ПоссибилистыПОСТ ЭМИЛЬ ЛЕОН

ПОСТ

Найдено 5 определений термина ПОСТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОСТЫ


        распространенное в индуизме обрядово-магич. средство, к-рое служит ритуальному очищению верующего и т. обр. делает более безопасными его контакты с сакральными уровнями бытия (в части., во время праздников). Соблюдение П. считается и определенной нравственной заслугой для верующего.
Н. Краснодембская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ПОСТ...

приставка, с помощью которой образованы названия ряда философских направлений конца XX в. (постмодернизм, постпозитивизм, постструктурализм). В этих названиях определения направлений даются не через указание на их предмет, метод, ценностные ориентации, а через своеобразное отрицание непосредственных предшественников. Особенность этого отрицания - в отличие от диалектического или негативного отрицаний - состоит в том, что оно не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает ее значение (и притязания) постановкой в ряд или "круг" других форм. Это - "порядковое", "комбинаторное" отрицание, сохраняющее сложившуюся предметность философской деятельности, но меняющее (или разрушающее) принятые представления о иерархии установок и методов.

Подобный же способ форм и типов человеческой деятельности мы обнаруживаем и за пределами философии. В конце XX в. широкое хождение в обществе приобретают термины "постиндустриализм", "посткапитализм", "посткоммунизм", "постфордизм" и т. п. Это - парадоксальные термины, поскольку они точно не указывают на П., а лишь фиксируют связь П. с определенным содержанием (индустриализм), с ограничением этого содержания, с возможностью взаимодействия этого содержания с другими содержаниями жизни и деятельности людей. Понятия эти определены "с одной стороны", "с другой стороны", они открыты для преобразования и конкретной переработки. Судя по всему, ориентиры, содержащиеся в подобных П., указывают на условность общей системы, в которой даются определения (философии, общества, культуры, типа деятельности), а стало быть, и на необходимость доведения общих определений до конкретного представления об особом способе организации характеризуемого предмета.

В. Е. Кемеров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

ПОСТЫ

религ. запреты или ограничения на пищу вообще или нек-рые ее виды. Используются в разных религиях как одно из важных средств церк. регламентации жизни верующих, углубления их религиозности. По словам богословов, П. являются .действенным средством очищения и обновления человеческой души». Существуют многодневные и однодневные П. В православии к первым относятся великий П. перед пасхой, рождественский, или Филиппов, - перед рождеством, Петров - перед праздником апостолов Петра и Павла и успенский - перед успением. Однодневные П. предписываются верующим по средам и пятницам, а также в др. дни года (напр., в крещенский сочельник, в праздник воздвижения креста и. т. д.). Во время П. запрещается совершение таинства брака, участие в к.-л. светских увеселениях. В исламе важное место занимает поет ураза, во время к-рого запрещается прием пищи от восхода до заката солнца. В иудаизме наряду с обществ. П. (в судный день или в дни памятных событий в жизни иудеев) существуют индивидуальные — по обету, в день почитания памяти родителей. Пищевые запреты уходят корнями в далекое прошлое, когда вследствие недостатка продуктов питания люди вынуждены были идти на самоограничения в еде. Со временем эти запреты получили релит, санкцию. Требуя от верующих строгого соблюдения П., релит, проповедники ставили в пример подвижников, к-рые доводили себя П. до изнурения. В дни П. в храмах царит особая обстановка, к-рая способствует выработке у верующих «покаянного настроения», желания исповедоваться в грехах, укрепляет их в убеждении, что человек, «предоставленный самому себе, не в силах победить низкую природу и грех», он должен возложить надежды на бога и церковь, связать с ними свою жизнь. В наст. вр. духовенство делает нек-рые послабления в требованиях соблюдать П., разрешая в отд. случаях лицам, к-рым противопоказано воздержание от пищи, не столь строго придерживаться ре-лиг. предписаний. Однако при этом они призываются к неукоснительному соблюдению «духовного воздержания», «очищению от грехов» и покаянию. Т. о., П. остаются важным средством идеологич. и эмоц. воздействия на верующих.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПОСТ

(Fast, Fasting). Полное или частичное воздержание от пищи в течение какогото времени, к к-ром у прибегают обычно из религиозных или нравственных соображений. Религиозные предписания, касающиеся отношения к пище, могут быть самыми разными. Так, зороастризм запрещает воздерживаться от пищи, а джайнизм учит бесстрастию и отрешенности, предполагая, что вершина всех устремлений верующего  добровольный уход из жизни посредством поста.

Почти все религии поощряют или освящают пост в той или иной форме. В религиях первобытных и примитивных обществ он часто становится средством воздействия на богов или их умилостивления, борьбы с неурожаем и подготовки к совершению таких обрядов, как инициация или оплакивание. Древние греки постились перед тем, как обратиться к оракулу; американские индейцы считали, что пост необходим воину для обретения тотема; африканские шаманы воздерживались от пищи, когда общались с духами. Для многих восточных религий характерно представление о том, что, голодая, можно обрести ясновидение и мистические способности. В иудаизме, нескольких христианских конфессиях и исламе существуют определенные периоды, установленные для поста, крый связывают либо с усмирением плоти, либо с раскаянием в грехах. По требованиям ислама, во время рамадана, ежегодного поста, мусульмане воздерживаются от пищи и питья от рассвета до заката солнца.

В иудаизме, согласно закону, для всеобщего поста выделялся только один день в году  день Очищения (Лев 16:2931; 23:2632; Чис29:711). Темне менее в ВЗ есть упоминания и о других постах, всеобщих и частных, крые в сочетании с молитвой были установлены в знак скорби (1 Цар 31:13; 2 Цар 1:12), печали и раскаяния (2 Цар 12:1523; 3 Цар 21:2729; Неем 9:12; Иоил 2:1213), а также для того, чтобы показать смирение перед Богом (2 Пар 20:14; Пс 34:13; 68:11; 108:24; Дан 9:3). Однако Св. Писание устами пророков осуждает пост, если он не сопровождается праведными делами, и обличает его как пустое законничество(Ис50:8; Иер 14:1112).

Иисус постился в пустыне, перед тем как выйти на служение (Мф 4:12; Лк 4:12). Однако, по свидетельству НЗ, Он упоминал о посте только дважды  когда предостерегал учеников от показного благочестия и когда указывал на то, что они будут поститься лишь после того, как Он их покинет (Мф 6:1618; 9:1415; ср. Мк 2:1820; Лк 5:3335). В отличие от Иоанна Крестителя и фарисеев Иисус не настаивал на необходимости поста и не устанавливал для своих учеников никаких правил, связанных сего соблюдением.

Первые христиане не придавали особого значения посту, однако постились в связи с важными событиями в жизни общины (Деян 13:23; 14:23). Более того, иудеохристиане соблюдали еврейский обычай поста и молитвы по понедельникам и четвергам (в нач. II в.  очевидно, в ходе борьбы с иудействующими  эти дни были заменены средами и пятницами). Как бы то ни было, посты обычно заканчивались в полдень и не считались строго обязательными. Позже пост по средам и пятницам подготавливал христиан к празднованию Пасхи.

ВIV в. христианство получило официальное признание в Римской империи. Как государственный институт Церковь все больше значения придавала форме, обряду и литургии. Все теснее становилась связь между постом, теологией законнического толка, а также концепцией воздаяния за добрые дела. В том же IVв. вместо двухдневного поста перед Пасхой, принятого в древней Церкви, был введен сорокадневный, крый в Хв. считался уже обязательным для всего западного христианского мира. К-ром е того, с самого начала пост стал необходимым элементом в жизни первых монашеских общин. Когда мученичество как высший акт жертвенного служения Богу вытеснил в IV в. монашеский путь спасения, то под влиянием аскетической практики воздержания от пищи, распространенной у монахов, среди мирян развилась любовь к постничеству.

