пороги эпистемологические

Найдено 1 определение
пороги эпистемологические
ПОРОГИ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ - понятие Мишеля Фуко, обоснованное им в книге «Археологии знания» («L´archelogie du savoir», 1969; рус. пер.: СПб., 2004). Идея порога предполагает изучение качественной специфики различных познавательных образований, она принимает в расчет наряду с науками и дисциплинами менее упорядоченные и менее формализованные слои знания.         Фуко вычленяет четыре эпистемологических П. (seuils), или уровня, которые характеризуют состояние и способы функционирования «дискурсной формации» в целом или отдельных ее фрагментов.         П. позитивности достигается в познавательном поле в тот момент, когда та или иная дискурсная практика приобретает самостоятельность, впервые вычленяя собственную систему построения высказываний.         П. эпистемологизации достигается в тот момент, когда те или иные совокупности высказываний начинают соблюдать определенные нормы верификации (это может быть функция образца, критическая функция и др.).         П. научности достигается в тот момент, когда эпистемологические конфигурации начинают подчиняться более строгим законам построения высказываний, когда возникает начальная возможность формализации.         П. формализации предполагает возможность создания из элементов научного дискурса такой постройки, в которой существуют свои аксиомы и правила преобразования, свои более или менее строго подтвержденные элементы и подструктуры.         Критерии вычленения этих П. не являются жесткими и однозначными, но дают общую ориентацию для анализа многообразных познавательных форм. «Археология знания» изучает способы и моменты достижения этих П. в различных областях знания. Иногда знание довольно быстро обретает «позитивность», но долго ожидает эпистемологизации (один из примеров Фуко — психопатология, которая в течение ряда веков существовала как некая дискурсная практика, но достигла эпистемологизации лишь в 19 в. уФ. Пинеля). Для большинства областей гуманитарного познания сложен переход от «эпистемологизации» к «научности» и тем более — от «научности» к «формализации». Единственная наука, которая преодолела все П. едва ли не одновременно, — это математика, однако этот пример не пригоден при анализе познавательных образований с более размытыми конфигурациями. В любом случае цель исследователя — избежать представлений об «ортогенезе разума», или таких суждений, в которых знание мыслится на основании жесткого водораздела — «научное» и «ненаучное».         Н.С. Автономова

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки