологии с 19 в., в которых каждая последующий стадия развития вытекала из предыдущей и была детерминирована несколькими или даже одной социальной или экономической причиной. В этой связи исследователи часто отмечают, что теории постиндустриального общества унаследовали эволюционизм и оптимизм, свойственный подобным концептуальным построениям, а также позаимствовали стремление редуцировать комплексную социальную реальность к одному системообразующему элементу — в данном случае к развитию техники и технологии. См. также раздел «Информационное общество» в ст. Общество.
Лит.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, т. 1—2. M., 1998; Block E. Postindustrial Possibilites: A Critique of Economic Discourse. Berk., 1990; BryonskiZ. America in Technetronic Age. Boston, 1967; Touraine A. La societe postindustrielle. P., 1969.
Э. Г. Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
понятие социальной философии и социологии, используемое в рамках цивилизационного подхода к историческому процессу и фиксирующее современную стадию цивилизационного развития. Термин введен Беллом; исходно - как имя собственной технократической утопии ("Приход П.О. Авантюра в социальном предсказании", 1973), затем - как понятие для обозначения реальной стадии цивилизационного процесса. Белл интерпретирует содержание данного термина в контексте развития стадиальной типологии социальной эволюции. Испытав влияние концепций индустриального общества, дифференцировавшей историю на традиционное и индустриальное общества, Белл продлевает означенный вектор, определяя П.О. как стадию исторического процесса, сменяющую собой стадию индустриализма. История, по Беллу, реализует себя как трехфазный процесс последовательной смены типов цивилизационной организации. Традиционное общество в этой системе отсчета предстает как основанное на сельском хозяйстве и характеризующееся консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры и синкретичным стилем мышления. Его смена индустриализмом как особой формой цивилизационной организации предполагает не только индустриализацию как трансформацию объективных структур производства (создание машинной индустрии на базе новой техники и технологии), политической сферы (оформление национальных либерально-демократических государств) и стиля жизни (урбанизация и стандартизация), но и конституирование нового стиля мышления, характеризующегося рационализмом и индивидуализмом (см. Модернизации концепция). Именно концепция индустриального общества выступает основой создания теории П.О., представляющего собой содержательную трансформацию индустриализма. Главными векторами трансформации выступают: 1) переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (то, что Ж. Фурастье обозначает как развитие "цивилизации услуг") и доминирование наукоемких отраслей промышленности; 2) принципиально новый способ организации технологической сферы, детерминированный созданием интеллектуальных технологий, делающих возможной метатехнологию как способ прогностического планирования контролируемого технологического развития; 3) радикальное смещение акцентов в социальной структуре общества: классовая дифференциация, столь актуальная в эпоху индустриализма, уходит из фокуса значимости, уступая место дифференциации профессиональной; феномен собственности теряет свою критериальную фундаментальность, - и основное социальное противоречие конституируется не как конфликт между трудом и капиталом, но как конфликт между некомпетентностью и профессионализмом (ср. с концепцией экспертократии в рамках такого направления, как философия техники); 4) радикальная переструктурировка институциальной организации общества: выдвижение на первый план феномена знания, ложащегося в основу как новой технологической структуры, так и в основу конституирующегося социального конфликта, смещает семантические и аксиологические акценты в рамках социальной организации, - если для традиционного общества доминирующими институтами выступали "армия и церковь", а для индустриального общества - "фирма и корпорация", то применительно к П.О. такую приоритетную роль играет университет как социальный институт, в недрах которого возникает и в структурах которого артикулируется знание как базисный феномен постиндустриализма (Белл); 5) реорганизация культурной сферы, внешне-формальной стороной которой выступает ее компьютеризация, а внутренне-содержательной - императивная ориентация на приоритеты интеллектуализма и соответствующее профилирование на организацию себя в качестве индустрии знания. Базовая концеция П.О., предложенная Беллом, инспирировала разворачивание широкого веера модельных построений, центрированных на концептуализации различных сфер и тенденций развития П.О. В рамках данного вектора социальной философии могут быть выделены: 1) радикальное направление развития концепции П.О., ориентированное в качестве модельного образца на европейский вариант постиндустриализма (Ж. Фурастье, Турен); 2) либеральное направление, ориентированное, соответственно, на американский вариант постиндустриального развития (Гэлбрейт, К.Э. Боулдинг, Г. Кан, Тоффлер). Если радикальное направление концепции П.О. характеризуется высокой теоретичностью и специальным интересом к социокультурной проблематике, то либеральное - концентрацией внимания на прикладных исследованиях и создании сценарных моделей развития в рамках постиндустриализма феноменов социально-политического и структурно-организационного характера: власть, война, институты управления, семья, массовые коммуникации и др. (Гудзоновский институт долгосрочного социального прогнозирования специально занимается разработкой многофакторных прогнозных сценариев постиндустриального развития). Так, в контексте радикального вектора концепции П.