В Средние века были установлены и включены в церковный календарь еще несколько постных дней, приходящихся на начало важнейших сельскохозяйственных операций. В Италии дни обязательного поста среда, пятница и суббота, следующая после великопостного воскресенья, а также день Пятидесятницы и 14 сент. Четвертый пост  с 13 дек. и до праздника Рождества  был установлен позже.

Протестантские реформаторы XVI в. (исключая англикан) отвергали обязательные посты наряду со многими другими обрядами и формальными предписаниями Католической церкви. Анабаптисты, оказавшиеся в этом вопросе гораздо решительнее остальных религиозных течений той эпохи, лишили пост обязательного характера, сделав его частным делом верующих. Каждый анабаптист мог сам для себя решать, насколько пост способствует его молитве, самодисциплине и благочестию.

Католическая церковь продолжала сохранять календарь постных дней вплоть до XXв., пока решениями нескольких актов Второго Ватиканского собора календарь не подвергся изменениям. Более того, в наше время католики связывают пост с призывом любить ближнего и видят в практике поста символ братского уподобления нищим и голодным. В некрых христианских кругах  католических и некатолических, евангелических и неевангелических  все популярнее становится обычай совместной ск-ром ной трапезы, после чего сумму, соответствующую стоимости обычного обеда, жертвуют на нужды гододающих. В этом видят современный вариант поста. В XX в. участники движения пятидесятниковхаризматов много писали о преимуществах поста, указывая на то, что в сочетании с молитвой пост служит средством углубления духовной жизни и обретения благодати Божьей. Некрые лидеры этого движения даже утверждают, что с помощью поста и молитвы можно придать определенное направление ходу истории.

Однако пост, как и другие религиозные практики, не исключает возможности злоупотреблений, особенно в тех случаях, когда его значимость преувеличивается за счет других учений, содержащихся в Св. Писании, либо когда он становится средством достижения эгоистических целей. Библия предостерегает от искажения истинных целей поста и прочих религиозных практик, чтобы они не превратились лишь в средства получить от Бога те или иные материальные блага, не стали простой формальностью и самоцелью, подменяя подлинное раскаяние показной религиозностью (Ис 58; Зах 7:5; Мф 6:16). Более того, психологические исследования показывают, что иногда постом злоупотребляют, чтобы вызвать "видения", крые могут причинить вред. С другой стороны, Библия свидетельствует о том, что пост и молитва могут стать ценной составляющей в общинной и частной жизни христианина, хотя к ним следует обращаться с величайшей осторожностью, чтобы они не выродились в пустую обрядность или в попытку манипулировать Богом.

R.D. l1nder (пер. В. Р.)

Библиография: Н. Franke, Lent and Easter; A. Wallis, Gods Chosen Fast; J. L. Beall, TheAdventure of Fasting; D. Prince, Shaping History Through Prayer and Fasting; ?. N. Rogers, Fasting: The Phenomenon of SelfDenial; A. Cott et al., Fasting: A Way of Life; A.M. Fulton, ed.,The FastingPrimer;O. Dewelt, What the Bible Says about Prayer and Fasting.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПОСТ-

Oт ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода) Рабочее понятие, используемое В.Бычковым для обозначения современной (условно — с сер.ХХ в., с поп-арта в искусстве, хотя истоки его коренятся в начале нашего столетия) ситуации в сфере культуры, и прежде всего, в художественной культуре. П. рассматривается как некий переходный период (переходная среда) от Культуры (с большой буквы — см: Художественная культура XX века) к чему-то принципиально ИНОМУ. Если под Культурой в ее средиземноморско-европейском варианте, по крайней мере, иметь в виду одухотворенное сущностное ядро цивилизации, всеобъемлющую материализованную носительницу Духа, то П. — это: или 1. идущая ей на смену в XX в. супертехнизированная, компьютеризированная потребительская цивилизация, изгнавшая Дух и оставленная Духом; или 2. некий уникальный переходный период в культурно-цивилизационном процессе, соответствующий астральному переходу из эры Рыб в эру Водолея; глобальному переходу человечества в новый эон бытия, предпосылки которого закладываются НТП (см.: НТП и искусство) XX в., но были в какой-то мере предопределены всем ходом исторического бытия человечества; переход от Культуры к чему-то принципиально иному; соответственно — к иным формам и способам материализации, актуализации, выражения Духа и духовного, слабо доступным восприятию человека традиционной Культуры. XX век — особый, уникальный век в человеческой истории; последний век традиционной Культуры (Культуры Книги, Культуры творческой Личности, в частности) и одухотворенного Искусства и первый век какой-то грядущей глобальной ИНАКОВОСТИ, которая пока на уровне искусства знаменуется, прежде всего, хаосогенной (почти энтропийной) вакханалией артефактов — плодов атомно-компьютерной цивилизации, обоготворившей материю и материальность, вещь и вещность, тело и телесность и отринувшей Дух и духовное, нравственное, эстетическое, да и собственно человеческое в его традиционном гуманистическом смысле. Антропный принцип и гуманистические ценности, как сущностные основания Культуры, уходят в историю, уводя с собой и Культуру. Им на смену приходит нечто (П.), слабо поддающееся пониманию и описанию в рамках традиционных мыслительных практик. Художественно-вне-художественная культура-анти-кулътура XX столетия — это причудливая смесь, мозаика из все еще ярких кубиков смальты Культуры и бесчисленных поделок и отбросов новейшей цивилизации; поделок, однако, не лишенных значения и своеобразных смыслов, во многом, правда, непонятных носителям Культуры, тем, кто еще — в Культуре. П. — это принципиально иное, вынесенное за («по ту сторону», как говаривал Ницше) рамки традиционных континуальных, каузальных, аксиологических отношений. Это — вне(сверх)смысловое завершение, алогичный конец логического развития; плод, впитавший в себя все, но являющий собою нечто, отрицающее все, его питавшее; это — отрицание и утверждение одновременно. Отрицание Духа и Культуры; утверждение на их основе чего-то принципиально иного, неведомого, почти недоступного пониманию представителей традиционной Культуры. То ли знамение конца человеческой истории и человечества, как тупиковой ветви жизни вообще; то ли начало триумфа глобальной бездуховности, свидетельствующего о нарождении нового типа человека-робота; то ли пред-чувствие каких-то совершенно иных форм космической духовности, выводящей человечество на новый уровень космического бытия, где место человеческой личности займет некий единый планетарный космо-антропо-организм с новым уровнем сознания, состоящий из множества клеток-людей, функционирующих в единой системе; то ли предвестие чего-то совсем непредставимого пока человеческому сознанию. Во всяком случае П., как феномен художественно-эстетичского сознания, всегда наиболее чутко и рано реагирующего на все космо-социоантропные изменения, знаменует собой некий глобальный переход подобного уровня. Художественно-вне-художественная культура-анти-культура нашего столетия — это «строматы» из множества авангардных ликов Культуры — арте-феноменов, завершающих развитие многовековой истории европейско-средиземноморской Культуры, начала которой теряются в исторических глубинах Шумера, Вавилона, Древнего Египта, античной Греции, и из бесчисленных уже, хотя и часто эфемерных, неустойчивых мгновенно возникающих и исчезающих артефактов — своеобразных иероглифов П. Арте-феномены нашего века, особенно такие столпы авангардного искусства, как Пикассо, Матисс, Кандинский, Шагал, Малевич, Клее, Миро, Дали, Мур, — последние носители Духа и, отчасти, предтечи (в этом один из закономерных парадоксов XX в.) новой эпохи бездуховного или мио-духовного П., пророки Апокалипсиса Культуры. Артефакты — отринувшие Дух и все духовное (в их традиционном бытии) произведения и поделки П. ИНАКовость артефактов П. хорошо ощущается (во всяком случае начиная с поп-арта), но смысл и сам факт их бытия пока плохо поддается, если поддается вообще, традиционной искусствоведческо-эстетической дескрипции. Ибо ИНАКовость не столько в форме, которая тоже — иная, но достаточно понятна на уровне эстетического опыта и, как и любая форма, поддается определенному дискурсу; сколько — в принципиально ином духе, смысле, содержании (если все эти термины классической эстетики уместны и применительно к явлениям какого-то иного уровня) этой арт-не-арт-культуры-не-культуры, или арт-реальности, а точнее всего — арт-ИНАКовости. Иной объект требует и иной дескрипции. В.Бычковым разработан и применяется на практике специальный метод вербализации эстетического опыта проникновения в арте-феномены и артефакты XX в. — ПОСТ-адеквации. Можно выделить 3 более-менее отчетливых этапа и состояния П.: 1. Предметный — начинается с рэди-мэйд Дюшана и характеризуется возведением в ранг произведения искусства любого утилитарного, часто самого незначительного предмета цивилизации, изъятого из его утилитарно-функционального контекста и помещенного в среду и пространство художественного музея или художественной выставки, галереи в качестве полноправного произведения искусства. 2. Предметно-композиционный, когда из утилитарных предметов цивилизации и их частей (деталей, обломков etc) художником создаются специальные инсталляции, ассамбляжи, на их основе и с их использованием организуются особые пространства — энвайронменты и пространственно-временные действа: перформансы, акции, хэппенинги. Он начался с того же Дюшана, поп-арта и достиг своего апогея в последней трети XX в. в творчестве Й.Бойса, Я.Кунеллиса, Р.Хорн и др. Здесь важнейшую роль приобретают семантика и специфическая поэтика случайных (как правило, алогичных, часто абсурдных — см.: Абсурд) сочетаний несочетаемых в утилитарной практике вещей и предметов и их частей; внутренняя неявная энергетика визуальных, тактильных, пластических, динамических и т. п. связей, реализованных только в данной конкретной композиции и в данном пространстве; возникновение некой новой пространственно-временной среды, в которую реально погружается реципиент. 3. Электронный — здесь в качестве главных элементов для создания Art-объектов используются уже не сами реальные предметы цивилизации, но их аудиовизуальные симулякры — кино-, видео-, компьютерные образы в бесчисленных комбинациях с принципиально новыми электронными видеоаудио-образованиями. На первый план выходят видео-инсталляции и компьютерные объекты, хотя в сочетании с ними еще часто используются и реальные предметы и их элементы. Все большую роль начинают приобретать виртуальные объекты и активные кибер-пространсгва, создаваемые в сети Internet (см.: Нет-арт); активно осваиваются приемы моделирования многообразных, многоуровневых виртуальных реальностей, в которых реципиент выступает в качестве активного действующего персонажа. На втором и третьем этапах П. большую роль играет фотография в ее документальной функции. Фото выступает здесь полноправным активным, поддающимся морфингу и другим электронным манипуляциям заместителем предмета вне зависимости от того, существует ли еще сам оригинал. В последние два-три десятилетия заметное место в П. занял постмодернизм. Однако П. не сводится к постмодернизму. Это более глобальное явление, включающее постмодернизм в качестве одной из многих составных частей. П. — это качественный скачок в сознании и материи; стремительный процесс снятия одного и становления иного: нового общечеловеческого унифицированного менталитета, новой мыслительной пластики, иного бытия в социуме, иного арт-мышления, иной структурности, иных форм выражения; иной пространственности и иной образующей ее телесности и т. д. и т. п. П. сменяет Культуру и несет с собой и в себе все ПОСТ-. Лит.: КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М.,1998; КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999; Бычков В.В. К историософии современного искусства (Дескриптивно-лексикографический срез) // Пространства жизни. К 85-летию академика Б.В.Раушенбаха. М., 1999. С. 353 - 383; КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000; Коrnе-wiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow, 1998. В.Б.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено схем по теме ПОСТ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОСТ — 0

Найдено книг по теме ПОСТ — 0

Найдено презентаций по теме ПОСТ — 0

Найдено рефератов по теме ПОСТ — 0