О. Турен рассматривает П.О. как общество, развитие которого детерминировано не столько экономическими, сколько именно социокультурными факторами, поскольку в его рамках возможна прозрачность содержания социальных действий (акций), освобожденных от идеологической интерпретации, подлинная субъект-субъектная коммуникация, реализуемая вне заданного извне формализма. Ж. Фурастье, трактуя (исходя из презумпции технического детерминизма) П.О. как общество выравнивания и стабилизации экономики, также рассматривает характерный для него тип мышления как свободный, т.е. не ограниченный ни со стороны дорациональной аффективности, свойственной доиндустриальному обществу, ни со стороны гипертрофированного концептуального конструктивизма, типичного для индустриализма. Социально-политическая сфера в ее интерпретации либеральным направлением концепции П.О. также выступает как центрированная на человека: согласно теории Гэлбрейта, если в рамках индустриального общества технократия была ориентирована в качестве цели социального развития на прогресс производства как таковой, то П.О. задает ориентацию на "качество жизни потребителя". "Анатомия власти" фундируется в этом контексте дифференциацией: а) - характерной для традиционного общества "заслуженной власти", семантически центрированной на личность и инструментально - на наказание; б) - характерной для индустриального общества "компенсирующей власти", центрированной - соответственно - на собственность и вознаграждение; и - в) - дистанцированной от них "регулирующей власти", возникающей в П.О. на основе организационной ориентации на структуру и инструментальной - на убеждение. Социально-политическую аранжировку получает в либеральном направлении концепции П.О. и фундаментальная для нее интерпретация знания как базисного феномена постиндустриализма: так, Боулдинг связывает перспективы стабильного мира, улучшение качества жизни и т.п. с возрастанием социальной роли интеллигенции, которая, не будучи объединена организационно, тем не менее, является единым коллективным субъектом генерации знания, в том числе и социально-прогностического ("невидимое сообщество людей с просветленным пониманием будущего"). Либеральное направление концепции П.О. отличается подчеркнутым "технологическим оптимизмом", фундированным презумпцией возможности разрешения возникающих в ходе постиндустриального развития глобальных проблем на базе "прогресса технологии" (Кан). Интегральная версия либеральной трактовки П.О. сформулирована в философии Тоффлера, последовательно отвергающего все наличные определения современного этапа цивилизационного процесса ("космическая эра", "П.О.", "информационное общество", "глобальная деревня" и др.) как односторонние и заменяя их принципиально антидефинитивной описательной метафорой "третьей волны". Если первая (аграрная) волна развития техники и технологии семантически эквивалентна концепту традиционного общества, а вторая - индустриального, то третья дескрибируется Тоффлером посредством фиксации наиболее значимых сдвигов в областях экономики, социальной структуры, науки и системы коммуникаций, которые интегрально могут быть оценены как поворот к децентрации (как в промышленной и социально-политической, так и бытовой сфере) - взамен прежней концентрации, ко многообразию (от многообразия товаров и услуг до культурного плюрализма) - взамен прежней унификации, к пластичным структурам управления - взамен жестким дихотомиям социально-политического характера. Тоффлер полагает необходимым концептуализировать переход от утопии и антиутопии к так называемой "прак-топии", задавая идеал общества, основанного на началах мягких технологий, экологизма, гуманизма и приоритета духовных ценностей культуры над цивилизационным утилитаризмом. Зоной пересечения проблемных полей радикального и либерального направлений концепии П.О. является экологическая проблема, решение которой единодушно признается важнейшим приоритетом социальной стратегии и цивилизационного процесса в целом. Историческая перспектива человечества формулируется Боулдингом как основанная на экологическом взаимодействии и сопряженная с необходимостью налаживания функционирования системы "человек - природа" как единого коэволюционно развивающегося целого. Глубоким экологизмом фундирована "практопия" Тоффлера, ориентированная на "мягкие технологии". В экологической проблематике теорией Фурастье была фактически предвосхищена концепция "нулевого роста", выдвинутая позднее Римским клубом. В этом контексте к концепции П.О. близко примыкает конституирующаяся в современной культуре идея цивилизационного поворота, предполагающая отказ от ценностей цивилизации локального типа с их традиционной идеей центрированности ойкумены, приводящей на практике к противостоянию природного и антропо-социального. На смену им выдвигается идеал глобальной цивилизации как единого социоприродного комплекса, история которого мыслится не как квазиприродная, но как комплексный планетарный процесс, в культурном плане организующий себя на основе этнического полицентризма, позволяющего в глобальном масштабе задать механизмы поддержания тонкого социоприродного равновесия на уровне конкретных микроландшафтных зон.
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.15 кб

Постиндустриальное общество

Новиков А.М.
Читать PDF
192.73 кб

Образование в постиндустриальном обществе

Ломакина Л. И.
Статья рассматривает феномен образования в условиях постиндустриального общества и глобализационных процессов.
Читать PDF
134.34 кб

Новые ценности постиндустриального общества

Котова С. А.
Читать PDF
763.89 кб

Критика теории постиндустриального общества

Юсов А. Б.
В статье сравниваются формационная концепция К. Маркса, концепция технологических укладов и теория постиндустриального общества.
Читать PDF
1.13 мб

Право и мораль в постиндустриальном обществе

Бугарчева Евгения Алексеевна
В статье рассматривается проблема соотношения моральной и правовой нормы в условиях современного общества, специфика развития и взаимодействия морали и нравственности, права и закона.
Читать PDF
970.69 кб

Институт семьи в постиндустриальных обществах

Гурко Татьяна Александровна
В статье анализируется развитие института семьи в западных постиндустриальных обществах. Выделены основные социальные процессы, которые оказывают непосредственное влияние на семейные ценности и семейное поведение.
Читать PDF
677.80 кб

Социальный вопрос в постиндустриальном обществе

Кочетков Владимир Валерьевич
В статье рассматривается актуализация социального вопроса в постиндустриальном обществе.
Читать PDF
493.84 кб

Информационные риски в постиндустриальном обществе

Кузьмин Василий Валерьевич
В статье проведен анализ проблем функционирования глобального информационного пространства в постиндустриальном обществе.
Читать PDF
4.72 мб

Труд, знание и досуг в постиндустриальном обществе

Маяцкий Михаил Александрович
Читать PDF
201.53 кб

2001. 02. 007. Уотерс М. Постиндустриальное общество

Каганова З.
Читать PDF
473.99 кб

Современное общество как постиндустриально-техногенное

Демиденко Эдуард Семенович
Рассматривается современное общество, которое в соответствии с концепцией Д. Белла является постиндустриальным (и информационным).
Читать PDF
632.10 кб

Сущность постмодернизма в «Постиндустриальном» обществе

Билан О. А.
Парадокс нынешней социокультурной ситуации состоит в том, что культурный мир, полагая культуру обязательным условием своего социального развития, в то же время игнорирует ее императивы, ограничивает ее потенциальные возможности.
Читать PDF
210.14 кб

Самоактуализация личности в постиндустриальном обществе

Шакарбиев Феликс Германович
В рамках данной статьи самоактуализация личности рассматривается как ценностный феномен, отвечающий требованиям быстро развивающегося постиндустриального общества.
Читать PDF
176.44 кб

Постиндустриальное общество: понятия, тенденция, символы

Афанасьева Т. Ю.
Читать PDF
185.52 кб

Теории постиндустриального общества: Наука или идеология?

Никифорова Лариса Викторовна
Рассматриваются две волны теории постиндустриального общества. Утверждается, что первая (К. Поланьи, Дж. Гэлбрэйт, Дж.

Похожие термины: